СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»





















































Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.


Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции

обучающихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и

творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся

призвана помочь преподавателю общеобразовательного учреждения обратить

внимание на школьников, обладающих способностями в определенных

областях учебных дисциплин, в частности географии. Проблема выявления

способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши

ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного

прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные

способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд

индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той

или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа

по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы

школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных

мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в

обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания,

индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на

должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как

единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка

школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной

программы было обусловлено необходимостью обеспечивающей развитие

способностей обучающихся и возможностью реализации творческого

потенциала личности.

Нацелить обучающихся на большую и интересную работу поможет

систематическое проведение уроков с практической направленностью,

включающих в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады

обучающихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии.

Программа ориентирована на детей в возрасте – 11-15 лет.

Срок реализации программы -3 года.


Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих

способностей обучающихся через предмет «География», создание условий для

самореализации способностей обучающихся.


Задачи:

  1. формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по географии;

  2. понимание важности изучения географии в современном мире;

  3. развитие интеллекта и творческой активности обучающихся;

  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

  5. развитие интереса к исследовательской деятельности;

  6. участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях;

  7. создание портфолио.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;

  • принцип добровольности;

  • принцип индивидуальности;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип привлекательности результатов;

  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;

  • диагностика;

  • беседы с участниками образовательного процесса;

  • консультации;

  • дифференцированные задания;

  • учебные задания практикоориентированной направленности;

  • проектная деятельность;

  • ролевые игры;

  • предметные олимпиады и конкурсы;

  • конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.



Организация  воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

 Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 

  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 

  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
    II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 

  1. привлечение  обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад. 

  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 

    • творческие ответы; 

    • выполнение творческих тематических заданий; 

    • выполнение проблемных поисковых работ; 

    • выступления в лекторских группах; 

    • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 

    • приобщение (в различных формах) к работе учителя; 

    • повышение степени сложности заданий; 

    • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 

  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;

  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

  • повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.

  • изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

  • нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;

Педагогические методики: Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Диагностика:

  • Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

  • Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)

  • Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).

  • Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.

Приложение.



Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.


Интерпретация теста


Основные критериальные проявления исследуемых факторов:


• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.


Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тест

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста


При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.


При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.


Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.


Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

• отрицательные ответы: 28;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.


Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.


Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

• отрицательные: 14, 20, 39;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.


В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.


Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильин)

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового; б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от

метки:

а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о

чем в них идет речь:

а) да; б) нет.

10. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

а) учиться; б) болеть.

11. Что для тебя важнее — отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний

Приложением

к программе является план работы по выявлению и развитию у обучающихся МБОУ «СОШ № 3»г. Сафоново Смоленской области

интеллектуальных и творческих способностей по географии.

Учитель Пастухова Н. Е.


№п/п

Содержание работы

Сроки

1

Составление банка данных обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и познавательный интерес.

сентябрь

2

Тестирование по предмету с целью выявления уровня развития познавательной деятельности, логического мышления, уровня обученности по географии.

сентябрь

3

Выработка рекомендаций учителя предметника по подготовке к олимпиадам

сентябрь

4

Консультации обучающихся по подготовке к олимпиадам

сентябрь октябрь

5

Обеспечение индивидуальной, дифференциальной нагрузки обучающихся в зависимости от подготовленности и уровня развития познавательных интересов

в течение учебного года

6

Проведение индивидуальной работы с одарѐнными детьми в урочное и внеурочное время

в течение учебного года

7

Организация участия обучающихся в школьной олимпиаде по географии

октябрь

8

Осуществление анализа олимпиадных работ школьного этапа по географии

октябрь

9

Организация участия в муниципальном этапе по географии

ноябрь

10

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся

в течение учебного года

11

Проведение предметных недель с активным участием одарѐнных детей

декабрь, апрель

12

Подготовка школьников к защите проектов

февраль-март

13

Создание банка олимпиадных заданий исследовательских работ обучающихся

в течение учебного года

14

Организация и проведение консультаций с одарѐнными детьми

в течение учебного года

15

Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми

в течение учебного года

16

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

в течение учебного года

17

Анализ работы с одарѐнными детьми. Перспективы на будущее.

май





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!