СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей обучающихся» разработана на основе примерного:
-Учебно-методического комплекса (далее – УМК), в который входит программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-6 класса Составитель: Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012- 47с.- (Работаем по новым стандартам.) и сборника заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./» Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.- (Работаем по новым стандартам.);
- Основной образовательной программы школы;
- Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Приказа 03.09.2013 г. № 1062 Министерство образования и науки Амурской области «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Максима Пассара Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель Директор
_______/__________ директора по УР _______/__________
ФИО ФИО
Протокол №______от _______/__________ Приказ №______от
ФИО
«___»___________20__г «___»___________20__г «___»___________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению
«Развитие познавательных способностей»
5- 6 класс
Оненко Александра Юрьевна
Учитель математики
2015-2016 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей обучающихся» разработана на основе примерного:
-Учебно-методического комплекса (далее – УМК), в который входит программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-6 класса Составитель: Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012- 47с.- (Работаем по новым стандартам.) и сборника заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./» Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.- (Работаем по новым стандартам.);
- Основной образовательной программы школы;
- Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Приказа 03.09.2013 г. № 1062 Министерство образования и науки Амурской области «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования».
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО
КУРСА.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности.
Основные задачи курса:
Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение конкретных знаний и умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
создает условия для реализации системно - деятельностного подхода;
обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года, (для 5-6 классов), разработана в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой классов.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:
актуальность;
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, а также развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Данные занятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, быстро и правильно отвечать на вопросы тестов, что так необходимо при подготовки к итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ.
практическая значимость;
В «Сборнике заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы»./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.-(Работаем по новым стандартам) представлена система занятий к курсу внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей обучающихся, ориентированная на формирование универсальных учебных действий на основе предметно-ориентированного тренинга.
Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских умений, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приёмов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.
связь с уже существующими по данному направлению программами;
Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемым в основной школе по предметам: русский язык, биология, информатика и ИКТ, литература, география.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для обучающихся 5—6 классов (70 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
развитие интеллектуальных умений (5—6 классы) — 70 ч
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ.
В программу внеурочной деятельности входят разделы:
5 класс «Развитие интеллектуальных умений, 35 часов в год (1 час в неделю).
6 класс «Учимся мыслить творчески», 35 часов в год (1 час в неделю).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекает2школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой2трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1.РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
5-6 КЛАССЫ (70 Ч)
Развитие логического мышления
Что такое интеллект.
Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выполнение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления
определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный
признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональное отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия.
Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.
Аналогия.
Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем
признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.
Рассуждение.
Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.
Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству.
Практические задания и развивающие игры.
Закономерность.
Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения понятий.
Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала.
Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
1.2 Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан- грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные
| Метапредметные |
Базовый - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности. - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к сотрудничеству; - готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию. повышенный - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
| Базовый - умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач; - способность свободно, правильно излагать свои мысли; - понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения; - иметь представление о методах решения творческих задач; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации; - проводить наблюдения, представлять результаты в различных видах; - сравнивать, обобщать, выделять главное, формировать выводы; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью; повышенный - владение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - составлять рассказы по схеме, модели. - уметь правильно конструировать определения; - анализировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Cистема оценки планируемых результатов:
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования в конце изучения каждого раздела проводится мониторинговая работа с целью выяснения уровня успешности обучающихся, овладение ими деятельностью на базовом или повышенном уровнях. Для создания ситуации успеха на занятиях предметно ориентированного тренинга большое значение имеет оценка учителя, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. Пополняется портфолио обучающихся. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. При этом на первых порах поощряется сама деятельность школьников, а не её результат, а также сравнивать результаты одного и того же учащегося только с самим собой. Не меньшую роль играет взаимооценка, особенно при работе в паре или в группе, так как важно адекватно оценивать себя и других, учиться друг у друга.
