МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
Принята педагогическим советом протокол заседания от 30.08.2019 №1 | Утверждена приказом директора МОБУ СОШ №32 от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Весёлые нотки»
Уровень образования: начальное общее
класс 4
учебный год: 2020-2021
Составитель
Педагог
дополнительного образования
Тювикова Т.Н.
Г. Таганрог
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Весёлые нотки» общекультурного направления составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой начального общего образования МОБУСОШ №32. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является важной частью образовательного процесса в школе. Программа разработана на основе программы по музыке – «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., Астрель, 2017 год.
В рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Весёлые нотки» по общекультурному направлению. Предлагаемая программа является интегративной – объединяющей знания таких предметных областей как: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир» и «История». Разнообразие организационных форм и интеллектуальное развитие обучающегося обеспечивают рост творческого потенциала и познавательных мотивов, обогащение форм социального взаимодействия с окружающим миром в познавательной деятельности. Результаты освоения программы соответствуют ФГОС.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыкальному искусству, исполнительских навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
расширить знания обучающихся об истории России, её певческой культуре на основе изучения детских песен и вокальных и инструментальных произведений отечественных композиторов;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос. музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
помочь учащимся получить опыт творческой деятельности;
помочь обучающемся овладеть практическими умениями и навыками вокальной деятельности.
Программа общекультурного направления «Весёлые нотки» педагогически целесообразна так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что способствует воспитанию гармонично развитой личности. Программа рассчитана на любого ученика, вне зависимости от уровня его первоначальной подготовки, интеллектуального развития и способностей.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на реализацию программы отведено:
Класс | Количество часов по программе в неделю | Количество часов в год | Количество часов согласно Календарному учебному графику на 2019-2020 учебный год |
1б | 1 | 33 | 33 |
3б | 1 | 34 | 34 |
4в | 1 | 34 | 34 |
Согласно календарному учебному графику по школе на 2019-2020 учебный год в рабочей программе на изучение внеурочной деятельности не изменяется количество часов за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
интерес к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);
владение некоторыми основами музыкальной грамоты;
навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, умение петь по фразам, слышать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова);
умение двигаться под музыку, не бояться сцены, знать культуру поведения на сцене;
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
Обучающийся получит возможность для формирования
понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
нравственно-эстетических переживаний музыки;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы
способность понимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
способность планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
эмоциональная отзывчивость на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
способность выполнять действия в устной форме;
способность осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования
понимания смысла инструкций учителя и задания;
восприятия мнения о музыкальном произведении и его исполнении;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
выполнять действия в громкоречевой форме.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы
осуществлять поиск нужной информации;
расширять свои представления о музыке;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
исполнять рисуночные и простые символические варианты учебной записи, в том числе карточки ритма;
читать простые схематические изображения;
различать условные обозначения;
сравнивать разные части музыкального текста;
соотносить содержание рисунка с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность для формирования
осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить различные произведения по настроению, форме и средствам музыкальной выразительности;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
исполнять музыкальные произведения со сверстниками;
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования
выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
понимать содержание вопросов о музыке и воспринимать их;
контролировать свои действия в групповой работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по внеурочной деятельности
Обучение по курсу «Весёлые нотки» с 1 по 4 класс осуществляется в учебно-игровой форме – воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года).
«Где музыка берет начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс);
«Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс);
«Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс);
«Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В 1 классе обучающимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы; «Путешествие в королевство пения2, «Какой музыкальный инструмент был первым?», «музыкальное путешествие в сказочный лес», «На зеленом лугу», «В лесу», «У тихого пруда»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце Королевы Мелодии»); от них – к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучать в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира).
Во 2 классе обучающихся приглашают на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы Музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека, а так же получают представление о тех, кто создаёт музыкальное искусство – композиторах, и о тех, кто его исполняет (музыкантах-исполнителях и различных исполнительских коллективах – народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментах, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).
В 3 классе обучающемся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, - «Концертный зал», «Музыкальный театр», и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомство детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами.
В 4 классе школьников приглашают в «путешествие» по следующим образовательным маршрутам:
по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);
от Руси до России (темы: «Русь изначальная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная» и «Русь героическая»);
по России XX века (темы; «У пионерского костра», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них - к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться с бытованием форм музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами. Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и музыкальных успехах таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.
В каждый из четырех образовательных маршрутов включено посещение школы Скрипичного Ключа для знакомства с основами музыкальной грамоты и формирования способности применять их в процессе музыкальной деятельности.
