СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г. Ангарск





«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла,

прот. №_1__ «__30_»_август_____2022г.

Руководитель ШМО

__________/Судомойкина Е.В.

«СОГЛАСОВАНО»

«____»__________2022г.


Заместитель директора по МР

__________/Сошникова В.А..


«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ «СОШ № 6»

_____________/ Морозова И.В.


Приказ № ___от_______2022г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет

элективный курс «Грамотеи»

Класс

5 а

предметная область

филология

Учебный год

2022-2023 г

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО, кв. категория)

Александрова Татьяна Борисовна,

соответствие занимаемой должности









Ангарск, 2022




Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотеи» для 5 класса разработана на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской и др Рабочие программы: состав.Е.И.Харитонова.(М.: Дрофа, 2020г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Сроки реализации программы:1 год. Программа реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин.), всего – 34 часа в год в 5 классе.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития учащихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.


Общая характеристика курса «Грамотеи»


Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Весёлая грамматика» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Весёлой грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Весёлая грамматика» уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников этических норм речевого поведения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное врем.



Отличительные особенности программы

Цели:

  • создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации учеников к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;

  • формирование мотивации к исследованию фонетических единиц, лексического, морфемного и морфологического содержания слова;

  • формирование навыков анализа творческой деятельности;

  • продолжение формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;

  • продолжение развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков ученика;

  • продолжение формирования личности, способной к активной творческой деятельности в социуме.


Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

  1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

  2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

  3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

  4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

  5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок.

  • анализ текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразным дидактическим материалом;

  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, синквейнов

В каждом занятии прослеживаются три части:

    • теоретическая,

    • практическая,

    • игровая

Основные методы и технологии

    • технология разноуровневого обучения;

    • развивающее обучение;

    • технология обучения в сотрудничестве;

    • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;

  • корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;

  • определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;

  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.

Рефлексивные УУД:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;

  • применять самодиагностику и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.

Предметные результаты:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;

  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Грамотеи» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.


Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Тема 1.Ознакомление учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Раздел 1.


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)

Тема 2.Диалог о звуках

Тема 3.Гласные и согласные

Тема 4.Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

Тема 5.Двойная роль букв у, ё, ю, я.

Тема 6.Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

Тема 7.Приставка

Тема 8.Приставочный способ образования слов

Тема 9. Суффикс

Тема 10.Суффиксальный способ образования слов.

Тема 11.Сказочные превращения (этимологические исследования)

Тема 12.Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

Изучаются заявленные темы с использованием занимательного дидактического материала, в завершение этого раздела учащиеся представляют свои творческие работы.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (6 ч)

Тема 13. Зачем нужно знать алфавит

Тема 14. В чём секрет правописания морфем

Тема 15. Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов.

Тема 16. Они такие классные, удвоенные согласные

Тема 17. Их следует запомнить (Словарные слова)

Тема 18. Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием

Тема 19. В гости к Марии и Дарье (падежные окончания существительных)

Тема 20. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема 21. Не пером пишут – умом. Тайны письма.(2ч.)

Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфемика.Морфология. Синтаксис.) (4ч)

Тема 22. Ума палата, или о фразеологии.

Тема 23. Имена вещей. Поиграем со словами.

Тема 24. В царстве смыслов много дорог. Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.

Тема 25. Морфология. «Создаём газету». Создание творческих газет.

Тема 26. Морфология. «Создаём газету». Защита проектов

Тема 27. Синтаксис. Игра «Редактор»

Тема 28. Составление лингвистической сказки (по теме «Синтаксис»)

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности.


Речевой этикет.(2 ч)

Тема 29. Правила речевого этикета.

Тема 30. Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Изобразительно-выразительные средства языка

Тема 31. Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.

Тема 32. «Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.

Тема 33. Творческая мастерская.

Изучается роль изобразительно-выразительных средств в русском языке, учащие учатся применять полученные знания на практике, исследуя тексты писателей-классиков и создавая свои тексты поэтического содержания.

Обобщающее занятие(1ч)

Тема 34. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети в течение всего курса.


Календарно-тематическое планирование


№№

11

Тема

Количество часов

Коррекция

по плану

фактически


1

Организационное занятие.

07.09

07.09



Диалог о звуках.

14.09

14.09



Гласные и согласные

21.09

21.09



Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

28.09

28.09



Двойная роль букв у, ё, ю, я.

05.10




Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи.

12.10




Приставка

19.10




Приставочный способ образования слов

26.10




Суффикс  

10.11




Суффиксальный способ образования слов


17.11



1

Сказочные превращения    (этимологические исследования )

23.11




Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

30.11




Зачем нужно знать алфавит?

07.12




В чём секрет правописания морфем

14.12




Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов

21.12




Они такие классные,  удвоенные согласные





Их следует запомнить (Словарные слова)





Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием





В гости к Марии и  Дарье (падежные окончания существительных)





Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания





Не пером пишут – умом. Тайны письма.





Ума палата, или о фразеологии





Имена вещей. Поиграем со словами.





В царстве смыслов много дорог.  Афоризмы. Анаграммы и метаграммы





Морфология. «Создаём газету»

Создание творческих газет






Морфология. «Создаём газету».

Защита проектов






Синтаксис. Игра «Редактор»





Творческий проект «Составление лингвистической сказки» (по теме «Синтаксис»)





Правила речевого этикета.





Формула речевого этикета.





Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.






«Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.





Аукцион знаний.





Литература

 

    1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (2021г).

    2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).

    3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык -М.: Просвещение, 2010. (Стандарт второго поколения).

    4. Программа по русскому языку. 5-9 классы (под редакцией М.В.Разумовской, 2018г).:м., Дрофа.

    5. Мещеряков. В.Н. жанры школьных сочинений: теория и практика написания-М., 2000.

    6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000

    7. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

    8. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005

    9. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.

    10. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.

    11. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/ М., Просвещение, 1978.

    12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный изд. центр «Владос», Москва, 2004

    13. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007

    14. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.

    15. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.

    16. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007

    17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения). – с. 35-36.

    18. Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

    19. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!