СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению, поддержке, развитию одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению, поддержке, развитию одаренных детей»


Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 компенсирующего вида»

623700, Свердловская область, город Березовский, ул. Варлакова, д. 5, [email protected]



СОГЛАСОВАНО:

на Педагогическом совете

БМАДОУ «Детский сад № 19»

Протокол № 1 от 27.08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий БМАДОУ

«Детский сад №19»

_______________О.В. Грошева

Приказ № 64-од

от 27 августа 2021 г.









Программа

по выявлению, поддержке, развитию одаренных детей

на 2021 - 2022 учебный год




















Пояснительная записка


Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. 

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

  • Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

  • Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

  • Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

  • Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, общественность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОО.

Теоретико-методологические основы развития одарённых детей дошкольного возраста в современных образовательных условиях



В настоящее время стратегические цели в области выявления и поддерж- ки одарённости детей и подростков определены в Концепции Федеральной це- левой программы развития образования на 2016–2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р.):

  • Обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей.

  • Выявление одаренности с раннего возраста.

  • Оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.

  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, развитие трех основных блоков структуры одаренности (познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности).

  • Формирование личностного самоопределения.

Виды одарённости


По форме проявления

Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды

По широте проявлений

Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: художественно-эстетической, познавательной, физической одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т. д.)

По типу предпочитаемой деятельности

Творческая

Академическая

Психомоторная

Коммуникативная и др.

По интенсивности проявлений

Повышенная способность к обучению (способные)

Одарённые

Высокоодарённые (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По степени сформированности одаренности

Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами) Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях

По возрастным особенностям

Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыкальной, изобразительной, познавательно-исследовательской, и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п.); овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например, пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.).

Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность

проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность



Виды одарённости в зависимости от предпочитаемой деятельности


Вид

одарённости

Составляющие

Как проявляется


Мотивационно- личностные характеристики

Стремление ребёнка получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, хорошо рассуждает, ясно

мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; имеет хорошую память; легко и быстро схватывает новый учебный материал, кроме того, очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни, задает много продуманных и оправданных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной программе, на

несколько лет опережающей детского сада, обгоняет своих сверстников в обучении, часто

жалуется, что в детском саду ему скучно.

Академическая

Способность к обучению

Успешность в освоении программного материала

Творческая

Художественная одаренность























Вид

одарённости

Составляющие

Как проявляется

Творческая

Художественная

Проявление фанта-

В свободное время


одаренность

зии в творческих

охотно лепит, рисует,



художественных ра-

чертит, комбинирует



ботах, высокое каче-

материалы и краски;



ство и разнообразие

не находя слов или «за-



творческих работ в

хлебываясь» ими, при-



соответствии с воз-

бегает к рисунку или



растом (рисунки,

лепке, чтобы выразить



поделки)

свои чувства или на-




строение;




в рисунках и картинах




отражает все разнообра-




зие предметов, людей,




животных, ситуаций, а




не «зацикливается» на




изображении чего-то




вполне удавшегося;




стремится создать ка-




кое-либо произведение,




имеющее очевидное




прикладное значение




(украшение для дома,




одежды или что-нибудь




подобное);




серьезно относится к




произведениям искусст-




ва, становится вдумчи-




вым и серьезным, когда




его внимание привлека-




ет какое-либо произве-




дение искусства или




пейзаж;




не робеет высказывать




собственное мнение да-




же о классических про-




изведениях, причем мо-




жет даже попробовать




критиковать их, приводя




вполне разумные дово-




ды


Вокальная ода-

Умение понимать и

Любит музыку, всегда


ренность

воспроизводить ме-

стремится туда, где



лодию, чувство рит-

можно ее послушать;



ма, хороший голос,

быстро и легко отзыва-



музыкальный слух

ется на ритм и мело-



Вид

одарённости

Составляющие

Как проявляется




дию, внимательно

вслушивается в них,

легко запоминает;

сочиняет мелодии;

научился или учится

играть на каком-либо

музыкальном инстру-

менте;

если поет или играет на

музыкальном инстру-

менте, вкладывает в ис-

полнение много чувства

и энергии, а также свое

настроение

Литературная

Хорошая речевая

Любит фантазировать

одаренность

фантазия, умение

или импровизировать на


составлять рассказы,

тему действительного


сказки, чувство

события, причем прида-


рифмы, легкое за-

ет событию что-то но-


поминание стихов

вое и необычное;



рассказывая о чем-либо,



умеет придерживаться



выбранного сюжета, не



теряет основную мысль;



