СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 4 класс"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 4 класс»

Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей
начальных классов______
Протокол№ _1_от29.08.2018г_

__________/Войнова Л.В
    

«Принято»
на педагогическом совете
Протокол №_1_от 30.08.2018г
    

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ
__Сушков А.И./________

Приказ №______
от   «__»___________2018г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Шахматы»

общеинтеллектуальное направление

_______4 класс________
предмет, класс и т.п
_________ Войнова Л.В.___________
Ф.И.О.учителя

на 2018 - 2019 учебный год







Составлено на основе

авторской программы «Шахматы»

А.А. Тимофеева______________

УМК «Начальная школа XXI века» 2014г.

Название, автор, год издания





п. Новокулундинка

2018 год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ, авторской программы "Шахматы» А.А.Фадеева Сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа ХХI века» -М: Вентана – Граф, 2014.

Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

На изучение курса «Шахматы» в 4 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП НОО.

Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором с учетом возрастных особенностей.

Курс «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Цель программы:

  • создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в

обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и

творческого потенциала создание условий для многогранного развития и

социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

  • развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно

  • образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Задачи:

  • развитие внимания и мотивации школьника;

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,

  • целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».

Место в учебном плане. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью:

1-4 класс – 1 раза в неделю,

Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.


Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Шахматы».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.


Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».


Планируемые результаты освоения программы в 4 классе


К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:

- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре,

централизацию блокады.

уметь:

- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.



Содержание программы

Модуль IV – 4 класс


Атака в шахматной партии (3ч)

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних

рокировках.

Оценка позиции(3ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение,

положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих

сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике

позиции.

Игра в середине партии (22ч)

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости.

Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур.

Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для

атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали.

Форпост. Форпост на е5. Форпост на с15. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в

центре. Висячие пешки.

Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6ч)






Наименование раздела или темы

Количество часов


Из них

Контрольных работ*

Практических работ*


Лабораторных работ*


Развитие речи*

Проектов*

Экскурсий*

Атака в шахматной партии

3







Оценка позиции


3







Игра в середине партии

22







Практическая игра

6








Формы, методы и технологии обучения

Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные за­дания.

Технологии обучения

  • информационно-коммуникативная

  • игровая

  • технология проблемного обучения

Методы обучения

  • продуктивные

  • объяснительно-иллюстративный

  • использование художественной литературы и научно-познавательной книги

  • проблемно-поисковый

Формы обучения

  • работа в группе, в паре

  • самостоятельная работа

  • игра

Методы и формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

Для эффективности обучения детей, испытывающие трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход, который

позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся.

Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет: дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;

2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;

3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;

4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);

5)условие положительной мотивации учения это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);

6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение (обучение умению учиться).

7) Организация учебного взаимодействия с одноклассниками.

Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для учителя:

Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана - Граф, 2014


Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.


Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов

Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

Остер Г. Полезная девчонка.

Пермяк Е. Вечный Король.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.

Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

Берестов В. В шахматном павильоне.

Берестов В. Игра.

Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

Ильин Е. Средневековая легенда.

Квитко Л. Турнир.

Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

Сухин И. Волшебная игра.


Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед.

Велтистов Е. Победитель невозможного.

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

Крапивин В. Тайна пирамид.

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

Лагин Л. Старик Хоттабыч.

Надь К. Заколдованная школа.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Раскатов М. Пропавшая буква.

Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

Томин Ю. Шел по городу волшебник.

Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.

Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).

Шахматная матрешка.

Шахматные пирамидки.

Разрезные шахматные картинки.

Шахматное лото.

Шахматное домино.

Кубики с картинками шахматных фигур.

Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).

Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.

Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).

Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).

Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).

Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги “Приключения в Шахматной стране”. Хотя при этом остается меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется на 1-м занятии прочесть детям сказку “Шахматная беседка”, на 2-м занятии – главу “Линии”, на 3-м – “Диагональ”, на 4-м – “Чудесные фигуры”, на 5-м – “Ворота Каиссии”, на 6-м – “Я – Ладья”, на 8-м – “Этот слон совсем на слона не похож”, на 11-м – “В гостях у Ферзя”, на 14-м – “Кони черные и белые”, на 17-м – “Детский сад “Чудесная Пешка”, на 20-м – “Куда идет Король?”, на 22-м – “Ковер-самолет”, на 24-м – “Мат и пат”, на 26-м – “До свидания, Шахматная страна”. Можно использовать на занятиях и журнальный вариант “Приключений в Шахматной стране” (Мурзилка. – 1993. – № 6–10; 1994. – № 1–4, 6), хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми тремя главами этой книги можно также познакомиться в газете “Начальная школа” (1994. – № 13. – С. 6).

http://chess-portal.net/interest/1175636527-kakie-kachestva-vospityvayut-shahmaty.html

http://2ls.ru/shahmatnye-stati/503-principy-igry-v-endshpile-shahmatnyh-okonchaniyah.html

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урока п/п

Тема

занятия

Кол-во часов


Календарно-учебный график

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь).Критерии оценивания

Оборудование, оснащение


Атака в шахматной партии (3 ч)



1

Король в центре.