Вид контроля: Проверка выполнения самостоятельной практической работы. Групповая работа над проблемной задачей. Самостоятельная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5-6 КЛАСС
№ п/п | Тема | Содержание
| Коли чество часов
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (35 ч) | ||||||
1 | Человек и его интеллект | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
2 | Диагностическое тестирование | 1 | ||||
3-4 | Обобщение и ограничение понятий | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
5-6 | Обобщение и ограничение понятий | Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
7-8 | Выделение существенных признаков | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
9 | Обобщение понятий при построении определений | Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
10 | Отношения между понятиями: ря- доположности, часть – целое | Функциональные отношения между понятиями: часть — целое, последовательности, рядопо- ложности. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
13 | Сравнение понятий. Отношения противоположности | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
14-15 | Установление причинно-следственных связей | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
16-17 | Логические задачи | Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
18-19 | Классификация Понятий | Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
20 | Классификация Понятий | Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
23-25 | Поиск закономерностей | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры | 3 | |||
26-27 | Поиск закономерностей | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
28 | Выделение существенных признаков предметов | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
29 | Поиск закономерностей | Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
30-31 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
32-33 | Логические задачи | Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
34-34 | Итоговое тестирование |
| 2 | |||
Учимся мыслить творчески. 6 класс (35 ч) | ||||||
1 | Диагностическое тестирование | 1 | ||||
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
3 | Сравнение понятий | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры | 1 | |||
4-5 | Выделение существенных признаков | Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
6-7 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
8-9 | Смысловые словосочетания | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
10-11 | Синонимы, Антонимы | Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
12-13 | Творчество. Методы решения творческих задач | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
14-15 | Метод контрольных вопросов | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
16-17 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
18-19 | Воображение | Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
20 | Компьютерный Практикум | Создание компьютерного рисунка | 1 | |||
21-22 | Конструирование на плоскости | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. | 2 | |||
23-24 | Конструирование в пространстве | Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
25-26 | Постановка и разрешение проблем | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
27-28 | Разрешение проблемных ситуаций | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
29-30 | Метод разрешения противоречий | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
31-32 | Итоговое тестирование |
| 2 | |||
33-35 | Решение творческих задач | Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) | 3 |
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Обучающиеся научатся:
правилам конструирования определений, формулирования выводов;
правилам классификации и сравнения;
методам решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способам чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правилам поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способам планирования и проведения наблюдений и исследований;
правилам сохранения информации, приёмам запоминания.
Литература
Программа курса «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей обучающихся. 5-8 класса»: Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012- 47с.- .-(Работаем по новым стандартам.),
Сборник заданий для развития познавательных способностей обучающихся 5-8 классы./ Н.А. Криволапова.-М.: Просвещение, 2012.-222с.-(Работаем по новым стандартам.)
«Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»./ Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. М., -Просвещение, 1995.
SUPER интеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности./Акимова Галина Евгеньевна. – Лениздат, 2007г.- 319с.
Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы. Серия «Внеклассная работа» Андрей Николаевич Павлов. Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178359
Книга: Научите себя думать!/ Бьюзена Т. 2 Пер.с англ.;Худ.обл. М.В.Драко.-2-е изд.-Мн.;ООО «Попурри», 2004.-192 с.ил.+8 с. Цв. Вкл.- (Серия «Живи с умом»)
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
1 ч в неделю, 35 недели.
Всего 35 часа
№ урока
| Дата проведения урока
| Тема | Решаемые учебные задачи: | Основные виды учебной деятельности (универсальные учебные действия, далее - УУД) Планируемые образовательные результаты. | Кол-во часов | |||||
план | факт | |||||||||
|
|
| Человек и его интеллект | информирование обучающихся о целях изучения курса, знакомство обучающихся с методами укрепления, тренировки мозга. Познакомить обучающихся с биографиями гениальных людей, выяснить, как они добились успеха. Решить четыре интеллектуальные задачи, познакомить обучающихся с интересными сведениями о человеческом мозге.
| предметные Расширение и систематизация знаний о понятии интеллекта, творчества. Дар и талант. метапредметные Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: умение решать практические задания на смекалку, самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения задач. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственные мысли. Личностные: способствуют формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
| 1 | ||||
|
|
| Диагностическое тестирование | Провести вводное тестирование с целью выявления интеллектуального развития обучающихся умение воспроизводить записанные понятия по памяти, проводить классификацию | предметные Получение знаний о тренинге психических познавательных процессов метапредметные Регулятивные: учится решать практические задания на смекалку. Познавательные: Самостоятельно находит информацию для выполнения задания, умение приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 1 | ||||
|
|
| Обобщение и ограничение понятий | Дать обучающимся определение понятия, обобщение понятия. Обучающиеся приводят примеры общих понятий, частных понятий. | Предметные: понимание определений: понятие. Отношение между понятиями: род-вид. метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: осознаёт поставленную задачу. Коммуникативные: учится подтверждать аргументы фактами. Личностные: осмысление своих возможностей | 1 | ||||
|
|
| Обобщение и ограничение понятий | Обучающиеся выполняют задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий.
