СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети" на 2019 - 2024 г.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Одарённые дети» определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одарённости учащихся школы. Программа, определяя формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности приоритетом образования, закладывает основу для выявления и развития академической одарённости (далее одарённости) учащихся и  является основанием для внесения изменений в  образовательный процесс. Разработка настоящей программы вызвана интересами общества поддержки и развития одаренных детей, как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети" на 2019 - 2024 г.»



Бекітемін

Мектеп директоры:

_________ Ш.Уәлиева

2019 ж. ________«___»







2019 - 2024 жылдарға

«Дарынды балалар»

бағдарламасы


Программа

«Одаренные дети»

на 2019 - 2024 годы

















2019 год


Программа «Одарённые дети» определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одарённости учащихся школы.

Программа, определяя формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности приоритетом образования, закладывает основу для выявления и развития академической одарённости (далее одарённости) учащихся и является основанием для внесения изменений в образовательный процесс.

Разработка настоящей программы вызвана интересами общества поддержки

и развития одаренных детей, как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны.






































Содержание программы


  1. Паспорт программы.

  2. Нормативно-правовое обоснование Программы.

  3. Цель и задачи программы

  4. Принципы организации деятельности с одаренными детьми

  5. Организационное и функциональное обеспечение программы

  6. Организация и содержание работы с одаренными детьми

  7. Стратегия обучения одаренных детей

  8. Требования, предъявляемые учителю в работе с одаренными детьми

  9. Ожидаемые результаты

  10. Критерии оценки эффективности программы





































1. Паспорт программы


Программа «Одарённые дети» определяет основные направления обновления содержания образовательного учреждения обеспечению возможностей по самореализации личности в различных видах деятельности.

Разработчик – методический кабинет школы.

Год разработки: 2019

Программа призвана определить комплекс условий для создания целостной системы формирования академической одарённости обучающихся школы.

Программа предусматривает описание организационного и функционального обеспечения развития академической одарённости обучающихся школы, комплекса условий и содержания деятельности в рамках реализации данной программы.


2. Нормативно-правовое обоснование Программы

  • Конституция РК

  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31)

  • Закон РК "Об образовании"

  • Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»

  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

  • Проект государственной Программы по поддержке одаренных детей Казахстана

  • Программа "Рухани Жаңғыру"

  • Проект Концепция развития системы работы с одарёнными детьми в Республике Казахстан

  • Положение о региональных центров «Дарын» и специализированных школ.




3. Цель и задачи программы


Цель программы: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и развития академической одарённости обучающихся школы в условиях обновленного содержания образования;

  • создать максимально благоприятные условия для реализации интеллектуального, морального и физического развития одарённых детей;

  • разработать и поэтапно внедрить новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми;

  • развивать навыки научно-исследовательской и поисковой деятельности;

  • развивать у одарённых детей высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющих им уверенно ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

  • формировать духовный потенциал личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.


4. Принципы организации деятельности с одаренными детьми


  • принцип интегративности;

  • принцип научности;

  • принцип индивидуализация и дифференциация;

  • принцип системности.





5. Организационное и функциональное обеспечение программы


Участниками реализации программы «Одарённые дети» являются заместитель директора по работе с одаренными детьми, заместители директора по УВР и ВР, социально-психологическая служба школы, учителя и обучающиеся.

Функции заместителя директора по работе с одаренными детьми в аспекте реализации программы:

  • общее руководство разработкой и реализацией программы;

  • обеспечение реализации программы (организации, координации, контроля);

  • анализ и обобщение результатов деятельности по реализации программы;

  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данной программы;

  • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;

  • координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

  • разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;

  • организация участия одарённых детей в научно-исследовательской деятельности.

Функции социально-психологической службы школы в аспекте реализации программы:

  • разработка диагностического инструментария для определения способностей, склонностей одарённых детей и создания условий поддержки данной категории учащихся;

  • создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;

  • обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

  • организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Функции учителей, работающих с одарёнными детьми:

  • организация и проведение занятий с одарёнными детьми;

  • разработка, корректировка, усовершенствование программ развивающих курсов;

  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

  • подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам;

  • подготовка материалов по организации работы с одарёнными детьми.


6. Организация и содержание работы с одаренными детьми


Образовательная среда школы выступает питательной средой процесса интеллектуального обогащения обучающегося, через:

  • современные образовательные технологии обучения, применяемые на учебных занятиях;

  • обогащение содержания учебного материала;

  • элективные курсы, занятия по выбору, прикладные курсы.

Проявление академической одарённости наблюдается уже у младших школьников, поэтому образовательный процесс в начальных классах оказывает существенное влияние на интеллектуальное обогащение личности младшего школьника:

  • содержание мероприятий объективно влияет на интеллектуальное обогащение младших школьников;

  • трёхсторонней активности воспитательной среды: активен учитель, активен ученик, активна среда их взаимодействия;

  • стихии исследования, заинтересованности, поиска, игры, творчества вовлекают в сотрудничество и соревнование всех учащихся начальных классов, чему способствует разнообразие форм реализации действий.


