СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности « Творческая математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Творческая математика » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс»















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Творческая математика»

5 класс







Учитель: Монахова М.Н.

2019 -2020 учебный год





Пояснительная записка



Курс внеурочной деятельности « Творческая математика» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Творческая математика » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.





























Цель курса:

развитие математических способностей и логического мышления;

развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса:

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

раскрытие творческих способностей ребенка;

развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;

наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Содержание курса:

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Знают особые случаи устного счета

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России.

    

Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

Контролируют действия партнера

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Решают нестандартные задачи разрезание

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах

Различают способ и результат действия.

Владеют общими приемами решения задач.

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.

Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Знают определения основных геометрических понятий

Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом.умеют составлять занимательные задачи;

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Владеют общим приемом решения задач.

Могут участвовать в диалоге

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Умеют применять изученные свойства и формулы

Могут аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

Решать несложные практические задачи на построение

Могут проводить сравнительный анализ

Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

Умеют строить монологическое контекстное высказывание

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

Умеют планировать пути достижения целей

Умеют анализировать свойства геометрических фигур

Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду,





I модуль: « Логические задачи»

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Дата

1

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

1

3.09

2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»

1

 10.09

3

Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.

1

 17.09

4

Интересный способ умножения. Мир больших чисел.

1

 24.09

5

Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).

1

 1.10

6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся

на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.

1

 8.10

7

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».

1

 15.10

8

Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

1

 22.10

9

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

 23.10

10

Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты.

1

 30.10

11

Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?

1

 12.11

12

Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

Решение олимпиадных задач различными способами.

1

 19.11

13

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

 26.11

14

Прибавление четного. Знак произведения

1

 3.12.

15

Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».

1

 10.12

16

Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».

1

 17.12

17

Решение олимпиадных задач. Зачет.

1

 24.12

















II модуль : « Занимательная математика».

п/п

Изучаемый материал

Кол-во

часов

Дата

1

Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .

Игра «Буриме» с использованием чисел.

1

 14.01

2

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу).

1

 21.01

3

Старинные меры . Оригами

1

 28.01

4

Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»

1

 4.02

5

Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.

1

 11.02

6

Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».

 

 18.02.

7

Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .

1

 25.02.

8

Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус

« Продень монетку».

1

 3.03

9

Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты).

1

 10.03

10

Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)

1

 17.03

11

Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай».

1

 

12

Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.

1

 

13

Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)

1

 

14

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.

1

 

15

Геометрические задачи на разрезание.

1

 

16

Тестовые задачи (переливание).

1

 

17

Логические задачи. Зачет

1

 













Формы проведения занятий

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.



КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.



Творческие работы учащихся по темам:

1. Счет у первобытных людей

2.Цифры у разных народов.

3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

4. Математика в сказках.

5. Математические даты.

6. Математика в профессиях.

7.Задачи в стихах.

8. Геометрия в архитектуре.













ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.

8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.

11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва .Просвещение 1994.

12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!