| предметные Обобщение понятий. Метапредметные Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения заданий, собственные возможности их решения, выполнение упражнений мозговой гимнастики Познавательные: анализирует и сравнивает явления. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | 1 | ||||
|
|
| Обобщение и ограничение понятий | Обучающиеся проверяют свое внимание с помощью специальной таблицы, выбирают из предложенного перечня слов более общие понятия, исключают лишние слова. | Предметные: формирование навыков обобщения понятий, исключение лишнего Метапредметные Регулятивные: умение самостоятельно проверять свое внимание с помощью специальной таблицы. Познавательные: самостоятельно выбирают из предложенного перечня слов более общие понятия, приводят примеры пар слов, одно из которых общее, а другое частное. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, через развивающие игры. | 1 | ||||
|
|
| Обобщение и ограничение понятий | Обучающиеся располагают понятия в логической последовательности от общего к частному, приводят примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое – частным понятием.
| Предметные обогащение активного и потенциального словарного запаса смысла выражений «сизифов труд», Ограничение понятий Метапредметные Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия. Познавательные: учится самостоятельно исключать лишние слова, располагать понятия в логической последовательности от общего к частному, приводить примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое – частным понятием. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | 1 | ||||
|
|
| Выделение существенных признаков | Расшифровка ребусов, которые требуют внимания и сообразительности. Обучающиеся выделяют из предложенного ряда слов наиболее существенные для данного слова признаки, преобразуют данное слово в новое в несколько этапов. Интеллектуальная разминка
| Предметные формирование понятия признаки предмета Метапредметные Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки во время расшифровки ребусов Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные понимание роли интеллектуальных разминок для развития своих мыслительных процессов. | 1 | ||||
|
|
| Выделение существенных признаков | Объясняется принципы создания интеллект-карт. Обучающиеся исключают лишнее слово и объясняют, почему именно данное слово они считают лишним, придумывают загадки, решают загадки – анаграммы.
| Предметные овладение навыками выделения существенных признаков. Метапредметные Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия. Познавательные: учится предлагать свои понятия для продолжения игры (предмет, явления, признаки), умение разгадывать анаграммы-загадки. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные владение первичными навыками придумывания загадок.
| 1 | ||||
|
|
| Обобщение понятий при построении определений | Задания на тренировку памяти. Обучающиеся отгадывают загадки, для каждого из предложенных заданий подбирают обобщающее слово, указывают в определениях обобщающее понятие и существующий признак, пользуясь таблицей, составляют определения понятий. Дети составляют предложения из перепутанных слов, в каждом из которых дается определение какому – либо понятию.
| Предметные формирование мышления составления понятия: частное (видовое), общее (родовое), видовое отличие метапредметные Регулятивные планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: владение умениями самостоятельно прочитать зашифрованную фразу, подбирать обобщающие слова Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные готовность к повышению своего образовательного уровня вовремя составления самостоятельно предложения и зашифровки их.
| 1 | ||||
|
|
| Отношения между понятиями: рядоположности, часть- целое. | Тренировка внимания. Введение понятия рядоположности, часть - целое. Обучающиеся находят понятия, которые являются понятиями одного порядка, исключают лишнее, находят понятия, которые находятся в отношениях часть – целое, решают задачи Робинзона.
| Предметные функциональное отношения между понятиями: часть - целое, рядоположности. Метапредметные Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: владение основными нахождения понятия, которые являются понятиями одного порядка используя знания математики и биологии. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные: тренинг своего внимания. | 1 | ||||
|
|
| Сравнение понятий | Тренировка зрительной памяти. Введение понятий синоним, сравнение. Обучающиеся подбирают к каждому слову из левой колонки соответствующее слово из правой; вспоминают название конных экипажей, на которых ездили люди в 19 веке и раньше, до того, как был изобретен автомобиль; вставляют слова – синонимы. | Предметные формирование представления об изучаемых понятиях, таких как синоним. метапредметные Регулятивные: учится формировать мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, поиска закономерностей; Познавательные: умение самостоятельно продолжая предложения, вставлять оригинальные слова, подбирать слова, назвать десять конных экипажей XIX века Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные: тренинг своей зрительной памяти. | 1 | ||||
|
|
| Установление сходства и различий. | Обучающиеся продолжают предложения; заменяют слова в скобках так, чтобы равенство было верным; устанавливают закономерности; проводят сравнение различных понятий.
