Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области
«Вологодская кадетская школа-интернат имени Белозерского полка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
Наполним музыкой сердца
10-11 класс
Утверждена
Приказом директора
БОУ ВО
«Вологодская кадетская
школа-интернат
Им. Белозерского полка»
№ 145 от 30 августа 2017 года
Согласована
на заседании
методического
объединения учителей
предметов
гуманитарного цикла
Протокол № 1
От 25 августа 2017 года
Лощилова Светлана Юрьевна
учитель
высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Наполним музыкой сердца» по внеурочной деятельности для 10-11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с последующими изменениями и дополнениями.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, их талантов и желаний. Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, внеурочная деятельность входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся привел к необходимости создания той сферы в школе, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности, обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. Дополнительное образование школьников через вокально-хоровыекружки и внеурочную деятельность позволяют решить эти задачи.
Направление: художественно-эстетическое.
Музыка непосредственно и сильно воздействует на эмоциональное состояние человека. Она развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; в области ощущения, восприятия и слуха – от умения различать отдельные музыкальные звуки к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Обучающимся важно не только понимать и любить музыку, но и научиться выразительно петь в хоре, ритмично двигаться и, в меру своих возможностей и желания, играть на инструменте.
Самое главное – уметь применить свой музыкальный опыт в жизни.
Данная программа является составной частью комплексной программы обучения детей во внеурочной деятельности.
В содержательном плане программа базируется на основных принципах Концепции нравственно-эстетического развития детей, что находит отражение в формулировках ее целей и задач.
Цель программы: Основная цель программы духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков, навыков владения музыкальным инструментом (гитарой) а так же формирование музыкальной культуры обучающихся на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его роли и социальном назначении и создание условий для самореализации обучающихся в области искусства.
Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
2. Реализация личностной доминанты у обучающихся – стремления к самовыражению.
3. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
4. Развитие вокально-слуховых способностей, способностей игры на гитаре.
Специфика программы
Программа предназначена для музыкального обучения детей во внеурочной деятельности. Ритм обучения зависит от одаренности и способности детей. Состав групп из 10-15 человек позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Тематика всей программы включает в себя необходимые вопросы формирования музыкальности детей, но в каждом конкретном случае важную роль играют индивидуально-психологические особенности педагога и ученика, педагога и группы, творческий подход к проведению занятий, степень готовности всех детей или даже одного ребенка к занятиям.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, что позволяет расширить знания, получаемые детьми в школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины..
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе, дети знакомятся с лучшими образцами музыки, открывают для себя новые музыкальные жанры, учатся понимать произведения композиторов 19 века и наших современников, получают начальные навыки игры на гитаре и фортепиано (по желанию), закрепляют навыки коллективного пения, учатся аккомпанировать вокальному исполнению.
Цели музыкальною образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Значение внеурочной деятельности в школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора обучающихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль состоит в осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования и рассчитана на 67 часов (34 часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на гитаре, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ на практике.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Вводное занятие. Определение видов деятельности и самоопределение обучающихся.
Диагностика голосов, прослушивание. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Вокальная певческая установка.
Звукообразование. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения и распевки. Формирование певческих гласных и согласных звуков.
Интонационный строй. Развитие чувства ритма. Развитие мелодического и гармонического слуха.
Ансамбль – значит вместе (пение упражнений и песен с сопровождением и без сопровождения).
Художественный образ и его создание. Разучивание движений для передачи образа песни.
Знакомство с музыкальным инструментом. История создания гитары. Виды гитар. Музыкальные стили (классическая музыка, блюз, рок, джаз, авторская песня и др.)
Освоение базовых компонентов нотной грамоты. Схема длительностей и пауз. Таблица тональностей и их буквенное обозначение.
Подготовка к обучению игре на гитаре. Слух. Чувство ритма. Устройство гитары. Составные части и аксессуары. Правильная посадка с гитарой. Постановка рук. Аппликатурные обозначения. Расположение нот на грифе. Настройка гитары.
Основные гармонические формулы и их практическое исполнение. Обучение игре «боем». Обучение игре «перебором». Умение аккомпанировать – важная составляющая музыканта.
Творческая и концертная деятельность.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | УУД |
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные |
10 класс | | | | |
1 | Вводное занятие. Проверка музыкальных данных. | углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | закрепление представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности; Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке. | оценка воздействия музыкального сочи-нения на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников | формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность); |
2 | Понятия: солист, ансамбль, виды ансамблей. |
3 4 5 6 | Певческая установка, певческое дыхание, опора. Практическое закрепление полученных знаний. Подготовка музыкального номера к выступлению. |
7 | Дикция и артикуляция. Звукообразование. |
8 9 | Работа над репертуаром. Отработка артикуляции и звуковедения Интонационный строй. Чистота исполнения, ритмическая точность пения. Элементы канона. |
10 11 12 13 | Ансамбль – значит вместе. Работа над общим звучанием, точностью исполнения мелодии, одновременным окончанием фраз, дикцией . |
14 15 16 | Подготовка творческих номеров к праздничному концерту. Работа над сценическими образами. |
17 18 | Знакомство с нотной грамотой. Ноты на нотном стане. Их буквенные обозначения. Мажор, минор. Знаки альтерации | углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни | формирование словаря музыкальных терминов и понятий закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства; | оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; | совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других стран и народов |
19 | Схема длительностей и пауз. Пение музыкальных примеров по нотам. |
20 21 22 23 24 | Разучивание песенного музыкального материала. Работа с солистами над репертуаром к праздничным концертам 23 февраля и 8 марта |
25 26 27 28 29 30 | Подготовка коллективного творческого дела «Победа на все времена» Концертная программа для ветеранов |
31 32 | Элементы двухголосия в распевках. Развитие слуха в пении без сопровождения | |
33 34 | Работа над репертуаром для Последнего звонка |
| 11 класс | | | | |
1 | Знакомство гитарой как музыкальным инструментом. История создания гитары. | | расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы высказываний); | | |
2 3 | Виды гитар. Музыкальные стили (классическая музыка, блюз, рок, джаз, авторская песня и др.) |
| |
4 | Таблица тональностей и их буквенное обозначение | углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни | формирование словаря музыкальных терминов и понятий; закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах формирование словаря музыкальных терминов и понятий закрепление понимания знаково-символических элементов музыки | саморегуляция (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над заданием оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; | формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность) совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности |
5 | Устройство гитары. Составные части и аксессуары. Правильная посадка с гитарой. |
6 | Постановка рук. Аппликатурные обозначения. Расположение нот на грифе. Настройка гитары. |
7 8 9 | Основные гармонические формулы и их практическое исполнение. Обучение игре «боем». Обучение игре «перебором». Задание на каникулы – закрепить навыки |
10 | Жанр авторской песни в Советском Союзе и России. Знаменитые барды. |
11 12 | Разучивание мелодий и слов бардовских песен. |
13 14 15 16 | Работа над музыкальным материалом к вокальному конкурсу. |
17 18 19 | Основные гармонические формулы и их практическое исполнение |
20 21 22 | Умение аккомпанировать – важная составляющая музыканта. |
23 24 25 26 27 | Разучивание музыкального материала к праздничным мероприятиям 23 февраля и 8 марта |
28 29 | Подготовка репертуара к выступлению на конференции «Науки юношей питают» |
30 | Благотворительный концерт для ветеранов |
31 32 33 | Подготовка концертных номеров к празднику Последний звонок |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
11. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
13. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра[текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиаПаблишинг. 2007.
4. МузыкальныйБункер. DSMultimediaProductionLtd 1997.
5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
8. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
9. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
10. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
11. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.