Программа по выявлению и развитию способности обучающихся
ОБУЧЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ
СОТРУДНИЧЕСТВА В
УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Работу выполняла учитель Кудрявцева Г.И. МОУ Печениченская основная школа
Литература
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001
Помогая другим, учимся сами
Содержание
- Введение . Личностно-ориентированные технологии обучения.
II . Обучение в сотрудничестве:
1 . Что такое обучение в сотрудничестве.
2 . Как организовать обучение в малых группах по методике сотрудничества.
3 . Семь постепенных шагов в обучении сотрудничеству.
Введение. Личностно-ориентированные технологии обучения
Из всего многообразия педагогических технологий, базирующихся на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике, современному учителю в большей мере необходимо останавливаться на тех, которые органично и легко интегрированы с классно-урочной системой.
Одной из таких технологий является личностно-ориентированная. Ведь дело не только в академических знаниях, умениях и навыках, но и в духовном, нравственном развитии личности. Речь идёт о воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Эта технология достаточно свободно входит в традиционную систему обучения, но при условии, что учитель изменит свой подход к процессу обучения, отношение к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он, деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний становится приоритетным, а не усвоение готовых знаний; совместное размышление , дискуссии , исследования , а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности. К личности ученика в процессе общения должно проявляться уважение , а не назидание. В этой связи уместно говорить не просто о всестороннем развитии личности, а о её полном развитии.
Что такое обучение в сотрудничестве
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Чтобы понять ее, автор метода советует обратиться к нашему пониманию слова «ошибка». Скорее всего ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения. Это указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки. Ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, мы должны рассматривать эти ошибки просто как факт. Следовательно, нужно представить ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Если расценивать ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, то в этом случае, скорее всего, учитель откажет ему в дополнительной практике. Ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от сознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все . Тольки одним нужно больше времени и усилий, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективней. Важно, что это касается не только академических успехов, интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе .
Как организовать обучение в малых группах по методике сотрудничества
.
Полезно будет приближаться к намеченной цели постепенно, приучая своих учеников:
- взаимодействовать в группе с любым партнёром;
- работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами;
- испытывать чувство ответственности не только за свои успехи.
С этой целью необходимо определить учебно-познавательную цель урока и дидактическую задачу использования данного метода.
Теперь работаем над планом урока. Тут важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группе, чтобы в ходе дальнейшего обучения ребята сумели дать и дополнительные пояснения:
- какая точка зрения им представляется более убедительной;
- что они ощущают, когда сталкиваются с другой точкой зрения;
- кому и как удалось отстоять альтернативную точку зрения.
Ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком.
Интегрируйте работу в группах в свой обычный урок самыми разными способами.
Не забывайте: задача учителя не уличить ученика в незнании и неумении, а научить.
В этом случае решение проблемы – в профессиональной деятельности педагога.
Оценивается такая работа одинаково для всех учащихся группы:
- с учётом уровня обученности ( сравнение ведётся с ранее достигнутыми этим учеником результатами);
- каждому ученику разрешено дополнить высказывания своего товарища, чтобы принести группе баллы.
Семь постепенных шагов к обучению в сотрудничестве
Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
Постарайтесь, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык
состоит, как его сформировать.
Организуйте необходимую и достаточную практику.
Убедитесь, что каждый ученик получает информацию,
насколько правильно он получает информацию.
Стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики.
Создайте ситуации, в которых в которых ученики обязательно добьются
положительного результата.
Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют
потребность в её применении.