02-03
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Обсуждена и одобрена на заседании педагогического совета от «____» _______ 20____г. Протокол №_____ Председатель педагогического совета ______________И.А. Дёмина | Обсуждена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей филологии «___» ____________ 20___г. Протокол №______ Руководитель МО ___________ Ю.А. Лисицына | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________И.А. Дёмина «___» ______________ 20___г |
Рабочая программа
по всеобщей истории
5 - 9 классы
с. Верхний Ломов, 2020 г.
Рабочая программа основного общего образования по всеобщей истории для 5-9 классов МБОУ СОШ с. Верхний Ломов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включённых в её структуру.
Рабочая программа содержит: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа рассчитана на 180 часов.
Из них:
в 5 классе «История Древнего мира» – 68 часов,
в 6 классе «История Средних веков» –28 часов,
в 7 классе «История Нового времени» - 28 часов,
в 8 классе «История Нового времени» - 28 часов,
в 9 классе «История Нового времени» - 28 часов.
1. Планируемые результаты изучения предмета «Всеобщая история»
1. Личностные результаты - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
2. Метапредметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего образования включают в соответствии ФГОС ООО три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
3. Предметные результаты освоения всеобщей истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося будут сформированы
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в средневековых государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. (7–9 классы)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности.
2. Содержание учебного предмета «Всеобщая история»
История Древнего мира (5 класс)
Ведение.
Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Первобытные земледельцы и скотоводы.
Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам.
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.
Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.
Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами
История средних веков (6 класс)
Введение.
Живое Средневековье.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне.
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в Средние века.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
История Нового времени (7 класс)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
История Нового времени (8 класс)
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.
Европейское общество в раннее в начале XVIII в.
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Страны Востока в XVIII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Международные отношения в XVIII в.
Европейские конфликты и дипломатия.
Повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
История нового времени (9 класс)
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв.
От традиционного общества к обществу индустриальному.
Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.
Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
3. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
История Древнего мира 5 класс (68 ч)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов) |
1 | Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
2 | Древнейшие люди. | 1 |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 |
4 | Возникновение искусства и религии. | 1 |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 |
7 | Тема 3. Счет лет в истории. | 1 |
Раздел II. Древний Восток. (18 часов) |
| Тема 4. Древний Египет | 8 |
8 | Государство на берегах Нила. | 1 |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 |
10 | Жизнь египетского вельможи. | 1 |
11 | Военные походы фараонов. | 1 |
12 | Религия древних египтян. | 1 |
13 | Искусство Древнего Египта. | 1 |
14 | Письменность и знания древних Египтян. | 1 |
15 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
| Тема 5. Западная Азия в древности | 7 |
16 | Древнее Двуречье. | 1 |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 |
18 | Финикийские мореплаватели | 1 |
19 | Библейские сказания. | 1 |
20 | Древнееврейское царство. | 1 |
21 | Ассирийская держава. | 1 |
22 | Персидская держава «царя царей». | 1 |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | 5 |
23 | Природа и люди Индии. | 1 |
24 | Индийские касты. | 1 |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 |
26 | Первый властелин единого Китая. | 1 |
27 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Раздел III. Древняя Греция (20 часов) |
| Тема 7. Древнейшая Греция | 5 |
28 | Греки и критяне. | 1 |
29 | Микены и Троя. | 1 |
30 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 |
31 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 |
32 | Религия древних греков. | 1 |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 |
33 | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | 1 |
34 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 |
35 | Древняя Спарта. | 1 |
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 |
37 | Олимпийские игры в древности. | 1 |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 |
39 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 |
| Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | 5 |
40 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 |
41 | В городе богини Афины. | 1 |
42 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 |
43 | В театре Диониса. | 1 |
44 | Афинская демократия при Перикле. | 1 |
| Тема 10. Македонские завоевания | 4 |
45 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 |
46 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 |
47 | В Александрии Египетской. | 1 |
48 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Раздел 4. Древний Рим (17 часов) |
| Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией. | 3 |
49 | Древнейший Рим. | 1 |
50 | Завоевание Римом Италии. | 1 |
51 | Устройство Римской республики. | 1 |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 |
52 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 |
53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | 1 |
54 | Рабство в Древнем Риме. | 1 |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме. | 4 |
55 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 |
56 | Восстание Спартака. | 1 |
57 | Единовластие Цезаря. | 1 |
58 | Установление империи. | 1 |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 |
59 | Соседи Римской империи. | 1 |
60 | Рим при императоре Нероне. | 1 |
61 | Первые христиане и их учение. | 1 |
62 | Расцвет империи во II веке. | 1 |
63 | «Вечный город» и его жители. | 1 |
| Тема 15. Падение Западной Римской империи. | 5 |
64 | Римская империя при Константине. | 1 |
65 | Взятие Рима варварами. | 1 |
66 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