7. Стратегия обучения одаренных детей


    1. Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых детей. Использование технологий личностно-ориентированного обучения позволяет осуществлять индивидуализацию учебной деятельности, где главным является не формирование личности с заранее заданными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.


    1. «Научить получать знания»

Интеллектуальной одарённостью, т.е. способностью к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям обладает небольшое число детей (около 5%). Средством целенаправленного развития интеллектуальных функций учащихся, средством обучения технике и технологии мыслительных действий являются общеучебные умения и навыки. Формируясь в процессе учебной деятельности, они становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности, т.е. глубокие, прочные знания являются целью обучения, а общеучебные умения и навыки – его средствами.

    1. «Социальная компетентность»

Диагностика и коррекция развития психосоциальной сферы одарённого ребёнка относится к числу наиболее важных проблем при осуществлении качественного изменения содержания образования одарённых детей. Часто учащийся, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстаёт от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления данной проблемы, деятельность социально-психологической службы школы обеспечивает развитие эмоциональной сферы ребёнка, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.


    1. Исследовательская направленность обучения

Предполагает передачу учащемуся инициативы в организации своей познавательной деятельности посредством активизации обучения путём использования исследовательского метода. При этом в качестве основы выступают не знания, преподносимые в готовом виде, а организованный, творческий поиск учащихся.


    1. Проблематизация

Использование технологии проблемного обучения является средством качественного изменения содержания образования, т. к. позволяет освоение учебного материала осуществлять через выявление проблем и поиск их решения. Для того, чтобы процесс обучения выполнял обучающую функцию необходима предварительная проработка проблемы учителем.


8. Требования, предъявляемые учителю в работе с одаренными детьми


Готовность учителя школы к работе с одарёнными детьми определяется

в соответствии со следующими критериями.

  • Наличие собственной педагогической концепции;

  • Профессиональная компетентность;

  • Высокая теоретическая подготовка;

  • Активная научно-методическая деятельность (разработка, корректировка программ, учебно-методических пособий; публикации и т.п.);

  • Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

  • Эмоциональная стабильность. Целеустремлённость, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одарённых детей;

  • Знание возрастной психологии;

  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

  • Высокий уровень знания предмета;

  • Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;

  • Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;

  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

  • Наличие организаторских способностей.


9. Ожидаемые результаты

  • Ответственность каждого члена педагогического коллектива за условия и результаты работы с одарёнными детьми.

  • Разнообразие спецкурсов и курсов по выбору, направленных на наиболее полное удовлетворение образовательных запросов и потребностей одарённых учащихся.

  • Создание более благоприятных условий для интеллектуальной самореализации одарённых учащихся, их физического и духовного развития, социальной адаптации и профессионального самоопределения.



10. Критерии эффективности действия программы


1. Мониторинг успешности индивидуального роста и развития учащихся, занесенных в банк одаренных (талантливых) детей.


2. Мониторинг степени участия и возрастание количества победителей в олимпиадах и других конкурсах.



План работы по реализации программы «Одаренные дети»




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Внедрение проблемно – исследовательских и проектных методов обучения, направленных на непрерывное развитие у обучающихся творческого и исследовательского мышления

2019-2024 гг

Учителя-предметники

2

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы. Выявление одаренных детей

ежегодно

Учителя начальных классов, педагог-психолог

3

Участие обучающихся в республиканских и международных конкурсах-играх «Ак-бота», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и др.

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

4

Участие обучающихся в городских предметных олимпиадах, играх и конкурсах.

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

5

Составление банка «Одаренные дети»

ежегодно

Педагог-психолог, классные руководители

6

Организация развития психолого-педагогических знаний педагогов в работе с одарёнными детьми.

ежегодно

Заместитель директора по УМР, педагог-психолог

7

Разработка плана работы с одаренными детьми на учебный год

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми, педагог-психолог

8

Отслеживание и оценивание результативности работы с одарёнными детьми

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми, руководители МО, учителя предметники

9

Обновление банка нестандартных заданий по предметам

ежегодно

Учителя-предметники

10

Проведение предметных интерактивных площадок

ежегодно

Руководители МО

11

Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности, тестирование, помощь учащимся и педагогам)


ежегодно

Педагог-психолог

12

Планирование, подготовка и проведение школьных туров предметных олимпиад

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

13

Организация деятельности школьного НОУ «Эрудит»

ежегодно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

14

Развитие информационно-библиотечного сопровождения работы с одарёнными учащимися

постоянно

Директор школы, библиотекарь

15

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с одарёнными детьми (через систему повышения квалификации, действующую в регионе)

постоянно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

16

Разработка программного обеспечения занятий по выбору, элективных и прикладных курсов

ежегодно

Учителя-предметники

17

Диагностика затруднений учителей -предметников, классных руководителей в работе с одаренными детьми

ежегодно

Педагог-психолог

18

Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах, тематикой которых является работа с одарёнными детьми

по мере поступления

Заместитель директора по работе с одаренными детьми

19

Информирование родительской общественности и учащихся о результатах работы по выявлению и развитию детской одарённости

постоянно

Заместитель директора по работе с одаренными детьми