МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _____________________ _____________________ Руководитель ______________________ Протокол От 30.08.2019 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Куратор _______________ Прокопьева О.Н. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 ________________ Н.П.Маркова Приказ № 219 од от 31.08.2019 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное творчество»
на 2019 – 2023 учебный год
Классы: 1-4
Учитель: Баталова А.А.
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Декоративно-прикладное творчество»» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года с изменениями и дополнениями;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г №19993; с изменениями №3 внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81, зарегистрированного в Минюст Российской Федерации 18 декабря 2015г №40154;
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного в Минюст России 22 декабря 2009г №17785; Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576;
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 №09-1672;
Приказа Минобрнауки России от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрированного в Минюст России 03 февраля 2011 г №19682;
Актуальность и новизна программы.
Декоративно-прикладное искусство, является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходить в контексте изучения разных художественных культур.
Воспитать любовь к прекрасному. Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Цель программы:
- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное искусство;
- развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности;
- дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Учитывая взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшение в процессе эстетического анализа, украшением декоративно-прикладного искусства.
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание необычных композиций росписи;
Развитие мелкой моторики рук детей;
Обогащать словарный запас детей.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение одного часа в неделю в 1-4 классах.
Общее число часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие);
Индивидуальная работа;
Экскурсии.
Ожидаемые результаты.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и всеми учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в запущенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальнойсреде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружеской среды гимназии, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 7 |
3. | Работа с бумагой и картоном | 11 |
4. | Работа с пластилином и соленым тестом | 6 |
5. | Работа с тканью и нитками | 7 |
6. | Отчетная выставка работ школьников | 1 |
| Всего | 33 |
Календарно-тематическое планирование
«Декоративно-прикладное искусство»
1 класс (1 час в неделю - 33 часа)
№ п/п | № заня тия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы. Техника безопасности на занятиях. | | | |
Работа с природным материалом |
2 | 1 | Ознакомление с природным материалом: палочками, ягодами рябины, ракушками, семенами плодов, крылатками кленов. Техника безопасности при работе с природным материалом. | | | |
3 | 2 | Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. | | | |
4 | 3 | Аппликация из засушенных трав и листьев «Аквариум». | | | |
5 | 4 | Аппликация из засушенных трав и листьев «Забавные человечки». | | | |
6 | 5 | Аппликация из засушенных трав и листьев «Осенний пейзаж». | | | |
7 | 6 | Изготовление поделок из шишек, каштанов и других природных материалов. | | | |
8 | 7 | Изготовление поделок из скорлупы орехов и других природных материалов. | | | |
Работа с бумагой и картоном |
9 | 1 | Знакомство с видами и свойством бумаги. Сгибание в различных направлениях, деление бумаги на части, получение множества деталей методом сложения слоев, разметка по шаблону, линейке, трафарету. | | | |
10 | 2 | Создание занимательных игрушек из бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. | | | |
11 | 3 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Цветы в вазе». | | | |
12 | 4 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Цветы в вазе». | | | |
13 | 5 | Изготовление животных в технике оригами. | | | |
14 | 6 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Море и кораблик» | | | |
15 | 7 | Творческая работа в технике бумажной пластики «Море и кораблик». | | | |
16 | 8 | Аппликация из полос бумаги «Тортик». | | | |
17 | 9 | Изготовление закладок для книг и тетрадей. | | | |