1

1-я неделя сентября

Игровая практика

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Уметь

занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.


Шахматы, презентация

2

Атака позиции короткой рокировки.

1

2-я неделя сентября

Шахматы, презентация

3

Атака при разносторонних рокировках.

1

3-я неделя сентября

Шахматы, презентация

Оценка позиции (3 ч)

4

Оценка позиции как разложение позиции на элементы.

1

4-я неделя сентября

Игровая практика





Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»

Уметь записывать ходы

Шахматы, презентация

5

Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

1

1-я неделя октября

Уметь моделировать ситуацию

Шахматы, презентация

6

Понятие о динамике позиции.

1

2-я неделя октября

Уметь работать с информацией

Шахматы, презентация

Игра в середине партии (22 ч)

7

Что делать после дебюта.

1

3-я неделя октября

Игровая практика

Дидактическое задание “Диагональ”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), “Ограничение подвижности”.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.





Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.













Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

Уметь занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.

Шахматы, презентация

8

Слабые поля.

1

4-я неделя октября

Шахматы, презентация

9

Временные и постоянные слабости.

1

1-я неделя ноября

Шахматы, презентация

10

Расположение фигур.

1

2-я неделя ноября

Шахматы, презентация

11

Плохие и хорошие фигуры.

1

3-я неделя ноября

Уметь защищать атакованную фигуру

Шахматы, презентация

12

Ограничение подвижности фигур.

1

4-я неделя ноября

Уметь проводить контратаку

Шахматы, презентация

13

Блокада.

1

1-я неделя декабря

Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке.


Шахматы, презентация

14

Централизация.

1

2-я неделя декабря

Уметь провести захват контрольного поля

Шахматы, презентация

15

Открытые линии.

1

3-я неделя декабря

Уметь защищать контрольное поле

Шахматы, презентация

16

Полуоткрытые линии.

1

4-я неделя декабря

Уметь защищать контрольное поле

Шахматы, презентация

17

Концентрация сил для атаки важного пункта.

1

2-я неделя января

Уметь защищать контрольное поле

Шахматы, презентация

18

Открытие и закрытие линий.

1

3-я неделя января

Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Шахматы, презентация

19

Два слона.

1

4-я неделя января

Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Шахматы, презентация

20

7 и 8 горизонтали.

1

1-я неделя февраля

Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Шахматы, презентация

21

Форпост.

1

2-я неделя февраля

Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке.

Шахматы, презентация

22

Форпост на е5.

1

3-я неделя февраля

Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке.

Шахматы, презентация

23

Форпост на d5.

1

4-я неделя февраля

Игровая практика

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Уметь занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.


Шахматы, презентация

24

Слабость комплекса полей.

1

1-я неделя марта

Шахматы, презентация

25

Фигуры и пешки в центре.

1

2-я неделя марта

Шахматы, презентация

26

Висячие пешки.

1

3-я неделя марта

Шахматы, презентация

27

Изолированные пешки.

1

1-я неделя апреля

Уметь применять основные правила игры

Шахматы, презентация

28

Центр и операции на фланге.

1

2-я неделя апреля

Уметь применять основные правила игры

Шахматы, презентация

Практическая игра (6 ч)

29

Практическая игра


3-я неделя апреля

Игровая практика

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.



Дидактические игры и задания. Игровая практика.

Уметь понимать причины своего выигрыша и проигрыша


30

Практическая игра.


4-я неделя апреля

Уметь понимать причины своего выигрыша и проигрыша


31

Практическая игра.

1

1-я неделя мая

Уметь демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Шахматы, презентация

32

Практическая игра.

1

2-я неделя мая

Уметь демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Шахматы, презентация

33

Практическая игра.

1

3-я неделя мая

Уметь анализировать игру

Шахматы, презентация

34

Шахматный турнир.


4-я неделя мая

Уметь понимать причины своего выигрыша и проигрыша

Шахматы, презентация

Итого: 34учебных недели × 1час = 34 часа




















Лист дополнений и изменений.

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица внёсшего запись




































































































































Дидактические игры и задания

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

«Горизонталь».Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль».То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.
«Диагональ».То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

«Волшебный мешочек».В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. 
«Угадай-ка».Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура. 
«Секретная фигура».Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай».Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?»Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР(основная тема учебного курса).Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

«Игра на уничтожение»— важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин».Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых».Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь».За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры».Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар».Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие».Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита».Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру».Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности».Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
«Шах или не шах».Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах».Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов».Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха».Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат».Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах».Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка».Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

«Два хода».Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 7.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

8. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.

«Назови вертикаль».Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь».Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ».А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»).
«Какого цвета поле?»Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее».К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель».Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся

9.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУРЦенность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.

«Кто сильнее».Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны».Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала».Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита».В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.

10.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯДве ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
«Шах или мат».Шах или мат черному королю?
«Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход».Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию».Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол».Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.
«Ограниченный король».Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

11.ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

«Объяви мат в два хода».В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.
12. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯДостижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).

«Объяви мат в два хода».Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью».Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала».Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

13.ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!