МУНИЦИПАЛЬНОЕТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МОУ САМАРСКАЯ СОШ
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом № _________
Протокол № ___от от «____»_________20____г
Программа дополнительного образования
Вокальный кружок «ГРАНЬ»
Возрастная категория, класс: 7 -13 лет, 1-8 класс
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Разработчик (автор): Домышева Анастасия Николаевна
Педагог дополнительного образования
Самара, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и обще-ансамблевого звучания.
Цели и задачи на 2018-2019 учебный год
Цель: Создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять репертуар.
Основные задачи:
формирование вокальных навыков детей;
развитие памяти, образного мышления детей;
формирование положительных качеств личности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
| ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА | | | |
2 | Прослушивание голосов | 2 | | 2 |
3 | Певческая установка. Дыхание | 10 | 1 | 9 |
4 | Распевание | 22 | 2 | 20 |
5 | Дирижерские жесты | 2 | 1 | 1 |
6 | Унисон | 12 | 1 | 11 |
7 | Вокальная позиция | 8 | 1 | 7 |
8 | Звуковедение | 10 | 1 | 9 |
9 | Дикция | 8 | 1 | 7 |
10 | Двухголосие | 15 | 1 | 14 |
11 | Работа с солистами | 4 | | 4 |
12 | Сводные репетиции | 4 | | 4 |
| МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | | | |
13 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 2 | |
14 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 5 | 2 | 3 |
15 | Развитие чувства ритма | 7 | 1 | 6 |
| ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА | | | |
16 | Беседа о гигиене певческого голоса | 2 | 2 | |
17 | Народное творчество | 4 | 1 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18 | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 4 | 4 | |
19 | Беседа о творчестве современных композиторов | 4 | 4 | |
20 | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 2 | 2 | |
| КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | | | |
21 | Открытый урок для родителей | 2 | | 2 |
22 | Праздники, выступления | 7 | | 7 |
23 | Экскурсии, концерты, театры | 6 | | 6 |
| Итого | 144 | 29 | 115 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Воспитательная работа, уровень |
теория | практика |
ОКТЯБРЬ |
1. | Введение в программу | Вокальная студия «Грань» | 1ч | 1ч 15м | воспитывать художественный вкус, интерес к вокальному искусству; первый |
2. 3. | Владение голосовым аппаратом | Прослушивание голосов | 30м | 1ч 45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
30м | 1ч 45м |
4. 5. | Певческая установка. Дыхание | 30м | 1ч 45м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
1ч | 1ч 15м |
6. 7. | Распевание | 30 м | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
1ч | 1ч15м |
8. 9. | Дирижерские жесты | 1ч | 1ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
30м | 1ч45м |
10-15. | Унисон | 1 час | 15м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
2ч |
1ч15м |
2ч15м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
2ч15м |
2ч15м |
16-17. | | Вокальная позиция | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч15м |
18-19. | | 1ч | 1ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
2ч15м |
НОЯБРЬ |
20-21. | Использование певческих навыков | | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый |
2ч15м |
22-26. | Дикция | 1час | 1ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч15м |
| 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй |
2ч15м |
2ч15м |
21. | 1 ч 15 мин | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
|
Речевой диапазон | Двухголосие | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
2ч15м |
2ч15м |
27-32. | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
2ч15м |
2ч15м |
ДЕКАБРЬ |
33-35. | Координационно-тренировочные занятия. | Работа с солистами | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч15м |
2ч15м |
36-37. | Сводные репетиции | 30мин | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый |
1ч45м |
38. | Основы музыкальной грамоты | | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
ЯНВАРЬ |
39. | Взаимосвязь речи и пения | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, второй, |
40-43. | | Развитие чувства ритма | 30мин | 1ч45м | Воспитывать любовь к своей Родине, к культуре и истории своей семьи, страны, второй |
2ч15м |
2ч15м |
2ч15м |
44-45. | Беседа о гигиене певческого голоса | 30мин | 1ч45м | Научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении; |
2ч15м |
ФЕВРАЛЬ |
46.-49 | Восприятие искусства через интонацию. | Беседа о творчестве композиторов-классиков | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй |
2ч15м |
2ч15м |
2ч15м |
50-51. | Восприятие искусства через интонацию. | Беседа о творчестве современных композиторов | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, |
2ч15м |
МАРТ |
52-56. | Методы самостоятельной работы | Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении | 30 мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, первый, второй |
2ч15м |
| 2ч15м | Сформировать осознанное отношение к занятиям. |
2ч15м |
2ч15м |
57-64. | Отработка полученных вокальных навыков | 30мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
2ч15м |
2ч15м |
| Создание сценического макияжа. | 30мин | 1ч45м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, третий |
2ч15м |
2ч15м |
| | | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное |
2ч15м |
65 | | | 2ч15м | мышление, третий |
АПРЕЛЬ |
66-68 | Открытый урок для родителей | 30мин | 1ч45м | Сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; |
2ч15м |
2ч15м |
69-71 | Праздники, выступления | | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч15м |
72. | 2ч15м |
2ч15м |
МАЙ |
73-75. | Экскурсии, концерты, театры | 1ч | 1ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч15м |
2ч15мин |
76-78. | Подведение итогов работы кружка | 1 ч | 1ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч15м |
2ч15м |
79-81. | Подготовка видеоотчета | | 2ч15м | Воспитывать социально-активную творческую личность, развивать креативное мышление, первый, второй, третий |
2ч15м |
2ч15м |
Итого: 81 занятие (144 часа)
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика.
Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Дикция. Артикуляция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
Тренажер самоконтроля развития дикции;
Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).
Гигиена певческого голоса
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Запреты:
- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;
- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;
- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
Составление памятки по гигиене голоса.
Сценическая культура и сценический образ
Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практические занятия:
Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
Психологический тренинг;
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
Упражнения на координацию движений;
Практическая работа по формированию сценического образа.
Основы нотной грамоты
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер
;
сложный размер
.
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
Выучить название и написание всех длительностей;
Пение гаммы по нотам со словами и показом;
Пение песен по нотам;
Звучание интервалов и угадывание их на слух;
Запись ритмического рисунка;
Элементы контроля правильности пения по нотам;
Секреты устранения фальши.
Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Вокальная позиция
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр
Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса Упражнения с твердой и мягкой атакой.
Подготовка к выходу на сцену.
Звуковедение
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
Песенный репертуар;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских, окружных и российских мероприятий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 ступень - 1 год обучения)
В результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Актовый зал;
Мультимедийный проектор.
Успехи реализации программы возможны:
если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
ЛИТЕРАТУРА
Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
Методическая работа
Методическая тема: «Развитие творческих способностей детей на занятиях вокала»
Задачи по методической теме на учебный год:
1.Развивать творческие способности детей.
2.Учет возвратных, физиологических и психологических особенностей у детей.
3.Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний.
4. Воспитывать в детях эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.
6. Формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях:
- прививать чувства прекрасного на примерах вокала, музыки и живописи.
- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
- открытые занятия:
Тема занятия | Категории детей (год обучения) | Сроки |
«Работа над музыкальностью и исполнительским мастерством» | 1 год обучения | май |
«Выразительное исполнение ансамблевых произведений» | 1 год обучения | Декабрь |
«Типы дыхания» | 1 год обучения | май |
- повышение профессионального мастерства
1. Посещения открытых уроков и мероприятий.
2. Изучение специальной литературы и методического материала.
3. Просмотр и прослушивание вокальных и музыкальных новинок.
4. Участие в работе методических объединений по профилю деятельности, конференциях, конвенциях, фестивалях.
Формы работы с детьми.
- Работа с активом:
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Вокальные конкурсы | В течение года |
2. | Экскурсии в театры, посещение концерты вокалистов. | в каникулы |
3. | Праздники в коллективе «День именинника», « Новый год», и т.д. | Ноябрь, декабрь, май |
4. | Беседы о здоровом образе жизни, лекции о ведущих вокалистах. Организационные собрания «Начало учебного года. Планы на год», «Организационные вопросы по подготовке к участию в профессиональных конкурсах», «Организационные вопросы по подготовке к массовым мероприятиям» | сентябрь, февраль |
5. | Прослушивание вокальных программ | сентябрь, январь |
- работа с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание индивидуального маршрута по работе с одаренными детьми;
- постановка сольных номеров;
- участие в программах и конкурсах;
- чествования в коллективе;
- профориентационная работа
- Посещение концертов
- Пропаганда вокального искусства как профессии.
- массовая работа (участие в районных, городских, республиканских мероприятиях)
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
-
| Концерт ко дню учителя | октябрь |
-
| Концерт ко дню пожилого человека | октябрь |
-
| Участие в мероприятии «День матери» | ноябрь |
-
| Участие в районных новогодних мероприятиях | декабрь, январь |
-
| Международный фестиваль «На крыльях таланта!» | февраль |
-
| Районный конкурс вокалистов «Весенняя капель» | апрель |
-
| Участие в районных концертах для ветеранов | май |
- традиции коллектива
В праздники организуется массовые мероприятия с конкурсами, шарадами, чаепитием, выступлениями.
- формы отслеживания результативности
Результативность работы в коллективе отслеживается в форме:
- зачетов (после прохождения новой темы);
- показательных выступлений внутри коллектива и для родителей;
- концертной деятельности.
20