МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Демидовская детская школа искусств»
Утверждаю:
Директор МБУДО «Демидовская ДШИ»
С. В. Солдатенков
«11»января 2020 г.
ПРОГРАММА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОТДЕЛЕНИЯ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
2018г.
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся отделения «Хоровое пение» разработана на основе:
- Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Хоровое пение», утверждённых приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 163, зарегистрированным Минюстом РФ от 26.04.2012 г. № 23938,
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
- Проекта «Дополнительное образование для каждого ребенка». Срок начала и окончания проекта: 30 ноября 2016 г. - 30 ноября 2021 г. (УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам ,протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)
- Проекта Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации;
- Программы развития МБУДО «Демидовская ДШИ» на период с 2018 – 2020 г.
Разработчик –Чугункова Татьяна Леонидовна, преподаватель
Срок реализации программы - длительная (предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию).
Содержание
Пояснительная записка
Цель. Задачи.
Основные направления реализации программы
Методы и способы развития творческих способностей обучающихся
Основные мероприятия по реализации программы
Ожидаемые результаты
Педагогические методики
Диагностика
Оценка эффективности реализации программы
План мероприятий
Литература
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера. Ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Творческие задания на уроках специальности способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, формирует внутренний мир ребёнка.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Именно занятия в музыкальной школе могут способствовать развитию творческих способностей у учащихся. (Развитие творческих умений в восприятии, слушательской деятельности, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке). Этим определяется актуальность Программы.
Некоторые психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и что надо только не мешать ему свободно само выражаться.
Согласно концепции американского психолога Джозефа Рензулли, творческий потенциал представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческости и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности.
Творческие способности – это способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.
Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Развитие творческих
способностей– процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
- выявление и максимальная реализация способностей обучающихся, создание условий для раскрытия их творческого потенциала, активизация процесса музыкально- эстетического воспитания через творчество обучающегося.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления творческих способностей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, умение логически мыслить при выполнении определённого рода заданий, ощущений, восприятия;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных обучающихся в различных конкурсах, тематических вечерах, творческих проектах, школьных концертах и праздниках.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для решения поставленных задач необходимо:
• выявление творческих способностей обучающихся;
• разработка индивидуальных форм работы;
• внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
• использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
• создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
• развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.
МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основная форма работы с обучающимися – урок.
Он строится на:
- личностно-ориентированном;
- дифференцированном;
- системно-деятельностном подходах к обучению.
Для достижения поставленной цели используются:
Практические методы или метод музицирования: слушание
Музыки, разучивание произведения, исполнение эпизодов музыкальной речи в движении и на музыкальном инструменте. Эти методы могут быть репродуктивными, частично-поисковыми, творческими, могут выполнять организационную, стимулирующую и контролирующую функции.
Наглядные методы или метод показа: стимулирование и
эффективная организация музыкально-познавательной деятельности, участие в освоении учебного материала всех органов чувств, зрительная и двигательная наглядность – исполнительский показ преподавателем, применение дирижёрских жестов, метод рисования под музыку, метод взаимосвязи с другими видами искусства.
Словесные методы: необходимая эмоциональная настройка на
восприятие и исполнение музыкального произведения, проводятся обобщение и оценка музыкальных знаний и умений - - рассказ с элементами занимательности и новизны, беседа как обсуждение с обучающимися актуальной в тот или иной период работы темы или проблемы.
В основе работы над развитием творческих способностей содержатся следующие принципы:
принцип учёта возрастных особенностей;
принцип развивающего и системного обучения (формирования комплекса способностей и навыков);
принцип индивидуализации и дифференцированного обучения. Основу способов развития творческих способностей обучающихся составляет система комплексного музыкального воспитания Л. Баренбойна и Н. Перуновой:
Развитие вокально-хоровых навыков, рациональных приёмов
звукоизвлечения первоначально через подражание, впоследствии – с помощью освоения и закрепления различных технических формул.
Развитие звуковысотных и метроритмических ощущений в процессе
выполнения творческих заданий: воспитание слухового контроля, пение, подбор по слуху, транспонирование, сочинение, импровизация.
Развитие творческой инициативы при самостоятельном выборе и
изучении музыкальных произведений.
Обогащение музыкально-слуховых представлений первоначально в
работе над исполнением простейшей мелодии, позже - в работе над произведениями различных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, инструментальные миниатюры и др.)
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку при работе над
выразительностью исполнения, а также при посещении или просмотре записей концертов, конкурсов и других музыкальных событий.
Закрепление исполнительских навыков в процессе подготовки к
публичным выступлениям.
Сохранение мотивации к обучению посредством своевременного и
адекватного сочетания поддержки и требований.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Диагностика:
изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования;
определение творческих способностей обучающихся путем диагностирования;
изучение личностных потребностей обучающихся путём собеседования;
разработка и реализация индивидуальных путей обучения, в том числе с учетом мониторингов.
II. Развитие творческих способностей:
создание условий для развития индивидуальных способностей, реализации интересов и потребностей обучающихся в образовательном процессе.
доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению тематических вечеров и конкурсов;
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (объявления);
отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации Программы должны быть достигнуты определённые результаты:
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки;
- преодоление состояния тревожности при публичном выступлении;
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах, тематических вечерах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на конкурсах, соревнованиях.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
Важно фиксировать уровень развития музыкальных способностей в процессе обучения на каждом возрастном этапе. Это позволит выявить не только реальные способности и достижения, но и потенциальные, скрытые возможности обучающихся.
Опираясь на результаты стартовой и итоговой диагностики, преподаватель определяет основные тенденции в развитии обучающихся и составляет план индивидуального обучения с учётом возможностей и уровня развития музыкальных способностей каждого конкретного ученика, тем самым, создавая условия не только для выявления музыкальных способностей обучающихся, но и для их успешного развития.
7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Е.И.Пассов Метод индивидуального подхода;
В.П. Анисимов Методы диагностики музыкальных способностей.
Л.С. Выготский Метод проектов;
Г.А. Китайгородская Личностно-ориентированное и развивающее обучение;
8. ДИАГНОСТИКА
Диагностика музыкальных способностей (В.П. Анисимов);
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
«Выбери музыку» (Л.В. Школяр);
Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры:
- сформированность творческих навыков, творческого мировоззрения, активной творческой деятельности.
Количественные параметры:
- массовость и активность участия обучающихся в конкурсах, фестивалях различного уровня, наличие призовых мест;
- участие обучающихся во внеклассной и внешкольной деятельности учреждения;
- активность деятельности учреждения по реализации программы.
Показатели эффективности реализации программы:
- количество обучающихся, участвующих в мероприятиях программы;
- выявление и поощрение наиболее достойных обучающихся;
- развитие личных достижений обучающихся (развитие профессиональных качеств)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Участие в школьных и городских праздничных концертах ( в течение года)
Посвящение в первоклассники ( октябрь)
Родительские собрания с концертом обучающихся (в течение года)
Участие хорового коллектива в конкурсах и фестивалях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14, Сб.
статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.
2. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление.
М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. -
Санкт-Петербург, 2000
4. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
5. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и
др. -М., 1998
7. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль,
«Академия развития», 1997
8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального
воспитания. Учебное пособие. М.,1990
9. Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
10.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
11.Струве Г. Школьный хор. М.,1981
12. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого
музыкального мышления: Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1982.
13. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -
М.,1988