МБОУ «Криволесская ОШ»
Программа
по выявлению и развитию
способностей учащихся
«Ступеньки к успеху»
1-4 классы
Учитель начальных классов
Григорьева Людмила Ивановна
Программа «Ступеньки к успеху»
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.
Начальное обучение – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.
Эффективность данной программы способствует активному участию учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях.
Срок реализации программы 4 года
Цель:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости;
- осуществлять научно – методическое сопровождение по данному направлению;
- придерживаться принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.
Задачи:
- предусматривать методы самораскрытия одарённых обучающихся, их умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие;
- обеспечивать потребности в новой информации (информационно–коммуникативная адаптация);
- оказывать помощь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность).
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:
Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - кружки, секции, клубы по интересам, спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Этапы работы по выявлению и развитию одаренных детей
I этап.
Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях обучающихся в какой-либо деятельности:
1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,
2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».
3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам.
II этап. Индивидуальная оценка возможностей ребенка
1.Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.
2.Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе
3. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
III этап. Создание программы развития способностей обучающихся
1.Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
2.Создание условий для участия детей в различных конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.
Основные направления реализации программы:
- выявление одаренных обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одарёнными обучающимися.
Творческая самореализация школьников.
Обеспечение преемственности в основной и старшей школе.
Формы работы с одарёнными обучающимися:
• групповые занятия с одарёнными школьниками;
• занятия в проектных группах;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• участие в олимпиадах;
План мероприятий по выполнению программы
«Ступеньки к успеху»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми | Ежегодно |
2. | Обучение через методическую работу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации | Регулярно |
3. | Отбор методов и приёмов, способствующих развитию мышления, инициативности, творчества | Регулярно |
4. | Диагностика одаренных детей | Ежегодно |
5. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Март ежегодно |
6. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | Март ежегодно |
7. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ноябрь ежегодно |
8. | Участие в олимпиадах, конкурсах | Ежегодно |
9. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Ступеньки к успеху» | Январь |
10. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно |
11. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно |
12. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Постоянно |
13. | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Постоянно |
14. | Творческий отчет учащихся | Ежегодно май |
15. | Обобщение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
16. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
17. | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно |
Диагностики:
1.Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
2.Методика А.И. Савенкова: анкета одарённости
3.Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя»
4.Методика «Карта одарённости»
5.Исследовательский метод С.Т. Шацкого
7. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая
8.«Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая)
9.Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»