Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО.
Цель курса:
формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 4 класса ; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
(4-5 классы)
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | |
Сентябрь | |
1 | Образ будущего. Ко Дню знаний | Образовательный квиз | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
2 | Век информации. 120 лет Информационному агенству России ТАСС | Беседа | 1 | |
3 | Дорогами России | Работа с интерактивными карточками | 1 | |
4 | Путь зерна. | Музыкальный конкурс талантов | 1 | |
Октябрь | |
5 | День учителя | Семейные истории | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
6 | Легенды о России | Работа с текстом | 1 | |
7 | Что значит быть взрослым? | Творческая мастерская | 1 | |
8 | День спецназа | Работа с иллюстрациями | 1 | |
Ноябрь | |
9 | День народного единства | Работа с интерактивной картой | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
10 | Россия – взгляд в будущее. «Цифровая экономика сегодня. «Умный дом» | Групповое обсуждение | 1 | |
11 | День матери | Творческая мастерская | 1 | |
12 | Что такое Родина? | Работа с видеорядом | 1 | |
Декабрь | |
13 | Мы вместе. | Групповое обсуждение | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
14 | Главный закон страны | Работа с Галереей героев | 1 | |
15 | Герои нашего времени | Эвристическая беседа | 1 | |
16 | «Новый год – традиции праздника разных народов России» | Конкурс стихов | 1 | |
Январь | |
17 | От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова | Пишем письмо Дедушке Морозу | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
18 | Налоговая грамотность | Работа с книжным текстом | 1 | |
19 | Непокоренные (блокада Ленинграда) | Виртуальная экскурсия | 1 | |
Февраль | |
20 | Союзники России | Викторина | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
21 | Менделеев. 190 лет со дня рождения | Викторина | 1 | |
22 | День первооткрывателя «Первооткрыватели: Мореплаватели и космонавты» | Литературная гостиная: конкурс стихов | 1 | |
Март | |
23 | День защитника Отечества | Творческий флешмоб | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
24 | Как найти свое место в обществе? «Я – в семейном и детском обществе» | Работа с книжным текстом | 1 | |
25 | Всемирный фестиваль молодежи | Виртуальная экскурсия | 1 | |
26 | Первым делом самолеты…. О гражданской авиации | Чтение по ролям | 1 | |
Апрель | |
27 | Крым – дорога домой | Обсуждение фильма «Время Первых» | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
28 | Россия – здоровая держава | Конкурс стихов | 1 | |
29 | Цирк! Цирк! Цирк! | Работа с видеоматериалами | 1 | |
30 | «Вижу Землю» | Беседа с ветеранами труда | 1 | |
Май | |
31 | 215 лет со дня рождения Гоголя | Встреча с ветеранами | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
32 | Экологичное потребление | Работа с видеоматериалами | 1 | |
33-34 | Труд крут! | Творческий конкурс | 1 | |
| Урок памяти. Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина | | | | |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | практика |
1 | Образ будущего. Ко Дню знаний | 1 | 1 | |
2 | Век информации. 120 лет Информационному агенству России ТАСС | 1 | 0.5 | 0.5 |
3 | Дорогами России | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Путь зерна. | 1 | 1 | |
5 | День учителя | 1 | | 1 |
6 | Легенды о России | 1 | 1 | |
7 | Что значит быть взрослым? | 1 | | 1 |
8 | День спецназа | 1 | 0.5 | 0.5 |
9 | День народного единства | 1 | 1 | |
10 | Россия – взгляд в будущее. «Цифровая экономика сегодня. «Умный дом» | 1 | 1 | |
11 | День матери | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Что такое Родина? | 1 | 1 | |
13 | Мы вместе. | 1 | 1 | |
14 | Главный закон страны | 1 | 1 | |
15 | Герои нашего времени | 1 | 1 | |
16 | «Новый год – традиции праздника разных народов России» | 1 | 0.5 | 0.5 |
17 | От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова | 1 | 1 | |
18 | Налоговая грамотность | 1 | 1 | |
19 | Непокоренные (блокада Ленинграда) | 1 | 1 | |
20 | Союзники России | 1 | 0.5 | 0.5 |
21 | Менделеев. 190 лет со дня рождения | 1 | 1 | |
22 | День первооткрывателя «Первооткрыватели: Мореплаватели и космонавты» | 1 | 1 | |
23 | День защитника Отечества | 1 | 0.5 | 0.5 |
24 | Как найти свое место в обществе? «Я – в семейном и детском обществе» | 1 | 1 | |
25 | Всемирный фестиваль молодежи | 1 | 0.5 | 0.5 |
26 | Первым делом самолеты…. О гражданской авиации | 1 | 1 | |
27 | Крым – дорога домой | 1 | 1 | |
28 | Россия – здоровая держава | 1 | 1 | |
29 | Цирк! Цирк! Цирк! | 1 | 0.5 | 0.5 |
30 | «Вижу Землю» | 1 | 1 | |
31 | 215 лет со дня рождения Гоголя | 1 | | 1 |
32 | Экологичное потребление | 1 | 1 | |
33 | Труд крут! | 1 | 1 | |
34 | Урок памяти. Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина | 1 | | 1 |