МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 1-А класс
спортивно-оздоровительное направление
УМК
«Шахматы в школе»
2018-2019 учебный год
Составитель:
Шитикова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности............ | 3 |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности …………….… | 6 |
3. | Тематическое планирование...................................................... Приложения: Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………… | 8 12 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе авторской программы Прудниковой А.А., Волковой Е.И. спортивно – оздоровительной направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 мая 2017 г. №845 «О реализации шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.
Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Локального акта МБОУ «СШ №40» «Об утверждении структуры рабочей программы»
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Шахматы в школе»:
Учебник «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» Первый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017.
Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
формирование основ шахматной культуры;
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
овладение способом поиска необходимой информации;
умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
умение строить логические цепи рассуждений;
умение анализировать результат своих действий;
умение воспроизводить по память информацию;
умение устанавливать причинно – следственные связи;
умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою позицию до других;
умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».
B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:
знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;
овладеть способом «взятия на проходе»;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:
индивидуальные,
групповые,
коллективные (игровая деятельность).
Основные виды учебной деятельности на занятиях
игровая деятельность,
познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение,
спортивно-оздоровительная деятельность
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» включает следующие критерии:
участие в школьных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских мероприятиях;
итоговый шахматный турнир;
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Шахматная доска. | 5 |
3 | Шахматные фигуры. | 9 |
4 | Нападение и взятие фигур | 2 |
5 | Цель и результат шахматной партии. | 4 |
6 | Правила и принципы шахматной игры. | 9 |
7 | Шахматный турнир. | 3 |
Итого | 33 |
Введение. (1 час)
Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.
Шахматная доска. (5 часов)
Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.
Шахматные фигуры (9 часов)
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.
Нападение и взятие фигур. (2 часа)
Нападение. Взятие. Взятие на проходе.
Цель и результат шахматной партии. (4 часа)
Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)
Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.
Запись шахматной партии. Шахматный этикет.
Шахматный турнир. (3 часа)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения |
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
план | факт |
Введение. (1 час) |
1 | 05.09.18 | | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | Знакомство с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом |
Шахматная доска. (5 часов) |
2 | 12.09.18 | | Шахматная доска. | 1 | Знакомство с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
3 | 19.09.18 | | Горизонталь. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
4 | 26.09.18 | | Вертикаль. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
5 | 03.10.18 | | Диагональ. | 1 | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
6 | 10.10.18 | | Шахматная нотация. | 1 | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Шахматные фигуры (9 часов) |
7 | 17.10.18 | | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
8 | 24.10.18 | | Ладья. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
9 | 07.11.18 | | Слон. | 1 | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Знакомство с новыми понятиями «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
10 | 14.11.18 | | Ферзь. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
11 | 21.11.18 | | Конь. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
12 | 28.11.18 | | Пешка. | 1 | Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
13 | 05.12.18 | | Превращение пешки. | 1 | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
14 | 12.12.18 | | Король. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
15 | 19.12.18 | | Ценность фигур. | 1 | Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Нападение и взятие фигур. (2 часа) |
16 | 26.12.18 | | Нападение. | 1 | Знакомство с тактическими приемами, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
17 | 16.01.19 | | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Цель и результат шахматной партии. (4 часа) |
18 | 23.01.19 | | Шах и защита от шаха. | 1 | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
19 | 30.01.19 | | Мат. | 1 | Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
20 | 06.02.19 | | Пат - ничья. | 1 | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
21 | 20.02.19 | | Рокировка. | 1 | Знакомство с особым ходом короля и ладьи: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов) |
22 | 27.02.19 | | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
23 | 06.03.19 | | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
24 | 13.03.19 | | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
25 | 20.03.19 | | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1 | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
26 | 27.03.19 | | Материальное преимущество | 1 | Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
27 | 10.04.19 | | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1 | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
28 | 17.04.19 | | Партии-миниатюры | 1 | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
29 | 24.04.19 | | Запись шахматной партии | 1 | Знакомство с записью шахматной партии и общими принципы игры, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
30 | 08.05.19 | | Шахматный этикет | 1 | Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Шахматный турнир. (4 часа) |
31 | 15.05.19 | | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика. |
32 | 22.05.19 | | Шахматный турнир. | 1 | Решение заданий, игровая практика |
33 | 24.05.18 | | Спортивно - шахматный праздник. | 1 | Решение заданий, игровая практика |
Итого 33 часа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.
Демонстрационная шахматная доска
Наборы шахмат
11