Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов имени Надежды Курченко» г. Ижевска
Согласована
Заместитель директора по ВР
_________________Тютеева Л.В.
Утверждена
Директор школы № 91
__________________ Дягилева М.В.
Приказ №255 от «30 » августа 2021г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
1 класс
(В неделю – 1 час, общее количество – 33 часа)
Составитель: Семакина Т.В.
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
При реализации рабочей программы, выборе форм организации деятельности обучающихся учитель ориентируется на целевые установки и направления Программы воспитания МБОУ "СОШ №91 имени Надежды Курченко".
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (33 учебных недели), в неделю - 1 час.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Учебно-тематический план
«Занимательный русский язык» 1 год обучения.
(1 час в неделю)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов |
всего | теор. | практ |
1 | Речь устная и письменная. | 14 | 7 | 7 |
2 | Игротека. | 8 | - | 8 |
3 | В мире звуков. | 11 | 4 | 7 |
Итого: | 33 | 11 | 22 |
Содержание курса «Занимательный русский язык»
1. Речь устная и письменная (1ч.)
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная.
2. Что такое слово? (1ч.)
Слово-название предмета, явлений, действий. Знакомство с ребусом.
3. В мире звуков (1ч.)
Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух».
4. Игротека. (1ч.)
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма».
5. Звуки и буквы - не одно и то же. (1ч.)
В чем заключается различие между звуками и буквами.
6. Что такое метаграммы? (1ч.)
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
7. Жили-были гласные и согласные. (1ч.)
Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
8. Игротека. (1ч.)
Повторение: буквы и звуки; гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
9. Волшебник Ударение. (1ч.)
Роль ударения в слове. Понятие «омограф».
10. Такие разные согласные. (1ч.)
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких.
11. Такие разные, разные согласные. (1ч)
Парные и непарные, звонкие и глухие согласные.
12. Игротека (1ч.)
Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости.
Решение метаграмм. Рифмование слов.
13. Русские народные загадки. (1ч.)
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
14. Зачем шипят шипящие? (1ч.)
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».
15. Познакомьтесь: алфавит! (1ч.)
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнения в правильном назывании букв и звуков.
16. Игротека (1ч.)
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
17. Здравствуй, пословица! (1ч.)
Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы.
18. Поговорим о предложении. (1ч.)
Разновидности предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнения в умении различать данные предложения, приводить примеры.
19. Еще немного о предложении. (1ч.)
Разновидности предложения по интонации. Упражнения в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.
20. Игротека (1ч.)
Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание предложений разнообразных по цели высказывания и по интонации.
21. Знакомимся с анаграммами. (1ч.)
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграмм.
22. Что такое текст? (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
23. Что мы пишем с большой буквы? (1ч.)
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать заглавные буквы в именах собственных.
24. Игротека. (1ч.)
Разгадывание анограмм. Придумывание анограмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
25. О безударных гласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
26. О парных звонких и глухих согласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.
27. Слова-приятели. (1ч.)
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.
28. Игротека (1ч.)
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонимов к данному слову.
29. Слова-неприятели. (1ч.)
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары.
30. Волшебное слово предлог. (1ч.)
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
31. Что за зверь такой- фразеологизм? (1ч.)
Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
32. Учимся различать слова разных частей речи. (1ч.)
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
33. Игротека. (1ч.)
Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значение.
Формы организации учебного процесса.
Формы организации занятий:
- игра;
- путешествия;
- конкурс;
- соревнование;
- интеллектуальный марафон;
- конкурс эрудитов.
- Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.
Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемых заданий.
Для динамичности, насыщенности, вращения утомляемости на занятиях должна происходить частая смена деятельности, коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма работы.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык» в 1 классе.