| Предметные формирование представления об изучаемых понятиях, таких как сравнение. Метапредметные Регулятивные: умение расположить данные понятия в логической последовательности: общее, менее общее, частное. Познавательные: формирование умения сравнивать понятия чем они похожи, называть общие признаки. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные развитие у обучающегося воображения и мышления | 1 | ||||
|
|
| Сравнение понятий | Тренировка зрительной памяти. Введение понятия антоним. Обучающиеся отгадывают загадки, подбирают к словам антонимы, заменяют в парах слов синоним на антоним. | Предметные формирование представления об изучаемых понятиях, таких как антоним, отношения противоположности. Метапредметные Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности. Познавательные: умения обобщать, выстраивать систему отношений между понятиями вид — род, причина — следствие и др., формирование умения подбирать к словам антонимы, заменять синоним на антоним. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Тренинг внимания. | 1 | ||||
|
|
| Установление причинно-следственных связей. | Обучающиеся выполняют поиск предметов с противоположными и сходными свойствами, сравнивают пары понятий и указывают их наиболее общие признаки.
| Предметные расширение знаний о функциональных отношениях между понятиями: причины и следствия. Метапредметные Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности. Познавательные: развитие умение дополнять предложения и указывать причину и следствие, устанавливать взаимосвязь между понятиями. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные Тренинг внимания. | 1 | ||||
|
|
| Установление причинно-следственных связей. | Тренировка внимания. Обучающиеся устанавливают взаимосвязь между понятиями, дополняют предложения и указывают причину и следствие, находят пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях. | Предметные расширение знаний о функциональных отношениях между понятиями: причины и следствия метапредметные Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности. Познавательные: учится умению называть причину явлений, устанавливать взаимосвязь между понятиями. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные: тренинг координации движения.
| 1 | ||||
|
|
| Логические задачи. | Тренировка внимания. Обучающиеся устанавливают взаимосвязь между левой и правой таблицами и читают высказывание, принадлежащее ученому Ю. Либех. Обучающиеся называют причину и следствие различных явлений, тренируют координацию движений.
| Предметные Установление связей между понятиями. Метапредметные Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности. Познавательные: развивает умение устанавливать взаимосвязь между прочитанными высказываниями. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные тренинг внимания и координации движения, развитие сообразительности. | 1 | ||||
|
|
| Логические задачи. | Обучающиеся решают задачи на сообразительность, знакомятся с интересными фактами из жизни Эдисона.
| Педметные расширение знаний о то как устроен человеческий мозг, о понятие -обобщающее слово(родовое понятие)+ существенный признак (видовое понятие) метапредметные Регулятивные: учится развитию воображения. Познавательные: знакомится с интересными фактами из жизни Эдисона. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, | 1 | ||||
|
|
| Классификация понятий. | Введение понятия классификация. Обучающиеся указывают, по какому признаку понятия распределены на группы, подбирают предложенные названия к каждой группе понятий | Предметные расширение знаний о то как устроен человеческий мозг, о понятие -обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое понятие). Метапредметные Регулятивные: учится правильно выполнять приёмы мыследеятельности. Познавательные: учится решать задачи при помощи логических рассуждений. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные развитие интереса к самообразованию и сообразительность.
| 1 | ||||
|
|
| Классификация понятий. | Обучающиеся проводят классификацию понятий, определяют по какой закономерности расставлены буквы и заполняют свободную ячейку, располагают понятия в логической последовательности: общее, менее общее, частное.
| Предметные Правила классификации, деление данных понятий на группы. Метапредметные Регулятивные: осмыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в необычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником. Познавательные: самостоятельно располагает данные понятия в логической последовательности: общее, менее общее, частное. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, задаёт вопросы. Личностные развитие логического мышления. | 1 | ||||
|
|
| Классификация понятий. | Обучающиеся исключают лишние слова в каждой группе понятий, располагают понятия по порядку так, как показано на схеме, из предложенных слов выбирают те, которые объединены общим понятием, находят общее окончание для всех предложенных слов.
