Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарин» г. Гагарин, Смоленской области
«
Программа по развитию способностей обучающихся «Путь к успеху»
Учитель начальных классов
Пилипчак Светлана Анатольевна
2017 год
Пояснительная записка
В современном мире школа является образовательным центром, главной функцией которого является обучение. Обучение в школе направлено на конкретную реализацию содержания образования. Успешность обучения во многом зависит от умения педагогов организовать учебный процесс, в котором учащийся сможет сформироваться, как творческая личность.
При рождении каждый человек наделен определенными личностными качествами и задатками для развития способностей, которые в дальнейшем формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний.
Поэтому педагоги стараются организовывать для детей учебное пространство таким образом, чтобы дети находились в постоянном творческом процессе, поисковой деятельности, стремлении к открытиям и активному умственному труду.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей, исследовательских навыков и личностного роста, расширение возможностей для участия одарённых и способных школьников в творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2017-2019 гг.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей берутся во внимание их успехи в любом виде деятельности: учебной, художественной, физической, и т.д., а также их интересы.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический – данный этап подразумевает под собой различные виды деятельности (учебную и внеклассную), во время которых проводится индивидуальная оценка творческих, познавательных возможностей и способностей обучающихся.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми проводятся групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях;
2) организация исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных, всероссийских олимпиадах, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам детей.
Основные направления реализации программы
выявление одаренных обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Основные мероприятия по реализации программы
I.Диагностика:
1.Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- участие в проведении предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления, награждения).
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, областных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Показатели результативности:
- участие в проектной деятельности
- участие в творческих конкурсах
- участие во внеурочной предметной деятельности
- участие в дополнительном образовании: центры творческого развития детей, художественные школы, музыкальные школы, спортивные школы;
-успешное участие обучающихся в конкурсах различного уровня и направления.
Диагностики:
тесты Д. Векслера
тесты Дж. Равена
диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн
методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова)
методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся» (Л.Н.Канина)
Литература:
1. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 438-443;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575
2. Мылова И. Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: СПБ АППО, 2012.
3. Соболь Н. В. Оценка успешности обучения учащихся.