ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе». Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М. : Просвещение, 2017.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
Развитие навыков групповой работы;
Развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
Развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
Развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;
Воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.
Место предмета в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе» предназначена для учащихся 2 класса и рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета.
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.
К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры; - понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - владение способом структурирования шахматных знаний; - способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; - умение находить необходимую информацию; - способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД: - умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); - возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся 2 класса должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе».
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; - защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
- реализовывать большое материальное преимущество.
Основное содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов. |
Теоретические основы и правила шахматной игры |
| Сведения из истории шахмат | 1 |
| Базовые понятия шахматной игры | 20 |
Практико-соревновательная деятельность |
| Конкурсы решения позиций | 4 |
| Соревнования | 8 |
| Шахматные праздники | 1 |
| ИТОГО: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс. (34ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме: | Плановые сроки прохожде-ния | Скоррек-тирован-ные сроки прохождения |
1. | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | напомнить учащимся правила техники безопасности во время занятий и соревнований по шахматам, рассказать о чемпионах мира и ведущих шахматистах мира | 03.09-07.09 | |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | повторить названия и ходы шахматных фигур, вспомнить, где они располагаются на шахматной доске в начальной позиции, определить их сравнительную силу | 10.09-14.09 | |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | повторить способы нападения на фигуры, отдельно рассмотреть нападение на короля (шах), возможности защиты от него, вспомнить, что такое рокировка | 17.09-21.09 | |
4 | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй | повторить понятия «мат» и «пат» в шахматах, изучить и отработать алгоритм матования одинокого короля ладьёй и королём | 24.09-28.09 | |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | познакомить обучающихся с такими приёмами защиты фигур, как уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры познакомить обучающихся с такими приёмами защиты фигур, как перекрытие, контрнападение | 01.10-06.10 | |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | отработать навыки защиты фигур от нападения | 15.10-19.10 | |
8 | Тактический приём «двойной удар» | ввести новые понятия: тактический приём, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка; изучить с учащимися тактический приём «двойной удар» и все его разновидности | 22.10-26.10 | |
9 | Тактический приём «связка» | ввести новые понятия: связка, контрнападение связанной фигурой, контрнападение фигурой, обусловливающей связку; изучить с учащимися тактический приём «связка» и рассмотреть способы защиты от него | 29.10-02.11 | |
10 | Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли? | отработать тактические приёмы «двойной удар» и «связка» | 05.11-09.11 | |
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | познакомить учащихся с тактическим приёмом «ловля фигуры», рассмотреть основные способы ловли фигуры | 12.11-16.11 | |
12 | Тактический приём «сквозной удар» | познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «сквозной удар», выполняемым слоном, ладьёй, ферзём | 26.11-30.11 | |
13 | Мат на последней горизонтали | познакомить учащихся с матом на последней горизонтали, использованием слабости последней горизонтали и приёма «форточка» | 03.12-07.12 | |
14 | Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли? | отработать тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали» | 11.12-14.12 | |
15 | Тактический приём «открытый шах» | познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «открытый шах» | 17.12-21.12 | |
16 | Тактический приём «двойной шах» | познакомить учащихся с новым тактическим приёмом «двойной шах» | 24.12-28.12 | |
17 | Шахматный турнир | закрепить полученные знания в ходе игры | 29.12, 07.01-11.01.19 | |
18 | Шахматный турнир | 14.01-18.01 | |
19 | Шахматный турнир | 21.01-25.01 | |
20 | Шахматный турнир | 28.01-01.02 | |
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | вернуться к понятию «дебют» и дать его определение, познакомить учащихся с новыми терминами - «миттельшпиль», «эндшпиль», «дебютная ловушка», изложить правила игры в дебюте, рассмотреть возможные дебютные ловушки | 04.02-08.02 | |
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля | ввести новый термин «безопасность короля», рассмотреть дебютные ошибки, приводящие к быстрому поражению, а также типичные примеры атаки на короля | 11.02-15.02 | |
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 25.02-01.03 | |
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | познакомить учеников с планами игры в эндшпиле, научить реализовывать большое материальное преимущество в конце шахматной партии | 04.03-08.03 | |
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 11.03-15.03 | |
26 | Основы анализа шахматной партии | повторить с обучающимися пройденный материал, провести самостоятельную работу по анализу партий; повторить с учащимися изученные тактические приёмы и правила разыгрывания дебюта, провести занятие по самостоятельному решению позиций и анализу шахматной партии | 18.03-22.03 | |
27 | Основы анализа шахматной партии | 25.03-29.03 | |
28 | Основы анализа шахматной партии | 01.04-05.04 | |
29 | Конкурс решения позиций: к а к бы вы сыграли? | отрабатывать тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали», «двойной удар», «связка», «открытый шах», «двойной шах» | 15.04-19.04 | |
30 | Шахматный турнир | закрепить полученные знания в ходе игры | 22.04-26.04 | |
31 | Шахматный турнир | 29.04-08.05 | |
32 | Шахматный турнир | 11.05-17.05 | |
33 | Шахматный турнир | 20.05-24.05 | |
34 | Шахматный праздник | викторины | 27.05-31.05 | |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для обучающихся:
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г Гришин, Е. И. Ильин. - М.: Детская литература, 1980. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г Зак, Я. H. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / A. H. Костьев. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2—5 лет / И. Г Сухин. - М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г Сухин. — Испания: Издательский центр «Маркота». Международная шахматная академия Г Каспарова, 1992. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г Сухин. — М.: Педагогика, 1991.
Литература для учителя:
Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. 2-й год обучения.
Весела И. Шахматный букварь. М. 1983г.
Журавлев Н. Шаг за шагом. М. 1986г.
Злотник Б. , Кузьмина С., Курс-минимум по шахматам. М. 1990г.
Костьев А., Учителю о шахматах. М. 1986г.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. М. 1980г.
Технические средства обучения:
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Набор шахмат