| Предметные Правила классификации, деление данных понятий на группы. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: развивает знания о растительном и животном мире, знание планет. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные тренировка мозга через интеллектуальную разминку. | 1 | ||||
|
|
| Сравнение понятий. | Обучающиеся сравнивают пословицы и подбирают к пословице из левого столбика близкую ей по смыслу пословицу из правого. | Предметные сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится определению закономерности образования слов. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные осмысление своих возможностей. | 1 | ||||
|
|
| Аналогия | Обучающиеся анализируют пары слов и по аналогии вставляют пропущенные слова, определяют закономерность образования слова и по аналогии записывают другие слова.
| Предметные сравнение понятий и смысловых словосочетаний Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится способности через намёки и ассоциации придумывать слова. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные осмысление своих возможностей | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей. | Обучающиеся дают определение понятиям и указывают в каждом из них обобщающее слово и существенный признак, разделяют предложенные понятия на группы по какому-либо признаку. | Предметные Закон. Представление закономерностей в различных вида. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится определять закономерности расположения чисел, устанавливать связь между ними и буквами составляя загадки. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные повышение устойчивости внимания. | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей. | Обучающиеся определяют закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжают ряд. | Предметные логика, интеллект Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится решать логические задачи Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные развитие своих способностей к запоминанию. | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей. | Обучающиеся сравнивая информацию, находят в ней логическую связь и заполняют таблицу, решают логическую задачу. | Предметные логика, интеллект Метапредметные Регулятивные: учится развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Познавательные: учится сравнивая информацию, находить в ней логическую связь и заполняют таблицу Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные улучшение внимания, восприятия и речь. | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей | Тренировка памяти. Обучающиеся устанавливают закономерности и продолжают числовые ряды, определяют по рисунку какие буквы и почему нужно вставить в пустые секторы, разделяют данные числа на группы, объединенные каким-нибудь принципом | Предметные представление закономерностей в различных вида. Метапредметные Регулятивные: развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков. умение расставлять математические знаки между цифрами, воспроизводить по памяти рисунки Познавательные: учится закономерности и продолжает числовые ряды, определяет по рисунку какие буквы и почему нужно вставить в пустые секторы, разделяют данные числа на группы. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные улучшение мозговой деятельности и профилактика нарушения зрения. | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей | Обучающиеся вставляют вместо точек слова так, чтобы они были окончанием одного и одновременно служили началом другого слова, тренируют внимание, решают логические задачи.
| Предметные число, цифра, арифметический знак. Метапредметные Регулятивные: развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, умение решать логические задачи Познавательные: Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные улучшение психомоторных процессов. | 1 | ||||
|
|
| Выделение существенных признаков | Тренировка внимания. Обучающиеся составляют пирамиды понятий по образцу, придумывают предложение, в котором каждое слово начинается с указанных букв, знакомятся с интересными фактами из жизни Резерфорда.
| Предметные существенные и несущественные признаки предмета. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные тренировка внимания, укрепление мышц век, что способствует улучшению кровообращения и расслабления мышц глаз. | 1 | ||||
|
|
| Поиск закономерностей. | . Обучающиеся расшифровывают слова, подбирая к каждой цифре соответствующую букву; экспериментально выясняют зависимость периода маятника от длины нити и определяют какой набор маятников следует выбрать; выполняют интеллектуальную разминку. | Предметные Закономерности понятий Метапредметные Регулятивные: развивает умение работать с зашифрованными сообщениями. Познавательные: формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах. Личностные развитие собственной логики.
| 1 | ||||
|
|
| Объяснение понятий зав зависимости от контекста. | . Введение понятия контекст. Обучающиеся объясняют значения выделенных слов, находят как можно больше значений для омонимов и многозначных слов, объясняют их значение в зависимости от контекста, | Предметные значение понятий от контекста Метапредметные Регулятивные: формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета Познавательные: учится объяснять значение слов, находить множество значений омонимом и многозначных слов. Коммуникативные: формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого, задает вопросы. Личностные развитие логического мышления. | 1 | ||||
|
|
| Проводим эксперимент | Проявляют изобретательность, решают задачи Шерлока Холмса. | Предметные значение понятий от контекста. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится объяснять значение слов, находить множество значений омонимом и многозначных слов. Коммуникативные: формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого. Личностные проявление изобретательности. | 1 | ||||
|
|
| Логические задачи | Обучающиеся знакомятся с интересными фактами из жизни Ньютона, выполняют задания на завершение схем. | Предметные повторение отношения между классификациями понятиями. Метапредметные Регулятивные: учится приводить примеры общих понятий, частных понятий; выполнять задания на проверку смысловой памяти, разрешение противоречий. Познавательные: учится продолжить ту или иную закономерность Коммуникативные: формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого. Личностные развитие интеллекта.
