СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Сувенир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Сувенир"»

Областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Кохомская коррекционная школа-интернат »






Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №___

от 30.08.2022г.







Утверждаю

Директор ОГКОУ

«Кохомская КШИ»

_____________Хлыбова С.В.

приказ № __ от__________ 20_




Программа

по внеурочной деятельности

«Сувенир»

направление развития личности

творческое

10-13лет.









Составитель:

Смирнова Ольга Александровна

воспитатель







Год составления программы: 2022


Пояснительная записка


Программа «Сувенир» разработана для занятий с учащимися 3-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения имеет творческую направленность. В программе учтены направления и рекомендации государственных образовательных стандартов дополнительного образования и соответствующих требований к содержанию дополнительного образования, “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ».

Рабочая программа по внеурочной деятельности разрабатывалась на основе:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

- ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373);

- ФГОС обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598)

- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа – интернат», утвержденным приказом Департамента образования Ивановской области № 1167-О от 23.06.2015

- санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утв. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

№ 189).

Программа дополнительного образования «Сувенир» представляет вариант программы внеурочной деятельности средних и старших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на учащихся 3-4 классов (10-13 летних ребят) и предназначены для реализации в рамках клуба по интересам. Программа рассчитана на 34 часа, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий по 45 минут с воспитанниками. Программа носит творческую направленность, которая определена актуальностью в современных жизненных условиях. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности детей и предполагает личную активность.


Актуальность программы.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с бумагой.

Бумага - доступный для ребёнка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создавать такие поделки, которые потом будут использованы для оформления класса к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям друзьям.

Школьники коррекционных школ VI вида имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению изделий из бумаги (аппликация, конструирование из бумаги) и пластилина развивает у детей наглядно- образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

Техника изготовления поделок из разных материалов требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике лепки способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.

Работы в технике лепки, выполнение аппликации, работы с природным материалом привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.

Таким образом, изготовление аппликаций из бумаги, пластилина является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для умственно-отсталых школьников.

Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста.

Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, то есть оказывают на человека определённое психотерапевтическое воздействие. «В семье изобразительных искусств, - отмечал И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».

Занятия лепкой развивают художественный вкус индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при занятии с гипсом и солёным тестом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. Занимаясь лепкой, дети осваивают приёмы работы: замешивание, раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.



Цель программы

Формирование практических умений работы в технике аппликации, лепки, художественного конструирования, развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники, а также создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- Формировать умение, навыки работы с ножницами клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности;

- Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности; Расширить словарный запас;

- Формировать интерес к результату и гордости за него;

- Развивать художественный вкус, образное восприятие усидчивость, аккуратность;

- Коррекция высших психических функций;

- Коррекция памяти, внимания, логического мышления;

- Воспитание мотивации к труду, желание доставить радость окружающим и самим себе от сделанной своими руками поделки.



Методы обучения:

  • Индивидуальный;

  • Групповой;

  • Практический;

  • Наглядный.

Формы обучения:

  • Игры;

  • Загадки;

  • Беседы;

  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

  • Просмотр презентаций

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, пришкольный участок.



Предполагаемый результат:

  • Наличие навыков пользования ножницами бумагой клеем;

  • Умение рационально использовать цветную бумагу правильно находить место на листе для выполнения работы;

  • Умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации;

  • Умение выполнять работу в определённой последовательности согласно инструкции взрослого;

  • Желание заниматься аппликацией, лепкой и изготовлением других поделок из бумаги в свободное время.


Принципы организации работы с детьми


  • Принцип комплексности, системности, длительности отслеживания показателей эстетической культуры ребенка.

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для культурного сознания личности.

  • Принцип индивидуализации и дифференциации.

  • Поддержание интереса к занятиям творческого характера.

  • Учет познавательной активности в практической деятельности.

  • Наглядность.

  • Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество.

  • Принцип непрерывности эстетического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию эстетической культуры.


Принципы и подходы к формированию программы.

Программа внеурочной деятельности «Сувенир» направлена на реализацию следующих принципов:

  • принцип вариативности, обосновывающего планирования учебного материала в соответствии с возрастом воспитанников, материально-технической оснащенностью учебного процесса;

  • принцип достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала, особенностей формирования познавательной и предметной активности воспитанников ;

  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;

  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения воспитанников в области искусства.


Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия


У обучающегося будут формироваться:

-ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

-ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

-положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

- осознание своей ответственности за общее дело;

-ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

-уважение к чужому труду и результатам труда;

-уважение к культурным традициям своего народа;

-представление о себе как гражданине России;

-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

-ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы;

-понимание чувств окружающих людей;

- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

-интерес к различным конструкторско-технологической деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

-социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

-учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сопереживания другим людям;

-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознания себя как гражданина России;

-чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомства с материалами курса по технологии;

-понимания значения предметно-практической деятельности в жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

- отбирать адекватные средства достижения цели

деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

Обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную.



Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужного познавательного материала

-работать с информацией, представленной в форме

текста, рисунка, схемы, чертежа;

-находить информацию заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы;

-передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-находить вместе с одноклассниками разные способы

решения учебной задачи;

-умению смыслового восприятия познавательных текстов;

-выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

-проводить сравнение и классификацию по

самостоятельно выделенным основаниям;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в

соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиа ресурсов;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

-вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-делать выписки из источников информации;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач в дополнительных изданиях;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;



Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другие мнение и позицию;

- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


Предметные результаты


Общекультурные и общетрудовые компетенции.


Обучающийся научится:

- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;

-выявлять особенности рукотворных предметов с точки

зрения их соответствия окружающей обстановке;

-использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.


Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел,

искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты


Обучающийся научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

-подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;

-называть новые технологические приемы ручной обработки материалов;

- экономно расходовать используемые материалы;

-применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

-изготавливать плоскостные и объемные изделия по

простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.



Конструирование и моделирование


Обучающийся научится:

- изменять способы соединения деталей конструкции;

- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

- размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале.


Метапредметные результаты


Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели своего обучения;

-комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества;

-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- организовывать и выполнять различные творческие работы по созданию изделий и продуктов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формировать и устанавливать для себя новые задачи в учёбе и в познавательной деятельности;

-поиску новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ.






Сроки реализации программы. Программа разработана на 1 год обучения, включает программу 34 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Содержание программы


Виды труда

Кружковая деятельность

Каждое занятие начинается с инструктажа по ТБ

1

Работа с бумагой, картоном

Изготовление аппликаций, поделок.

2

Работа с пластилином

Ознакомление со свойствами пластилина, деление пластилина на части.

Изготовление и оформление изделия

3

Работа с природным и бросовым материалом

Составление букетов, художественных композиций



4

Художественное творчество

Рисование красками, цветными карандашами, фломастерами, изготовление и оформление поделок.








Занятие начинается с рассказа, показа образца изделия. Прививаются навыки самостоятельной деятельности учащихся, ориентировки в задании.

Воспитываются умения работы в коллективе.


Календарно-тематическое планирование кружка «Сувенир»

Темы

Коли-чество часов

Даты

По плану

Факт.

1,2

Вводное занятие. Сбор природного материала для поделок.

2

6,13.09


3,4

Знакомство с видами и свойствами бумаги.

Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.

Предметная аппликация «Ваза с цветами»

Поделки из разных материалов: игольница «Клубничка»

2

20, 27.09


5,6

Объемная аппликация «Осенний букет»

2

4,11.10


7,8

«Осеннее дерево» в технике «обрывная аппликация»

2

18,25.10


9,10

Работа с природным материалом.

Аппликация из листьев.

2

8, 15.11


11

«Ёлочка» аппликация из бумаги

1

22,11


12

Изготовление снежинок из бумаги

1

29.11


13,14

Мастерская Деда Мороза – изготовление новогодних сувениров

2

6, 13.12


15,16

Изготовление полумасок

2

20,27.12


17,18

Поделки из природных материалов (шишки, желуди, ветки, и т. д.)

2

10,17.01


19, 20, 21

Лепка. Знакомство со свойствами пластилина.

Лепка «Живые фрукты»

Лепка «Улитка»

3

24,31.01


7.02


22, 23

Поделки из бумаги: гвардейская открытка

2

14,21.02


24, 25

Поделки из бумаги: цветок-сувенир (на проволоке)

2

28.02

7.03


26,27

Поделки из бумаги и ниток: смешные закладки

2

14, 28.03



28,29

Поделки из бумаги: шапочки птиц

2

4,11.04


30,31

Поделки из картона и ниток: веселый гномик

2

18,25.04


32,33

Аппликация «Подводный мир» (техника размазывания)

2

2,16.05


34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

23.05






Учебно-методическое обеспечение программы


Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.

Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года. ( с последующими изменениями)

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ ( с изменениями)

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»

Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2020 г.»

Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997г.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»

1.Малышева А.Н.«Аппликация»

2.Павлова Н.П. «Дефектология»- журнал №3, №42000г

3.Павлова Н.П. «Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида. Москва.

Просвещение,2013

4.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.

5.Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.

6. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006

7.https://infourok.ru/

8.https://kopilkaurokov.ru

9.https://nsportal.ru

10.http://lit.na5bal.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!