СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной работе "Развитие познавательных способностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной работе "Развитие познавательных способностей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г.НЕРЕХТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено на заседании  ШМО

учителей нач. классов

«____» сентября 20___ года

Руководитель ШМО

Согласовано,

на заседании методсовета

«____» сентября

Председатель методсовета

__________________________

«Утверждаю»

«____» сентября 20___ года

Директор школы

_______________



               









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ».

(Интеллектуальное направление)









1 ступень













                                            Нерехта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор мною данного направления (интеллектуального) внеурочной деятельности в начальных классах обусловлен несколькими факторами. Во-первых, несмотря на многие особенности современного образования, педагог взаимодействует с учеником посредством речи. Речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений. Ребёнок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает и объём индивидуального опыта. Занятия внеурочной деятельностью позволяют педагогу общаться с ребёнком вне урока, в более раскрепощённой обстановке.

Чрезвычайно важной для всего психического развития ребёнка функцией речи является и регуляция деятельности и поведения. По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта (коммуникативного, эмоционального, нравственного) слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребёнка. Развиваясь, речь постепенно становится регулятором не только поведения, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на её процессе, так и на результате.

Во-вторых, данный курс позволяет создавать условия для развития у учащихся 1 — 4 классов познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.

В-третьих, особенность программы внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» заключается в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Данная программа внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» составлена на основе Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой / М.: РОСТ — книга, 2012 г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».

Курс предназначен для ведения в 1 - 4 классах общеобразовательной школы, рассчитан на занятия по 1 занятию в неделю в каждом классе. Срок реализации программы курса — 4 года.




Цель курса «Развитие познавательных способностей»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

5) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

6) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности,

7) формирование положительного отношения к школе.

Настоящая программа предусматривает интеллектуальное развитие младших школьников, обусловленное спецификой школьного периода обучения детей. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, вни­мания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.


Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отноше­ний (формировать «Я — концепцию»).

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Учебно — методический комплекс курса:

1 класс:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2015. - 56 с.;


2 класс:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет)/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2014. - 276 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2015. - 56 с.;

3 класс:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 — 9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. - М.: РОСТ, 2012. - 244 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: Росткнига, 2009. - 64 с.;

4 класс:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет)/ Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2012. - 220 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 64 с..


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В основе построения курса «Развитие познавательных способностей» лежит принцип разнообразия творческо - поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии регулярно проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором Холодовой О.А.. В процессе выполнения каждого из заданий идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

– задания на развитие и совершенствование воображения;

– задания на развитие логического мышления.


Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

1. системность: задания располагаются в определённом по­рядке;

2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4. увеличение объёма материала;

5. наращивание темпа выполнения заданий;

6. смена разных видов деятельности.


Содержание занятий.

Наиболее подходящей формой проведения занятий является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков 2 часа в неделю. В классе 20 человек, которые распределены на 2 группы – по 10 человек. Таким образом, занятия с группой обеспечивают наиболее эффективные результаты, так как помогают учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в ученикам. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Занятия могут проводиться как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей смотивированных на обучение.

Занятия строятся на основе использования рабочих тетрадей, которые ребенок может использовать и дома (по желанию).

Примерная модель занятия:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1 - 2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по развитию познавательных способностей учащихся. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому задания, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же подготавливают ребёнка к активной познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (5 - 15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию психических процессов учащихся, но и позволяют, неся дидактическую нагрузку, углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (5 — 12 минут).

Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей у детей.

Возможность решать не типовые, поисково — творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой — либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах: решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ (5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).

Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно учащиеся отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление; формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура; активизируются творческие способности.

РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10 — 15 минут) — проводится в 3 — 4 классах вместо решения ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ и ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ, ШТРИХОВКИ.

Умение ориентироваться в тексте задачи — важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения; воспитывать у учащихся любовь к красоте логических рассуждений. Предлагаемые к решению нестандартные задачи отличаются как по сложности, так и по содержанию.

Курс «Развитие познавательных способностей» одобрен Департаментом образования г. Москвы. Рабочие тетради апробированы и по ним успешно занимаются в школах различного уровня. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодова является лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ).


Курс «Развитие познавательных способностей» способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, умений.

Личностные универсальные учебные действия:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные универсальные учебные действия:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- работать по предложенному плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2. Познавательныеуниверсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся предметные учебные знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- уметь доносить свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные универсальные учебные действия:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»


Распределение часов по темам в курсе.