№ п/п | Название темы занятия | Теория | Практическая часть |
Речь устная и письменная. |
1 | Речь устная и письменная | | Обучающиеся получат представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь через практические задания. |
2 | Что такое слово? | Обучающиеся получат представление о слове. | Обучающиеся получат представление о слове. |
3 | В мире звуков. | Уточнят представление о звуках, познакомяться с понятиями «фонетика», «фонема», «фонематический слух» | |
4 | Игротека | | Развивать умение формулировать смысловое значение слова, познакомить с понятием «рифма», умение рифмовать слова. |
5 | Звуки и буквы- не одно и то же. | | Уточнить представления о различиях между звуками и буквами. |
6 | Что такое метаграммы? | Познакомить учащихся с понятием «метаграммы», формировать умение разгадывать метаграммы. | |
7 | Жили-были гласные и согласные. | Уточнить представления об отличиях гласных звуков и букв от согласных; учить находить в слове буквы гласные и согласные; расширять словарный запас. | |
8 | Игротека | | Закреплять знания и умения о звуках и буквах, формировать умение различать гласные и согласные, разгадывать метаграммы, развивать фонематический слух. |
9 | Волшебник Ударение. | Показать роль ударения в слове, познакомятся с понятием «омографы». | |
10 | Такие разные согласные. | | Формировать умение различать твердые и мягкие согласные. |
11 | Такие разные, разные согласные. | Уточнение представления о парных и непарных звонких и глухих согласных звуках, формирование умения различать звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух. | |
12 | Игротека | | Формирование умения находить омографы в предложениях, определять ударный слог в слове, различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости- мягкости, решать метаграммы, умение рифмовать слова. |
13 | Русские народные загадки | Познакомятся с загадкой как с жанром устного народного творчества, научатся выделять свойства и признаки загаданного предмета. | |
14 | Зачем шипят шипящие? | | Уточнение знания детей о шипящих согласных, познакомить с понятием « пантомима», развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. |
Игротека. |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | | Обобщение знания об алфавите, умение правильно называть буквы и звуки, формирование умения отличать гласные буквы от согласных. |
16 | Игротека | | Умение разгадывать русские народные загадки, произносить скороговорки, записывать слова в алфавитном порядке, называть буквы и звуки в слове. |
17 | Здравствуй, пословица! | | Вводить в речь русские народные пословицы, объяснять их скрытый смысл. |
18 | Поговорим о предложении. | | Познакомятся с разновидностями предложения по цели высказывания, формирование умения различать данные предложения, приводить примеры. |
19 | Еще немного о предложении. | | Познакомятся с разновидностями предложений по интонации, формировать умение различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией |
20 | Игротека | | Знакомятся с понятием «шарада», формировать умение разгадывать шарады, подбирать пословицу к тексту, придумывать предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации. |
21 | Знакомимся с анаграммами. | | Знакомятся с понятием «анаграмма», формирование умения разгадывать анаграммы. |
22 | Что такое текст? | | Уточнение знаний о тексте, формирование умения составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. |
В мире звуков. |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | Обобщение имеющихся знаний о правилах написания заглавной буквы, закрепление умения писать с заглавной буквы имена собственные. | |
24 | Игротека | | Закрепление умений: разгадывать анаграммы, придумывать анаграммы к данным словам, определять тему и основную мысль текста, писать имена собственные с заглавной буквы. |
25 | О безударных гласных. | | Закрепление знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки и о способе их проверки, формирование умения подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки |
26 | О парных звонких и глухих согласных. | | Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах, умение подбирать проверочные слова |
27 | Слова-приятели. | Знакомство с понятием «синонимы», формирование умения подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары, расширение словарного запаса. | |
28 | Игротека. | | Закрепление грамотно писать безударные гласные и парные согласные в корне слова, находить среди группы слов синонимы, подбирать синоним к данному слову, расширение словарного запаса. |
29 | Слова-неприятели. | | Знакомство с понятием «антоним», формирование умения подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары, расширение словарного запаса. |
30 | Волшебное слово предлог. | Знакомство с предлогами, формирование умения подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. | |
31 | Что за зверь такой- фразеологизм? | | Знакомство с некоторыми фразеологизмами и их значением, формирование умения подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. |
32 | Учимся различать слова разных частей речи. | Формирование умения называть имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | |
33 | Игротека | | Знакомство с понятием «омонимы»,формирование умения различать синонимы, антонимы и омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. Печатные пособия |
1. | Л.В. Мищенкова Методическое пособие для 1 класса Программа факультативного курса «Занимательный русский язык», М: РОСТ, 2012г. | 1 шт. 1шт. |
3. Технические средства обучения |
1 2 3 | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Телевизор. Персональный компьютер. | 1 шт. |