| 1 | ||||
|
|
| Интеллектуальная разминка | Обучающиеся вставляют общее слово, для которого подходят определения, соединяют треугольники так, чтобы получилось предложение | Предметные термометр, метроном Метапредметные Регулятивные: планирует с учителем необходимые действия, по плану. Познавательные: учится выбирать правильно из предложенных ответов, знание физических приборов. Коммуникативные: формулирует собственное мнение, осуществляет совместную деятельность в парах, учится понимать точку зрения другого. Личностные развитие интеллекта.
| 1 | ||||
|
|
| Итоговое тестирование | Обучающиеся решают задачи о животных. Провести итоговое тестирование с целью выявления роста интеллектуального развития обучающихся
| Предметные кислород, орган человека Метапредметные Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: учится находить закономерности, исключать лишнее, решать логические и интеллектуальные задачи Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится критично относится к своему мнению. Личностные развитие гибкости мышления | 1 | ||||
|
|
| Итоговое тестирование | Провести итоговое тестирование с целью выявления роста интеллектуального развития обучающихся | Предметные понятие, ограничить понятие, признаки, отношение рядоположенности, целое - частное, классификация, контекст. Метапредметные Регулятивные: анализирует, сравнивает и обобщает свою точку зрения. Познавательные: учится находить закономерности, исключать лишнее, решать логические и интеллектуальные задачи. Коммуникативные: формулирует собственное мнение, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Личностные развитие гибкости мышления. | 1 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
1 ч в неделю, 35 недели.
Всего 35 часа
№ урока
| Дата проведения урока
| Тема | Основные виды учебной деятельности (универсальные учебные действия, далее - УУД) Занятия, направленные на развитие приёмов и способов мыслительной деятельности. | Кол-во часов | ||||
план | факт | |||||||
1 |
|
| Диагностическое тестирование |
| 1 | |||
2 |
|
| Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | Предметные: Получение знаний о правилах классификации.
Метапредметные Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 1 | |||
3 |
|
| Сравнение понятий | Предметные: Расширение и систематизация знаний о сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности Метапредметные
Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 1 | |||
4-5 |
|
| Выделение существенных признаков | Предметные: Расширение и систематизация знаний о существенных и несущественные признаках. Метапредметные Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
6-7 |
|
| Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Предметные: Расширение и систематизация знаний о устойчивых словосочетаниях, определяющие смысл предложений. Метапредметные Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
8-9 |
|
| Смысловые словосочетания | Предметные: Расширение и систематизация знаний о смысловых словосочетаниях. Роль смысловых сочетаний в тексте Метапредметные Дополнение известных словосочетаний по смыслу.. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
10-11 |
|
| Синонимы, антонимы | Предметные: Расширение знаний о установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры Метапредметные Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
12-13 |
|
| Творчество. Методы решения творческих задач | Предметные: Получение знаний что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Метапредметные Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
14-15 |
|
| Метод контрольных вопросов | Предметные:
| 2 | |||
16-17 |
|
| Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Предметные: Получение знаний о оценках явлений, событий с разных точек зрения. Метапредметные Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
18-19 |
|
| Воображение | Предметные: Получение знаний о воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Метапредметные Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
20 |
|
| Компьютерный практикум | Создание компьютерного рисунка | 1 | |||
21-22 |
|
| Конструирование на плоскости | Предметные: Овладение навыками конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Метапредметные Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
23-24 |
|
| Конструирование в пространстве | Предметные: Овладение навыками диагностики пространственного воображения. Метапредметные Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
25-26 |
|
| Постановка и разрешение проблем | Предметные: Овладение навыками постановки и разрешение проблем. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метапредметные Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
27-28 |
|
| Разрешение проблемных ситуаций | Предметные: Анализ проблемной ситуации. Метапредметные Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 2 | |||
29-30 |
|
| Метод разрешения противоречий | Предметные: Формирование представления об анализе проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метапредметные Учится применять метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 2 | |||
31 |
|
| Итоговое тестирование | Итоговое тестирование | 1 | |||
32-35 |
|
| Решение творческих задач | Метапредметные Учится решать творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) Коммуникативные: задаёт вопросы слушает и отвечает на вопросы других. Личностные: выявления своего интеллектуального развития, умение проводить самопроверку.
| 4 |