раздела

Наименование раздела и количество часов

Количество часов


1 класс (33 часа)


I

Развитие внимания

10


Концентрация внимания



Устойчивость внимания



Переключаемость внимания



Распределение внимания


II

Развитие мелкой моторики

20


Графический диктант



Штриховка



Рисуем по образцу


III

Развитие памяти

10


Слуховая память



Зрительная память


IV

Развитие мышления

20


Аналитические способности



Логическое мышление



Мыслительные операции


V

Развитие воображения

6

VI

Диагностика уровня развития психических процессов

2


2 класс (34 часа)


I

Развитие внимания

10


Концентрация внимания



Устойчивость внимания



Переключаемость внимания



Распределение внимания


II

Развитие мышления

25


Наглядно-образное мышление



Аналитические способности,

способность рассуждать



Логическое мышление



Мыслительные операции



Поиск закономерностей


III

Развитие памяти

12


Слуховая память



Зрительная память


IV

Развитие мелкой моторики

7


Быстрота реакции и точность


V

Развитие воображения

12

VI

Диагностика уровня развития психических процессов

2


3 класс (68 часов)


I

Развитие внимания

12


Концентрация внимания



Устойчивость внимания



Переключаемость внимания



Распределение внимания


II

Развитие мышления

24


Наглядно-образное мышление



Логическое мышление



Мыслительные операции



Поиск закономерностей



Решение нестандартных задач


III

Развитие памяти

12


Слуховая память



Зрительная память


IV

Развитие мелкой моторики

6


Быстрота реакции и точность


V

Развитие воображения

12

VI

Диагностика уровня развития психических процессов

2


4 класс (68 часов)


I

Развитие внимания

12


Концентрация внимания



Устойчивость внимания



Переключаемость внимания



Распределение внимания


II

Развитие мышления

30


Наглядно-образное мышление



Логическое мышление



Мыслительные операции



Поиск закономерностей



Решение нестандартных задач


III

Развитие памяти

12


Слуховая память



Зрительная память


IV

Развитие мелкой моторики

4


Быстрота реакции и точность


V

Развитие воображения

8

VI

Диагностика уровня развития психических процессов

2



Методы отслеживания динамики уровня развития

познавательных способностей учащихся.


Динамика развития познавательных процессов учащихся отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной (входящей) диагностики в начале учебного года (занятие № 1) с результатами итоговой диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года (занятие № 36).

Диагностику результатов прохождения развивающего курса можно проводить разными методами: 1) психологическое тестирование уровня развития психических процессов; 2) сопоставление результатов выполнения определённых блоков заданий, с занесением полученных результатов в таблицы(предложен О.А. Холодовой).

Психологическое тестирование уровня развития психических процессов.

Диагностика динамики уровня развития познавательных способностей проводится с помощью специально — подобранной батареи тестов, направленной на определение особенностей: мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.

Данная батарея тестов проводится с учащимися на занятии № 1 и повторно на занятии № 36.

Полученные результаты анализируются и обобщаются по двум направлениям: 1) соответствие показателей возрастным нормативам; 2) наличие/отсутствие динамики в развитии психических процессов учащихся по окончании учебного года; 3) анализ изменений в развитии познавательных способностей учащихся по окончании прохождения обучения по программе курса «Развитие познавательных способностей» в целом.

Сопоставление результатов выполнения определённых блоков заданий, с занесением полученных результатов в таблицы.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, в которые заносятся результаты выполнения заданий учащимися на занятиях № 1 и № 36. Сопоставление данных начала года с результатами выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста познавательных способностей.

Кроме того, сравнение показателей итоговых таблиц за каждый класс, предоставляет возможность для отслеживания изменений в развитии познавательных способностей учащихся с 1 по 4 класс включительно.


1 класс.

Таблицы № 1 и № 2 (Приложение 1).

2 класс.

Таблица № 3 (Приложение 2).

3 класс.

Таблица № 4 (Приложение 3).

4 класс.

Таблица № 5 (Приложение 4).


Критерии оценки эффективности занятий по программе курса

«Развитие познавательных способностей»


Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком. Поэтому показателем эффективности занятий по курсу «РПС» также является наличие динамики в развитии познавательных способностей учащихся.



Литература.


Для педагога:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет)/ Методическое пособие, 1 класс + Программа курса «РПС». - М.: РОСТ, 2012. - 270 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2013. - 56 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет)/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2012. - 276 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 56 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 — 9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. - М.: РОСТ, 2012. - 244 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: Росткнига, 2009. - 64 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет)/ Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». - М.: РОСТ, 2012. - 220 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 64 с..


Интернет-ресурсы:

· http:www.viku.rdf.ru.

· http:www.rusedu.ru.

· http:www.edusite.ru


Для учащихся:

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 - 7 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2013. - 56 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 - 8 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 56 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: Росткнига, 2009. - 64 с.;

  • Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 - 10 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: РОСТ, 2012. - 64 с..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!