В качестве вариативного компонента содержания музыкального образования в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специального для использования в современной школе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» 1б класс (1 час в неделю, 33 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Срок выполнения | Коррективы |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 4.09 - | |
| Путешествие в королевство пения | 6 | 11.09 – 16.10 | |
2 | Путешествие в королевство пения | 1 | | |
3 | Какой музыкальный инструмент был первым? | 1 | | |
4 | Образ музыканта. Музыка не бывает без человека. | 1 | | |
5 | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. | 1 | | |
6 | Подготовка к осеннему празднику в класса «Осенний бал» | 1 | | |
7 | Праздник в классе «Осенний бал» | 1 | | |
| Музыка в нашей жизни | 9 | 30.10 – 25.12 | |
8 | Содержание музыки. | 1 | | |
9 | Музыкальное путешествие в сказочный лес. | 1 | | |
10 | Сказки старого гноме. «Баба-Яга» П.И. Чайковского | 1 | | |
11 | Музыкальные картинки | 1 | | |
12 | Музыкальный карнавал животных | 1 | | |
13 | Дружат дети всей Земли | 1 | | |
14 | На родных просторах. | 1 | | |
15 | Путешествие в сказочный лес «Зима» | 1 | | |
16 | Музыкальные сказки Зимы | 1 | | |
| Остров музыкальных сокровищ | 9 | 15.01 – 18.03 | |
17 | Океан – море синее | 1 | | |
18 | Три чуда | 1 | | |
19 | Музыкальный клад. Волшебная флейта. | 1 | | |
20 | Музыкальный клад. Старая шарманка. | 1 | | |
21 | Музыкальные картинки | 1 | | |
22 | Музыкальный альбом | 1 | | |
23 | Здравствуй, Масленица | 1 | | |
24 | Мамин праздник | 1 | | |
25 | Путешествие по музыкальному городу | 1 | | |
| Волшебное царство звуков | 8 | 1.04 – 20.05 | |
26 | Где музыка берет начало | 1 | | |
27 | На зеленом лугу | 1 | | |
28 | У тихого пруда | 1 | | |
29 | В весеннем лесу | 1 | | |
30 | Во владениях Его Величества Ритма | 1 | | |
31 | Во дворце Королевы Мелодии | 1 | | |
32 | В школе Скрипичного Ключа | 1 | | |
33 | Музыкальное путешествие «В гости к лету» | 1 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности «Весёлые нотки» 3б класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Сроки выполнения | Коррективы |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 5.09 – 6.09 | |
| Россия – Родина моя | 8 | 12.09 – 7.11 | |
2 | Мелодия – душа музыки | 1 | | |
3 | «Виват – Россия» | 1 | | |
4 | «Наша слава – Русская Держава» | 1 | | |
5 | Былинный жанр в музыке | 1 | | |
6 | Жанр исторической песни | 1 | | |
7 | Опера-былина Садко | 1 | | |
8 | На Родных просторах. | 1 | | |
9 | Моя Россия. Мой Донской край | 1 | | |
| В музыкальном театре | 7 | 14.11 – 26.12 | |
10 | Музыкальные театры | 1 | | |
11 | Портрет в музыке. | 1 | | |
12 | Содержание музыки | 1 | | |
13 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке | 1 | | |
14 | Сказка в музыке | 1 | | |
15 | Сочини мелодию | 1 | | |
16 | Закружился, завертелся новогодний хоровод. | 1 | | |
| В концертном зале | 10 | 16.01 – 19.03 | |
17 | В современных ритмах. Мюзикл. | 1 | | |
18 | Музыкальный образ | 1 | | |
19 | «Орфей и Эвридика» | 1 | | |
20 | Карнавал животных | 1 | | |
21 | Опера – сказка | 1 | | |
22 | Защитники Отечества | 1 | | |
23 | Здравствуй, Масленица | 1 | | |
24 | Мамин праздник | 1 | | |
25 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | | |
26 | Музыкальное состязание | 1 | | |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 8 | 2.04 – 21.05 | |
27 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | | |
28 | Юмор и шутка в музыке | 1 | | |
29 | Музыкальный разговор | 1 | | |
30 | Во дворце Королевы Мелодии | 1 | | |
31 | Во дворце Его Величества Ритма | 1 | | |
32 | Звуки музыки | 1 | | |
33 | Подготовка к музыкальному фестивалю | 1 | | |
34 | Музыкальный фестиваль (урок-концерт) | 1 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Весёлые нотки» 4в класс (1 час в неделю, 34 часа)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Сроки выполнения | Коррективы |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 4.09 – 6.09 | |
| Мир старинной европейской музыки | 6 | 12.09 – 17.10 | |
2 | «Времена года» Антонио Вивальди | 1 | | |
3 | Встреча с великим И.С. Бахом | 1 | | |
4 | Звучит нестареющий Моцарт | 1 | | |
5 | В рыцарском замке | 1 | | |
6 | На балах | 1 | | |
7 | На карнавалах | 1 | | |
| От Руси до России | 9 | 31.10 – 25.12 | |
8 | Русь изначальная | 1 | | |
9 | Мир славянского мифа | 1 | | |
10 | Русь православная | 1 | | |
11 | Колокольные перезвоны | 1 | | |
12 | Русь сказочная | 1 | | |
13 | Русские народные сказки в музыке | 1 | | |
14 | Русь скоморошья | 1 | | |
15 | Русь героическая | 1 | | |
16 | Русь сказочная | 1 | | |
| Путешествие по России XX века | 10 | 15.01 – 20.05 | |
17 | У пионерского костра | 1 | | |
18 | У пионерского костра | 1 | | |
19 | Музыка о войне и на войне | 1 | | |
20 | Музыка о войне и на войне | 1 | | |
21 | Музыка на защите мира | 1 | | |
22 | Музыка на стадионе | 1 | | |
23 | Музыка о космодроме | 1 | | |
24 | Музыка на фестивале авторской песни | 1 | | |
25 | Музыка на фестивале авторской песни | 1 | | |
26 | XX век в музыке | 1 | | |
| В гостях у народов России | 8 | 1.04 – 20.05 | |
27 | У колыбели | 1 | | |
28 | На свадьбе | 1 | | |
29 | Музыка народов России. Русские. | 1 | | |
30 | Музыка народов России. Башкиры. Татары. | 1 | | |
31 | Музыка народов Донского края. | 1 | | |
32 | Музыка народов Донского края | 1 | | |
33 | На фольклорном фестивале | 1 | | |
34 | Летний хоровод | 1 | | |