выбирает в своих уст-



ных или письменных



рассказах такие слова,



которые хорошо пере-



дают эмоциональные



состояния и чувства ге-



роев сюжета (изобража-



ет персонажи своих



фантазий живыми и ин-



тересными, очеловечен-



ными);



любит, уединившись,



писать рассказы и сти-



хи, не боится начать пи-



сать роман о собствен-



ной жизни

Артистическая

Умение «вжиться» в

Открыт всему новому;

одаренность

роль, держаться на

часто, когда ему не хва-


публике, желание

тает слов, выражает


подражать вымыш-

свои чувства мимикой,


ленным (или реаль-

жестами, движениями;


ным) персонажам,

стремится вызвать эмо-



Вид

одарённости

Составляющие

Как проявляется



двигательная и ре-

циональные реакции у

чевая память

других, когда с увлече-


нием о чем-то рассказы-


вает;


меняет тональность и


выражение голоса, не-


произвольно подражая


человеку, о котором


рассказывает, кроме то-


го, с легкостью «пере-


дразнивает» чьи-то при-


вычки, позы, выраже-


ния;


пластичен и обладает


способностью переда-


вать эмоциональные об-


разы средствами двига-


тельной выразительно-


сти;


с большим желанием


выступает перед ауди-


торией, причем стре-


мится, чтобы его зрите-


лями были взрослые;


любит и понимает зна-


чение характерной оде-


жды для передачи нуж-


ного образа и настрое-


ния

Конструкторская

Развитое простран-

Интересуется самыми

одаренность

ственноемышление,

разнообразными меха-


любовь к конструи-

низмами и машинами;


рованию, генериро-

любит и умеет рисовать


вание оригинальны-

(«видит») чертежи и эс-


хидей для различ-

кизы механизмов;


ных конструкций,

сам «докапывается» до


способность к изо-

причин неисправностей


бретательству, ра-

и «капризов» механиз-


ционализации

мов аппаратуры, любит



«загадочные» поломки



или сбои в работе меха-



низмов, способен чи-



нить испорченные при-



боры и механизмы;



может использовать



старые детали для соз-



Вид

одарённости

Составляющие

Как проявляется




дания новых игрушек, приборов, поделок, на- ходит оригинальные решения;

любит конструировать модели, приборы, ра- диоаппаратуру; интересуется специаль- ной, даже взрослой тех-

нической литературой

Психомотор- ная

Спортивная ода- ренность

Высокие спортив- ные показатели в

соответствии с воз- растом, стремление к движению, воля к спортивным дости- жениям, физиче-

скиеданные и выносливость

Предпочитают книгам и спокойным развлечени- ем игры, соревнования; физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

смелы и не боятся синя- ков и шишек;

почти всегда берут верх в потасовках или выиг- рывают в какой-нибудь спортивной игре;

двигаются легко, пла- стично, грациозно; обладают высокой ко- ординацией движений; ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и

клюшками;

у них есть свой герой-

спортсмен, которому они подражают


Хореографиче- ская одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способ-

ность копировать движения, хорошая двига- тельная память

Коммуника- тивная

Социально-

личностная ода- ренность

Умение понимать партнера по общению, чув-

ствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты


Лидерская ода- ренность

Умение организовать сверстников на какое- либо общее дело, игру, настойчивость в дос- тижении цели, умение добиваться результата, и

стремление контролировать ситуацию



Указанные виды одарённости целесообразно дифференцировать на сле- дующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развити- ем познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личност- ных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие ко- торых отличается неравномерностью (ди-синхронией) в уровне сформирован- ности указанных психических процессов. Например, ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвити- ем психомоторной и коммуникативной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им в условиях дошкольной образовательной организации психолого-педагогической под- держки в развитии и социальной адаптации.




Цели и задачи

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

  • выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОО;

  • проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОО;

  • внедрить в деятельность интерактивные технологии;

  • интеграция основного и дополнительного образования;

  • повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Направления работы:

  • Координационное направление:

- организация работы всего коллектива

- обеспечение нормативно – правовой базы

- ресурсное обеспечение

- контроль и анализ деятельности.

  • Диагностическое направление:

- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности

- проведение конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей

- проведение диагностики детей

- диагностика условий обучения и развития одаренных детей

- создание банка данных

  • Развивающее направление:

- создание образовательной среды

- создание условий для участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях и других интеллектуально – творческих мероприятиях различного уровня

- обеспечение материально – технической базы

- использование информационно- коммуникационных технологий.

