Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный физик» разработана для учеников 1 класса, согласованна по своему содержанию с учебной программой и основана на интеграции физики, окружающего мира. Особенностью работы внеурочной деятельности
является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах.
Нормативно- правовыми документами реализации ФГОС являются: 1. Федеральный закон «Образование в Российской Федерации» 2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г №373, зарегистрирован в Минюсте России 22декабря 2009года №17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г.№1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля2011г №19707) 3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября2010г.№986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011г. №19682) 4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в МинюстеРоссии3 марта2011г., №19993)5.Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251- 03(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от3 апреля 2003г. №27; зарегистрирован в Минюсте России27 мая 2003г.№4594); 5. Методические рекомендации «О введении федерального образовательного стандарта» Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04 2011г; 6.Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г; 7.Примерная образовательная программа начального общего образования.
Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий. Календарно-тематический план работы внеурочной деятельности «Юный физик» разработан на 2018 -2019 учебный год, рассчитан на 33 учебных часа.
Количество часов в неделю: 1
Цели программы:
1. Образовательная:
– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
выдвигать гипотезы и строить модели;
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и
свойств веществ;
на практике использовать физические знания.
2. Просветительская:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
расширение кругозора учащихся.
3. Воспитательная:
– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания;
чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Основное место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся -
индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, рефлексия.
Курс «Юный физик» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Ожидаемые результаты обучения:
Формирование конкретных практических умений и навыков на основе знакомства с
законами физики.
Повышение оценки учащимися собственных знаний по физике.
Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях курса.
Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики,
показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир. Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения.
Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающему миру решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный физик» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование курса «Юный физик»
№ | Тема | Кол. часов | Дата | Примечание |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Электризация тел. | 1 | | |
3 | Электризация тел. | 1 | | |
4 | Электризация тел. | 1 | | |
5 | Два вида электричества | 1 | | |
6 | Два вида электричества | 1 | | |
7 | Два вида электричества | 1 | | |
8 | Электризация фольги. | 1 | | |
9 | Обнаружение в проводнике свободных носителей заряда. | 1 | | |
10 | Как отличить заряженную гильзу. | 1 | | |
11 | Проводники и изоляторы. | 1 | | |
12 | Обобщающий урок. | 1 | | |
13 | Электрический компас. | 1 | | |
14 | Электрический компас. | 1 | | |
15 | Электрический компас. | 1 | | |
16 | Карусель. | 1 | | |
17 | Соберем электроскоп. | 1 | | |
18 | Электризация тел. | 1 | | |
19 | Электроскоп демонстрирует индукцию. | 1 | | |
20 | Электроскоп обнаруживает знак заряда. | 1 | | |
21 | Электроскоп и два вида заряда. | 1 | | |
22 | Экранировка электроскопа. | 1 | | |
23 | Экранировка электроскопа. | 1 | | |
24 | Жидкие и газообразные проводники. | 1 | | |
25 | Жидкие и газообразные проводники. | 1 | | |
26 | Жидкие и газообразные проводники. | 1 | | |
27 | Жидкие и газообразные проводники. | 1 | | |
28 | Электризация жидкости. | 1 | | |
29 | Электризация пузырей. | 1 | | |
30 | Электризация пузырей. | 1 | | |
31 | Свечение ламп. | 1 | | |
32 | Две гильзы. | 1 | | |
33 | Обобщение | 1 | | |