СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Край, где я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Край, где я живу"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».

  • Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с «Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»).

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно- ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);

  • Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году.

  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы).

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5

Краеведение один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и формирование нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

Программа «Край, где я живу» направлена на воспитание гражданско-патриотических чувств, приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа Севера, духовным и нравственно-эстетическим ценностям, в этом его актуальность.

Важно пробудить любовь ребенка к своей малой Родине, через богатый мир Югорской

природы, знакомство с историей и культурой родного края.

Как сделать, чтобы наши дети, став взрослыми, помнили свой город, край, речку, ни с чем несравнимый запах Сибирской тайги? Эта тема востребована и актуальна в наше время, поэтому необходимо, чтобы дошкольники знали историю края, в котором живут, о его достопримечательностях. Педагоги должны прививать любовь к краю детям. Д.С. Лихачев писал «Любовь к родному краю, знание его истории –основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста знаний о родном крае – Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

Задачи программы:

1.Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным поселком, краем.

4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.

7. Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Формы организации:

- игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссер­ские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобрази­тельной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двига­тельной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспери­ментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулка в природу в разные се­зоны (на различные сельские объекты);

- развлечение;

- проектирование решения проблемы;

- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, прослушивание сказки;

- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).








ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Программа курса «Югра – моё наследие» соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам основной образовательной программы начального образования и рекомендациям к внеурочной деятельности.

Данная программа помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.

Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней».

Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

































ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На реализацию программы «Край, где я живу» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. (34 недели)



















































РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные

У обучающихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

• способность к самооценке;

• осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

• умение оценивать трудность предлагаемого задания;

• адекватная самооценка;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

• установка на здоровый образ жизни и еѐ реализация в своѐм поведении;

• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

• основы экологической культуры;

• уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

• целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Предметные

Обучающиеся научатся:

проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты;

• различать план местности и географическую карту;

• читать план с помощью условных знаков;

различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги),

• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать

• необходимость их бережного использования;

• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоѐмы, почву, природные и искусственные сообщества;

• рассказывать об использовании природы своего края и еѐ охране;

• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе,

между природой и человеком);

• выполнять правила поведения в природе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

• предсказывать погоду по местным признакам;

• характеризовать основные виды почв;

• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

• применять масштаб при чтении плана и карты;

• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

• участвовать в мероприятиях по охране природы.

Обучающиеся научатся:

• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

• различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

• описывать основные этапы развития государства

• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

• рассказывать о ключевых событиях истории государства;

• рассказывать об основных событиях истории своего края.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

• осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

• Обучающиеся могут научиться:

• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

• устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

• сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающиеся могут научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;

• устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

• сравнивать исторические и литературные источники;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

• собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся могут научиться:

• распределять обязанности при работе в группе.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:

  1. Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

2. Я и моя семья

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.

3. Природа родного края

Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.

«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

4.Мой город

Цель блока: прививать любовь к родному города, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.

История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.

5.Край, в котором я живу.

Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Кол-во час.

Дата

2группа

1 группа

1

Мой дом — Югра

1

01.09.20

07.09.20

2

Мой адрес - Сибирь

1

08.09.20

14.09.20

3

Облик родной земли

1

15.09.20

21.09.20

4

Облик родной земли

1

22.09.20

28.09.20

5

Климат.

1

29.09.20

05.10.20

6

Река Обь – многогранная и незабываемая.

1

06.10.20

12.10.20

7

Река - кормилица.

1

13.10.20

19.10.20

8

Приглашаем в путешествие по реке.

1

20.10.20

10.11.20

9

Мой дом на карте России.

1

12.11.20

17.11.20

10

Приключение двуглавого орла.

1

19.11.20

24.11.20

11

Символ родной земли.

1

26.11.20

01.12.20

12

Геральдика Югры

1

03.12.20

08.12.20

13

«В некотором царстве в некотором государстве…»

1

10.12.20

15.12.20

14

«В некотором царстве в некотором государстве…»

1

17.12.20

22.12.20

15

«В некотором царстве в некотором государстве…»

1

24.12.20

29.12.20

16

Народная мудрость Югорского края.

1

14.01.21

12.01.21

17

Народная мудрость Югорского края.

1

21.01.21

19.01.21

18

Пословицы и поговорки народов ханты.

1

28.01.21

26.01.21

19

Загадки народов Югры.

1

04.02.21

02.02.21

20

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

1

11.02.21

09.02.21

21

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1

18.02.21

16.02.21

22

Игры народов ханты и манси.

1

25.02.21

02.03.21

23

Конкурс на считалку для проведения игры.

1

04.03.21

09.03.21

24

Югорский лес весной.

1

11.03.21

16.03.21

25

Многообразие животного мира Югры.

1

18.03.21

30.03.21

26

Животный и растительный мир Югры.

1

01.04.21

06.04.21

27

Красная книга Югры.

1

08.04.21

13.04.21

28

Красная книга Югры.

1

15.04.21

20.04.21

29

Мой дом.

1

22.04.21

27.04.21

30

Моя семья.

1

29.04.21

04.05.21

31

«Знай и люби вою малую Родину». Обобщение.

1

06.05.21

11.05.21

32

«Знай и люби вою малую Родину». Обобщение.

1

13.05.21

18.05.21

33-34

Итоговое занятие по всем разделам.

1

20.05.21

25.05.21









ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Список литературы для учителя:

1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г

2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г

3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.

5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.

6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.

7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.

8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.


Список литературы для детей:

1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов

2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.

3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.

4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000