СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ) 2 класс «Шахматы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» составлена на основе авторской программы  Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе». Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М. : Просвещение, 2017.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ) 2 класс «Шахматы»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе». Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М. : Просвещение, 2017.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

  • Развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

  • Развитие навыков групповой работы;

  • Развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

  • Развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

  • Развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;

  • Воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.


Место предмета в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» предназначена для учащихся 2 класса и рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю.


Планируемые результаты изучения предмета.

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры; - понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - владение способом структурирования шахматных знаний; - способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; - умение находить необходимую информацию; - способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД: - умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); - возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся 2 класса должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе».

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; - защищать свои фигуры от нападения и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

Основное содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план.

2 класс

Наименование разделов и тем.

Всего часов.

Теоретические основы и правила шахматной игры


Сведения из истории шахмат

1


Базовые понятия шахматной игры

20

Практико-соревновательная деятельность


Конкурсы решения позиций

4


Соревнования

8


Шахматные праздники

1


ИТОГО:

34



Календарно – тематическое планирование

2 класс. (34ч.)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме:

Плановые сроки прохожде-ния

Скоррек-тирован-ные сроки прохождения

1.


Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

напомнить учащимся правила техники безопасности во время занятий и соревнований по шахматам, рассказать о чемпионах мира и ведущих шахматистах мира

03.09-07.09


2

Шахматные фигуры (повторение)

повторить названия и ходы шахматных фигур, вспомнить, где они располагаются на шахматной доске в начальной позиции, определить их сравнительную силу

10.09-14.09


3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

повторить способы нападения на фигуры, отдельно рассмотреть нападение на короля (шах), возможности защиты от него, вспомнить, что такое рокировка


17.09-21.09


4

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй

повторить понятия «мат» и «пат» в шахматах, изучить и отработать алгоритм матования одинокого короля ладьёй и королём

24.09-28.09


5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

познакомить обучающихся с такими приёмами защиты фигур, как уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

познакомить обучающихся с такими приёмами защиты фигур, как перекрытие, контрнападение

01.10-06.10


6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение


7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

отработать навыки защиты фигур от нападения

15.10-19.10


8

Тактический приём «двойной удар»

ввести новые понятия: тактический приём, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка; изучить с учащимися тактический приём «двойной удар» и все его разновидности

22.10-26.10


9

Тактический приём «связка»

ввести новые понятия: связка, контрнападение связанной фигурой, контрнападение фигурой, обусловливающей связку; изучить с учащимися тактический приём «связка» и рассмотреть способы защиты от него

29.10-02.11



10

Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли?

отработать тактические приёмы «двойной удар» и «связка»

05.11-09.11



11


Тактический приём «ловля фигуры»

познакомить учащихся с тактическим приёмом «ловля фигуры», рассмотреть основные способы ловли фигуры

12.11-16.11


12

Тактический приём «сквозной удар»

познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «сквозной удар», выполняемым слоном, ладьёй, ферзём

26.11-30.11



13

Мат на последней горизонтали

познакомить учащихся с матом на последней горизонтали, использованием слабости последней горизонтали и приёма «форточка»

03.12-07.12



14

Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли?

отработать тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали»

11.12-14.12



15

Тактический приём «открытый шах»

познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «открытый шах»

17.12-21.12



16

Тактический приём «двойной шах»

познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «двойной шах»

24.12-28.12



17

Шахматный турнир

закрепить полученные знания в ходе игры

29.12, 07.01-11.01.19


18

Шахматный турнир

14.01-18.01


19

Шахматный турнир

21.01-25.01


20

Шахматный турнир

28.01-01.02


21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

вернуться к понятию «дебют» и дать его определение, познакомить учащихся с новыми терминами - «миттельшпиль», «эндшпиль», «дебютная ловушка», изложить правила игры в дебюте, рассмотреть возможные дебютные ловушки

04.02-08.02


22

Основы игры в дебюте: атака на короля

ввести новый термин «безопасность короля», рассмотреть дебютные ошибки, приводящие к быстрому поражению, а также типичные примеры атаки на короля

11.02-15.02


23

Основы игры в дебюте: атака на короля

25.02-01.03


24

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

познакомить учеников с планами игры в эндшпиле, научить реализовывать большое материальное преимущество в конце шахматной партии

04.03-08.03


25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

11.03-15.03


26

Основы анализа шахматной партии

повторить с обучающимися пройденный материал, провести самостоятельную работу по анализу партий; повторить с учащимися изученные тактические приёмы и правила разыгрывания дебюта, провести занятие по самостоятельному решению позиций и анализу шахматной партии

18.03-22.03


27

Основы анализа шахматной партии

25.03-29.03


28

Основы анализа шахматной партии

01.04-05.04


29

Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли?

отрабатывать тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали», «двойной удар», «связка», «открытый шах», «двойной шах»

15.04-19.04


30

Шахматный турнир

закрепить полученные знания в ходе игры

22.04-26.04


31

Шахматный турнир

29.04-08.05


32

Шахматный турнир

11.05-17.05


33

Шахматный турнир

20.05-24.05


34

Шахматный праздник

викторины

27.05-31.05












Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература для обучающихся:


  1. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  2. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г Гришин, Е. И. Ильин. - М.: Детская литература, 1980. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  3. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г Зак, Я. H. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992.

  4. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / A. H. Костьев. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

  5. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2—5 лет / И. Г Сухин. - М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г Сухин. — Испания: Издательский центр «Маркота». Международная шахматная академия Г Каспарова, 1992. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г Сухин. — М.: Педагогика, 1991.

Литература для учителя:

  1. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.

  2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. 2-й год обучения.

  3. Весела И. Шахматный букварь. М. 1983г.

  4. Журавлев Н. Шаг за шагом. М. 1986г.

  5. Злотник Б. , Кузьмина С., Курс-минимум по шахматам. М. 1990г.

  6. Костьев А., Учителю о шахматах. М. 1986г.

  7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. М. 1980г.

Технические средства обучения:

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Набор шахмат