Пояснительная записка.
Рабочая программа клуба «Планета знаний» по курсу внеурочной деятельности для 4 класса разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897(с изменениями и дополнениями приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712));
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "Богучарская СОШ №1"(с учетом рабочей программы воспитания).
Изучение курса внеурочной деятельности клуба «Планета знаний» общеинтеллектуального направления в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе;
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Основные задачи курса внеурочной деятельности:
расширять кругозор учащихся, развивать их воображение и эмоциональную сферу.
укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
последовательно приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Место курса в учебном плане.
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности клуба «Планета знаний» -34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект.
4. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. [Текст]/ А.А.Плешаков. - Москва. Просвещение. 2007
6. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. [Текст] / А.А.Плешаков.– М.: Просвещение, 2007
2. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе[Текст] / Е.А. Сорокоумова.- М.: АРКТИ, 2007
3. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. [Текст] / Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Планета знаний».
В результате освоения содержания занятий «Планета знаний» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Личностными результатами являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, причастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
•усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
Внеурочные занятия «Планета знаний» помогают ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывают нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Уровни результатов освоения программы:
Первый уровень результатов освоения программы курса - уровень представления (знакомства). Обучающихся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение. А также духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсов рисунков, поделках.
Второй уровень результатов – уровень воспроизведения. Обучаемый может воспроизвести информацию, операции, решать типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Четвёртый уровень результатов – уровень творчества. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На уровне творчества необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо добывать прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нём творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Формы организации и виды деятельности.
Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету.
Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока (занятия) | Количество часов | Основные направления воспитательной деятельности |
Об-щее | На экскурсии | На практику | |
I I | Вводное занятие. | 2ч | | | -воспитание потребности участвовать в творческой деятельности. |
II | Тайны за горизонтом. | 4ч | | 2ч | -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры. |
III | Жили-были динозавры... и не только они. | 5ч | 2ч | 1ч | -воспитание потребности участвовать в творческой деятельности; -сохранять и укреплять своё здоровье. |
IV | Тайны камней. | 4ч | 1ч | 2ч | -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры. |
V V | Загадки растений. | 5ч | 2ч | 2ч | -воспитание потребности участвовать в творческой деятельности. |
VI | Утконос и компания. | 3ч | 1ч | | -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры; -сохранять и укреплять своё здоровье. |
VII | Планета насекомых . | 4ч | 1ч | 2ч | -воспитание потребности участвовать в творческой деятельности |
VIII | Загадки под водой и под землей. | 5ч | 1ч | 1ч | -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры. |
IX | Что такое НЛО. | 1ч | | | -воспитание потребности участвовать в творческой деятельности |
X | Заключение. | 1ч | | | -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры. |
| Итого: | 34 часа | 8 ча-сов | 10 ча-сов | |
7