67 | Итоговое повторение | 1 |
68 | Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 |
История Средних веков 6 класс (28 ч)
| Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Введение | 1 |
1 | Введение. Живое Средневековье | 1 |
| Тема 2. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 |
5 | Англия в раннее Средневековье | 1 |
| Тема 3. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 2 |
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | 1 |
7 | Образование славянских государств | 1 |
| Тема 4. Арабы в VI-XI вв. | 1 |
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | 1 |
| Тема 5. Феодалы и крестьяне | 2 |
9 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
10 | В рыцарском замке | 1 |
| Тема 6. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 |
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | 1 |
12 | Торговля в Средние века | 1 |
| Тема 7. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 2 |
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 |
14 | Крестовые походы | 1 |
| Тема 8. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы | 6 |
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 |
16 | Крестовые походы | 1 |
17 | Столетняя война | 1 |
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | 1 |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 |
| Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 |
21 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 |
| Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века | 3 |
23 | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 |
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 1 |
25 | Научные открытия и изобретения | 1 |
| Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 |
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | 1 |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 |
28 | Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества» | 1 |
История нового времени XV–XVII вв. 7 класс (28ч)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени | 1 |
| Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 19 |
2 | Технические открытия и выход к мировому океану. | 1 |
3-4 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 2 |
5-6 | Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. | 2 |
7 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 |
8 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 |
9 | Повседневная жизнь | 1 |
10-11 | Великие гуманисты Европы. | 2 |
12-13 | Мир художественной культуры Возрождения. | 2 |
14 | Рождение новой европейской науки | 1 |
15-16 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 2 |
17 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 |
18 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | 1 |
19 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 |
20 | Повторительно - обобщающий урок | 1 |
| Тема 2. Первые революции нового времени. Международные отношения. | 6 |
21 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций | 1 |
22 | Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 |
23 | Путь к парламентской монархии. | 1 |
24-25 | Международные отношения в XVI–XVII вв. | 2 |
26 | Повторительно - обобщающий урок | 1 |
| Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 4 |
27 | Индия, Китай, Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 |
28 | Индия, Китай, Япония. Начало европейской колонизации. | 1 |
История нового времени XVIII в 8 класс (28 ч)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. | 2 |
1 | Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. | 1 |
2 | Европейское общество в раннее в начале XVIII в. | 1 |
| Эпоха Просвещения. Время преобразований | 18 |
3-4 | Великие просветители Европы | 2 |
5-6 | Мир художественной культуры Просвещения | 2 |
7-8 | На пути к индустриальной эре | 2 |
9-10 | Промышленный переворот в Англии | 2 |
11-12 | Английские колонии в Северной Америке | 2 |
13-14 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | 2 |
15 | Франция в XVIII в. | 1 |
16 | Причины и начало Великой французской революции. | 1 |
17 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 |
18-19 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 2 |
20 | Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований» | 1 |
| Страны Востока в XVIII вв. | 2 |
21-22 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 |
| Международные отношения в 18 в. | 2 |
23 | Международные отношения в XVIII в. | 1 |
24 | Европейские конфликты и дипломатия | 1 |
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 4 |
25 | Мир на рубеже XVIII–XIX вв. | 1 |
26 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 |
27-28 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.» | 2 |
История нового времени XIX в 9 класс (28 ч)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. | 1 |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1 |
| Тема1. Становление индустриального общества | 6 |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 1 |
3 | Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности | 1 |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 |
5 | Наука: создание научной картины мира | 1 |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. | 1 |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство | 1 |
| Тема 2. Строительство новой Европы | 7 |
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 1 |
9 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию | 1 |
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису | 1 |
11 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 |
12 | Германия: на пути к единству | 1 |
13 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 1 |
14 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 1 |
| Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
15 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 1 |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 |
17 | Франция: Третья республика. | 1 |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 |
19 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 |
| Тема 4. Две Америки | 3 |
20 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 1 |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 |
22 | Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. | 1 |
| Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 2 |
23 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам | 1 |
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен | 1 |
| Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий | 1 |
25 | Международные от- ношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий | 1 |
| Тема 7. Новейшая история: понятие и периодизация | 3 |
26 | Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. | 1 |
27 | Политическое развитие в начале XX в | 1 |
28 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900» | 1 |