  • Информационное направление:

- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления и средств массовой информации к проблемам одаренных детей

- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми


Формы работы с одаренными детьми

- индивидуальный подход, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;

- дополнительные занятия с одаренными детьми, подготовка к конкурсам, интеллектуальным фестивалям и т.д.;

- использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

- создание детских портфолио.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

- принцип создания комфортных условий;

- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательной деятельности;

- принцип свободы выбора детей видов деятельности по интересам и способностям.


Выявление детской одаренности.

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа:

1 этап – обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений педагогов и анкетирования родителей ребенка.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Условно по результатам обследования мы выделяем три категории одаренных детей:


• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, являющиеся источниками новых и оригинальных идей;


• дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области детской деятельности, искусства, спорта и др. видах деятельности;


• дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в различных областях, «маленькие академики». С выделенными детьми организуется дополнительная работа, составляется план сопровождения одаренных детей.


При проведении практических исследований педагоги ДОО учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования. С целью выявления детских способностей в ДОО также используются формы работы, в которых проявляется детская одаренность:

конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

выставки самостоятельных творческих работ детей;

музыкальные фестивали;

спортивные соревнования по разным видам спорта; поэтические и литературные гостиные;

викторины;

интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»).


Условия для выявления и развития одаренности.

Создание в ДОО благоприятных условий предполагает проявление периода дошкольного детства, когда ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

  • наличие образовательной системы.

принципы выявления одаренных детей:

  • Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  • Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

  • Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

  • Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействовать широкий спектр разнообразных методов:

  • Различные варианты метода наблюдения за детьми;

  • Специальные психодиагностические тренинги;

  • Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

  • Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

  • Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;

  • Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В данном контексте должны работать педагоги-психологи, или педагогические работники, прошедшие подготовку в области психодиагностики.

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательной деятельности – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

- определение критериев и признаков одаренности детей, создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых дошкольников, требующих особого маршрута сопровождения;

- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;

- оказание помощи одаренным обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.;

- участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Сопровождение одаренных детей:

  1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым ребенком (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).

  2. Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных дошкольников.

  3. Деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений со сверстниками.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей:

  • Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных дошкольников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индиви­дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы:

- комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;

- оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.

  • Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.

  • Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического со­провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, со­трудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии  и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.  К работе с одаренными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены.

  • Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.). Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного дошкольника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

  • Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в дошкольном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в ДОО, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого дошкольника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

  • Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов.


Ожидаемые результаты


  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, фестивалей различного уровня;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;

  • повышение социального престижа ДОО.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

  • Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах.

  • Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.

  • Рост профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными детьми.

  • Уровень социальной успешности воспитанников.

План мероприятий


Мероприятия

Сроки

Ответственные

С педагогами

Изучение и обсуждение нормативно - правовой документации в сфере дошкольного образования, современных инновационных методик.

Сентябрь

Старший воспитатель

Организация диагностической деятельности: диагностика потребностей воспитанников

Планирование работы согласно диагностике запросов.

Семинар «Психологические аспекты работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности.

Сентябрь

Педагог - психолог

Практико-ориентированный семинар «Современные образовательные технологии обучения и развития детей с признаками творческой одарённости»

Октябрь

Старший воспитатель

Освещение проводимых мероприятий на страницах сайта ДОО

В течение года.

Старший воспитатель

Выявление одарённых детей

В течение года.

Педагоги

С детьми

Подготовка и участие детей в фестивалях, конкурсах, развлечениях, смотрах на всех уровнях

В течение года

Старший воспитатель, педагоги

Выставки детского творчества

В течение года

Педагоги

Психологическая поддержка одаренных детей

В течение года

Педагог - психолог

Создание портфолио

В течение года

Педагоги

Поощрение одаренных детей: публикации в СМИ, на сайте,

награждение.

В течение года

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

С родителями

Анкетирование родителей с целью выявления одаренности у детей

Сентябрь

Педагоги

Организация психолого - педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых дошкольников

В течение года

Педагоги

Тематические консультации педагога - психолога для родителей одаренных детей по проблеме «Особенности психического развития одарённого ребёнка»

Ноябрь

Педагог - психолог

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

В течение года

Педагог - психолог

Круглый стол «Какими вы видите своих детей?»

Февраль

Педагоги

Привлечение родителей для совместного проведения мероприятий на уровне ДОО

В течение года

Педагоги

Дни открытых дверей

В течение года

Педагоги




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!