СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности клуба "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности клуба "Планета знаний" разработана на один год для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности клуба "Планета знаний"»


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа клуба «Планета знаний» по курсу внеурочной деятельности для 4 класса разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897(с изменениями и дополнениями приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712));

  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "Богучарская СОШ №1"(с учетом рабочей программы воспитания).


Изучение курса внеурочной деятельности клуба «Планета знаний» общеинтеллектуального направления в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе;

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

Основные задачи курса внеурочной деятельности:

  • расширять кругозор учащихся, развивать их воображение и эмоциональную сферу.

  • укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.

  • последовательно приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.

Место курса в учебном плане.

Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности клуба «Планета знаний» -34 часа (1 час в неделю).


Учебно-методический комплект.

4. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. [Текст]/ А.А.Плешаков. - Москва. Просвещение. 2007

6. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. [Текст] / А.А.Плешаков.– М.: Просвещение, 2007

2. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе[Текст] / Е.А. Сорокоумова.- М.: АРКТИ, 2007

3. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. [Текст] / Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005.


2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Планета знаний».

В результате освоения содержания занятий «Планета знаний» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

Личностными результатами являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, причастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни

человека;

•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

•освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

•усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);

•сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

Внеурочные занятия «Планета знаний» помогают ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывают нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Уровни результатов освоения программы:

Первый уровень результатов освоения программы курса - уровень представления (знакомства). Обучающихся, находящийся на этом уровне, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему в материальном виде или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне школьник обладает способностью произвести опознание, различение и соотнесение. А также духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсов рисунков, поделках.

Второй уровень результатов – уровень воспроизведения. Обучаемый может воспроизвести информацию, операции, решать типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения – умение и навык. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретенных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Четвёртый уровень результатов – уровень творчества. Как известно, творчеством считается проявление продуктивной активности человеческого сознания. На уровне творчества необходимо, чтобы он не только овладевал знаниями, умениями, навыками, но и умел их применять в деятельности. Надо добывать прочные знания и умения. Нужно пробудить и развить в нём творческие способности. Это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.


3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

 Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Формы организации и виды деятельности.

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету.

Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах.



Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.



Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.


  1. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.


Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения


Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




п/п

Тема урока (занятия)

Количество часов


Основные направления воспитательной деятельности

Об-щее

На экскурсии

На практику


I

I

Вводное занятие.




-воспитание потребности участвовать в творческой деятельности.


II

Тайны за горизонтом.



-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры.


III

Жили-были динозавры... и не только они.


-воспитание потребности участвовать в творческой деятельности;

-сохранять и укреплять своё здоровье.


IV

Тайны камней.


-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры.

V

V

Загадки растений.


-воспитание потребности участвовать в творческой деятельности.


VI

Утконос и компания.



-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры;

-сохранять и укреплять своё здоровье.



VII


Планета насекомых .      




-воспитание потребности участвовать в творческой деятельности

VIII

 Загадки под водой и под землей.

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры.

IX

Что такое НЛО.



-воспитание потребности участвовать в творческой деятельности

X

Заключение.



-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры.



Итого:


34 часа

8 ча-сов

10 ча-сов




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!