Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа - интернат»
Утверждаю
Директор ГКОУ СО
«Серовская школа- интернат»
________ С.В. Ахмедзянова
Приказ № _______ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности « Учись играя» для обучающихся
по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)
ГКОУ СО «Серовская школа - интернат»
1 дополнительного класса
Разработчик: Широкова Лариса Ариковна
Учитель
г.Серов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Учись играя» для 1 дополнительного класса является составной частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ СО «Серовская школа- интернат», соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 в редакции 03.02.2015г. № 35847 « Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Рабочая программа курса «Учись играя» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Место предмета в учебном плане
Предмет «Учись играя» изучается 1 раз в неделю по 30-40 мин.
Цель: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Задачи
развитие познавательных способностей;
развитие обще-учебных умений и навыков.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первый уровень
-развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия);
- создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя. Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень
– формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане в группе и в парах. Достигается в дружественной детской среде (коллективе.)
Третий уровень
– школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки. Осознанное участие в интеллектуальных конкурсах. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости поразным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности), участие в интеллектуальных конкурсах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие основных мыслительных способностей учащихся;
развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
развитие речи;
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
высокая степень познавательной активности учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия |
1 класс (33 часа) |
№ | Тема урока | Игры, методики и задания |
1 | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы Послушай тишину Узнай по звуку |
2 | Развитие произвольного внимания. | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски |
3 | Развитие артикуляции, пространственных представлений | Произнеси правильно Раскрась правильно (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). |
4 | Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений. | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий (определение местоположение объекта в строке и столбце). |
5 | Развитие умения выполнять словесные поручения, слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять Учитель – ученик, ученик – учитель Послушай звуки Назови и проверь постукиванием |
6 | Развитие объема внимания, осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует Шершавые дощечки |
7 | Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). |
8 | Развитие слухового внимания. | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? |
9 | Развитие памяти на последовательность действий, понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки |
10 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии |
11 | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно |
12 | Развитие зрительной памяти, понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно Вордбол (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). |
13 | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка |
14 | Развитие умения воспроизводить образец. | Раскрась правильно Шумящие коробочки |
15 | Развитие осязательных ощущений, точности движений и произвольного внимания. | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки |
16 | Развитие умения копировать образец, зрительного восприятия. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки |
17 | Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй |
18 | Развитие зрительного анализа, словесного синтеза. | Кто наблюдательнее Магнитофон Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол |
19 | Развитие осязательных ощущений, произвольного внимания | Тяжелые коробочки Крестики, точки Пишущая машинка (устойчивость и переключение). |
20 | Развитие зрительного анализа, произвольного внимания | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки |
21 | Развитие процессов анализа, зрительно-двигательных координации. | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон |
22 | Развитие гибкости мышления. Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учимся сравнивать |
23-24 | Развитие пространственных представлений, произвольного внимания | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит (переключение, устойчивость). |
25-26 | Развитие звукового синтеза. | Подбери слова Найди слоги Говори правильно |
27 | Развитие понятийного мышления, памяти на последовательность действий. | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки |
28 | Развитие мышления, умения устанавливать закономерности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? |
29 | Развитие умения сравнивать, непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок |
30 | Развитие мышления, зрительно-двигательных координации. | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка |
31 | Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия. | Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры (восприятие формы). |
32-33 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | Делаем вместе Найди фото Нарисуй так же Покажи одинаковые |