СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 1-А класс



спортивно-оздоровительное направление

УМК

«Шахматы в школе»

2018-2019 учебный год



Составитель:


Шитикова Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов




г. Нижневартовск







СОДЕРЖАНИЕ



1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности............

3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности …………….…

6

3.

Тематическое планирование......................................................

Приложения:

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………

8


12









































  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе авторской программы Прудниковой А.А., Волковой Е.И. спортивно – оздоровительной направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).

  4. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)

  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  7. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.

  8. Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

  9. Локального акта МБОУ «СШ №40» «Об утверждении структуры рабочей программы»


Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Шахматы в школе»:

  • Учебник «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.

  • Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.


Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

  • за свою Родину, российский народ и историю России;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • овладение способом структурирования шахматных знаний;

  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

  • овладение способом поиска необходимой информации;

  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

  • умение строить логические цепи рассуждений;

  • умение анализировать результат своих действий;

  • умение воспроизводить по память информацию;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи;

  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою позицию до других;

  • умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».

B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:

  • знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

  • знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

  • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

  • умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

  • навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.


К концу первого года обучения, обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;

  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;

  • овладеть способом «взятия на проходе»;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.


Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:

  1. индивидуальные,

  2. групповые,

  3. коллективные (игровая деятельность).

Основные виды учебной деятельности на занятиях

  1. игровая деятельность,

  2. познавательная деятельность,

  3. проблемно-ценностное общение,

  4. спортивно-оздоровительная деятельность

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» включает следующие критерии:

  • участие в школьных мероприятиях;

  • участие в городских, региональных, российских мероприятиях;

  • итоговый шахматный турнир;

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика






Учебно-тематический план 1 год обучения


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Шахматная доска.

5

3

Шахматные фигуры.

9

4

Нападение и взятие фигур

2

5

Цель и результат шахматной партии.

4

6

Правила и принципы шахматной игры.

9

7

Шахматный турнир.

3

Итого

33



Введение. (1 час)

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

Шахматная доска. (5 часов)

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.

Шахматные фигуры (9 часов)

Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

Нападение. Взятие. Взятие на проходе.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.

Запись шахматной партии. Шахматный этикет.

Шахматный турнир. (3 часа)

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

занятия

Дата



Тема занятия


Количество

часов


Характеристика деятельности

обучающегося


план

факт

Введение. (1 час)

1

05.09.18


Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

1

Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом

Шахматная доска. (5 часов)

2

12.09.18


Шахматная доска.

1

Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх

3

19.09.18


Горизонталь.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

4

26.09.18


Вертикаль.

1

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

5

03.10.18


Диагональ.

1

Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

6

10.10.18


Шахматная нотация.

1

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

Шахматные фигуры (9 часов)

7

17.10.18


Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

8

24.10.18


Ладья.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

9

07.11.18


Слон.

1

Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

10

14.11.18


Ферзь.

1

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

11

21.11.18


Конь.

1

Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.

12

28.11.18


Пешка.

1

Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

13

05.12.18


Превращение пешки.

1

Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

14

12.12.18


Король.

1

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

15

19.12.18


Ценность фигур.

1

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

16

26.12.18


Нападение.

1

Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в

динамических шахматных играх.


17

16.01.19


Взятие. Взятие на проходе.

1

Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

18

23.01.19


Шах и защита от шаха.

1

Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

19

30.01.19


Мат.

1

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

20

06.02.19


Пат - ничья.

1

Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

21

20.02.19


Рокировка.

1

Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

22

27.02.19


Основные принципы игры в начале партии.

1

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

23

06.03.19


Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

24

13.03.19


Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

25

20.03.19


Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

26

27.03.19


Материальное преимущество

1

Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

27

10.04.19


Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

28

17.04.19


Партии-миниатюры

1

Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

29

24.04.19


Запись шахматной партии

1

Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

30

08.05.19


Шахматный этикет

1

Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх.

Шахматный турнир. (4 часа)

31

15.05.19


Шахматный турнир.

1

Игровая практика.

32

22.05.19


Шахматный турнир.

1

Решение заданий, игровая

практика

33

24.05.18


Спортивно - шахматный праздник.

1

Решение заданий, игровая

практика

Итого 33 часа














ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.

  2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.

  3. Демонстрационная шахматная доска

  4. Наборы шахмат








11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!