18 | 10 | Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Самолетики разных типов с последующим состязанием. | | | |
19 | 11 | Объемные игрушки из бумажных полос. | | | |
Работа с пластилином и соленым тестом |
20 | 1 | Виды и способы лепки пластилина. Виды глиняных народных игрушек. | | | |
21 | 2 | Пластилинография «Цветик – семицветик». | | | |
22 | 3 | Лепка овощей и фруктов по образцу. | | | |
23 | 4 | Пластилиновый зоопарк. Лепка животных. | | | |
24 | 5 | Пластилиновая аппликация «Сова». | | | |
25 | 6 | Натюрморт из чайной посуды. | | | |
Работа с тканью и нитками |
26 | 1 | Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2-3 полоски. | | | |
27 | 2 | Аппликация с использованием плетеных «косичек». | | | |
28 | 3 | Аппликация из ниток «Грибок». | | | |
29 | 4 | Пришивание пуговиц. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. | | | |
30 | 5 | Аппликация из пуговиц. | | | |
31 | 6 | Изготовление цветов из ткани. | | | |
32 | 7 | Изготовление птичек из ткани. | | | |
33 | 8 | Отчетная выставка работ школьника. | | | |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Работа с бумагой | 7 |
3. | Работа с различными тканями | 7 |
4. | Работа с природным материалом | 6 |
5. | Кожная пластика | 5 |
6. | Морские пришельцы (работа с ракушками) | 6 |
7. | Отчетная выставка – ярмарка работ | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Декоративно-прикладное искусство»
2 класс, 1 час в неделю, 34часа в год
№ п/п | № заня тия в теме | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Вводное занятие (2 часа) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Декоративно-прикладное искусство. | | | |
2 | 2 | Экскурсия в парк. | | | |
Работа с бумагой (7 часов) |
3 | 1 | Наши эксперименты. | | | |
4 | 2 | Оригами: транспорт (кораблик, автомобиль, самолетик). | | | |
5 | 3 | Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. | | | |
6 | 4 | Обрывная аппликация «Зимой на дереве», «Летом на лугу», «Волшебная осень», «Весной в саду». | | | |
7 | 5 | Квилинг: цветы, панно. | | | |
8 | 6 | Мозаика из сердечек (гусеница). | | | |
9 | 7 | Новогодние снежинки. | | | |
Работа с различными тканями (7 часов) |
10 | 1 | Виды тканей. | | | |
11 | 2 | Игольница. | | | |
12 | 3 | Мягкая игрушка. | | | |
13 | 4 | Мягкая игрушка. | | | |
14 | 5 | Мягкая игрушка. | | | |
15 | 6 | Аппликация из ткани. | | | |
16 | 7 | Аппликация из ткани. | | | |
Работа с природным материалом (6 часов) |
17 | 1 | Поделки из природных материалов. | | | |
18 | 2 | Картина из пластилина. | | | |
19 | 3 | Панно из круп, семян. | | | |
20 | 4 | Поделки из шишек. | | | |
21 | 5 | Поделки из желудей. | | | |
22 | 6 | Композиция «Дары матушки Земли». | | | |
Кожная пластика (5 часов) |
23 | 1 | Художественная обработка кожи. | | | |
24 | 2 | Декоративный ремешок для часов. | | | |
25 | 3 | Брошь. | | | |
26 | 4 | Миниатюрный сувенир – подарок. | | | |
27 | 5 | Панно из ремешков. | | | |
Морские пришельцы (работа с ракушками) (6 часов) |
28 | 1 | Виды ракушек, хранение и обработка. | | | |
29 | 2 | Аппликация «Морское дно». | | | |
30 | 3 | Ассамбляж «Медуза». | | | |
31 | 4 | Ассамбляж «Медуза». | | | |
32 | 5 | Изготовление рамки для фотографии. | | | |
33 | 6 | Изготовление рамки для поделок. | | | |
Отчетная выставка – ярмарка (1 час) |
34 | 1 | Отчетная выставка работ учащихся. | | | |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Работа с бумагой и картоном | 10 |
2. | Работа с природным материалом | 3 |
3. | Работа с пластилином | 5 |
4. | Работа с тканью и нитками | 6 |
5. | Работа с разными материалами | 9 |
6. | Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Декоративно-прикладное искусство»
3 класс, 1 час в неделю, 34часа в год
№ п/п | № заня тия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Работа с бумагой и картоном (10 часов) |
1 | 1 | Вводное занятие. Из истории бумаги. Оригами. Бабочки. | | | |
2 3 | 2 3 | Художественное моделирование из бумаги путем складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению «Путаница». | | | |
4 5 | 4 5 | Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Поросенок. | | | |
6 | 6 | Объемная аппликация из скученной бумаги. Лилия. Корова. | | | |
7 8 | 7 8 | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Филин на ветке». | | | |
9 10 | 9 10 | Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек». | | | |
Работа с природным материалом (3 часа) |
11 | 1 | Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | | | |
12 | 2 | Панно из семян «Подсолнух». | | | |
13 | 3 | Объемные композиции из природных материалов. | | | |
| | Работа с пластилином ( 5 часов) | | | |
14 15 | 1 2 | Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | | | |
16 | 3 | Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка «Парусник». | | | |
17 | 4 | Налепные украшения «Универсальный робот», «Принцесса». | | | |
18 | 5 | Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. | | | |
Работа с тканью и нитками (6 часов) |
19 20 | 1 2 | Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | | | |
21 22 | 3 4 | Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток. | | | |
23 24 | 5 6 | Игрушка из ткани и картона «Мышка». | | | |
| | | | | |
25 26 | 1 2 | Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек» «Ветка сирени». | | | |
27 28 | 3 4 | Мозаика из карандашных стружек «Дюймовочка». | | | |
29 | 5 | Мозаика из кусочков поролона «Ягода – малинка». | | | |
30 | 6 | Мозаика из ватных шариков «Гномик». | | | |
31 32 | 7 8 | Мозаика из яичной скорлупы «Аквариум». | | | |
33 | 9 | Изготовление открытки по замыслу. | | | |
Итоговое занятие (1 час) |
34 | 1 | Выставка творческих работ учащихся. | | | |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 7 |
3. | Пластилинография | 6 |
4. | Бумагопластика | 11 |
5. | Работа с нитками и тканью | 8 |
6. | Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Декоративно-прикладное искусство»
4 класс, 1 час в неделю, 34часа в год
№ п/п | № заня тия в теме | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | 1 | Вводное занятие. Введение в мастерство. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы. Техника безопасности на занятиях. | | | |
| | Работа с природным материалом (7 часов) | | | |
2 | 1 | Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала. | | | |
3 | 2 | Плоскостная композиция из листьев растений. | | | |
4 | 3 | Объемная композиция из сухоцветов. | | | |
5 | 4 | Объемные цветы из крылаток клена. | | | |
6 | 5 | Панно из семян и листьев на пластилиновой основе. | | | |
7 | 6 | Аппликация из яичной скорлупы. | | | |
8 | 7 | Аппликация из яичной скорлупы. | | | |
Пластилинография( 7 часов) |
9 | 1 | Путешествие в Пластилинию. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Техника безопасности при работе с пластилином. | | | |
10 | 2 | Рисование пластилином. | | | |
11 | 3 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе «Совушка – сова». | | | |
12 | 4 | Натюрморт из чайной посуды. | | | |
13 | 5 | Выпуклая аппликация из пластилина «Подводный мир». | | | |
14 | 6 | Изготовление животных из пластилина. | | | |
Бумагопластика( 11 часов ) |
15 | 1 | Из истории папье-маше. Знакомство с техникой. | | | |
16 | 2 | Поделки «папье-маше» и их роспись. «Тарелка». | | | |
17 | 3 | Поделки «папье-маше» и их роспись .«Тарелка». | | | |
18 | 4 | Поделки «папье-маше» и их роспись .«Тарелка». | | | |
19 | 5 | Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары. | | | |
20 | 6 | Объемные изделия в технике многослойное торцевание. Топиары. | | | |
21 | 7 | Модульное оригами. Елочка. | | | |
22 | 8 | Модульное оригами. Елочка. | | | |
23 | 9 | Вырезание сюжетных картин в технике «киригами». | | | |
24 | 10 | Вырезание сюжетных картин в технике «киригами». | | | |
25 | 11 | Вырезание открыток. | | | |
Работа с нитками и тканью ( 8 часов ) |
26 | 1 | Полигоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница. | | | |
27 | 2 | Аппликация из ткани на картонной основе. | | | |
28 | 3 | Знакомство с техникой «изложить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработки навыков заполнения различных элементов в технике «изонить». | | | |
29 | 4 | Работа в технике «изонить». | | | |
30 | 5 | Построение выкройки игрушки животного (понятие чертежа и выкройки). | | | |
31 | 6 | Раскрой частей игрушки и сшивание деталей. (Понятие о приемах раскроя). | | | |
32 | 7 | Сшивание частей игрушки и ее набив. | | | |
33 | 8 | Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки. | | | |
34 | 1 | Итоговое занятие. Выставка работ «Наши достижения». | | | |
Литература.
Панышина Т.Г. Декоративно-прикладное искусство. Мн., 1975г.
Перевертель Г.И. Самоделки из разных материалов: книга для учащихся нач.классов по внеклассной работе.- М.:Просвещение, 1985г.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки, Модульное оригами, - М.: АСТ – Пресс книга, 2012г.
Давыдова Т. Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза – Пресс 2005г.
Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К.Гульянц.- М. 1991г.