СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению способностей обучающихся призвана обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся (предмет: русский язык и литература)»







Программа

по выявлению, развитию и оценке способностей обучающихся

(предмет русский язык и литература)







Составила:


Учитель русского языка и литературы


Винидиктова Татьяна Васильевна







Пояснительная записка

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Результаты стартовой диагностики показали, что средний показатель высокого уровня способностей обучающихся составляет 30%.

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности.

Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.

Программа по выявлению способностей обучающихся призвана обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли математики как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.

Срок реализации программы-3 года.

Реализуемые цели:

  • выявление, развитие и оценка способностей учащихся по русскому языку и литературе с помощью изученных и подобранных методик;

  • формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

  • повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности одаренных учащихся;

  • развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Задачи:

  • изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, методики по диагностике, развитию и оценке способностей учащихся;

  • диагностирование учащихся, определение уровня творческой активности и их лингвистических способностей с помощью изученных методик;

  • выявление наиболее рациональных и эффективных приемов и методов обучения русскому языку и литературе (нестандартные, исследовательские, творческие), способствующие формированию данных способностей;

  • апробирование этих методов на уроках;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

  • проведение внеклассных мероприятий и нестандартных уроков (урок - экскурсия, урок – интервью, урок – конференция…);

  • использование на уроках и внеклассных мероприятиях современных образовательных технологий;

  • вовлечение учащихся в образовательную деятельность, в процесс самообразования и саморазвития;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

  • развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.


Основные направления реализации программы

  • выявление одаренных  обучающихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы

  • внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных ,областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах;

  • включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих  обучающихся  


Организация  воспитательной работы в рамках программы:

  • Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

  • Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

  • Формирование высокой речевой культуры;

  • Утверждение здорового образа жизни школьника;

  • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.



Основные мероприятия по реализации программы


I. Диагностика: 

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. 

II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 


1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
творческие ответы; 

выполнение творческих тематических заданий; 

выполнение проблемных поисковых работ;

выступления в лекторских группах; 

назначение ответственными за проведение предметных недель;

приобщение (в различных формах) к работе учителя;

повышение степени сложности заданий;

интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 


III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 


1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления). 
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 

Формы работы:

  • проведение диагностики творческих способностей учащихся;

  • анализ проведенной диагностики учащихся;

  • проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматического тестирования учащихся);

  • проведение контрольной работы по всем видам деятельности;

  • планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;

  • беседы и дискуссии;

  • анкетирование;

  • игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);

  • викторины, инсценировки;

  • тестирование;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • чтение и перевод;

  • индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;

  • сбор и анализ информации;

  • консультации;

  • проведение предметных недель;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.


Ожидаемые результаты

  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышению качества образования и воспитания школьников;

  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;

  • сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Формы контроля

  1. Тест

  2. Викторина

  3. Презентация

  4. Устное или письменное сообщение

  5. Ролевая игра

  6. Проект

  7. Контрольная работа

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Повышение качества образования и воспитания школьников.

  2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  3. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  4. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях.

  5. Наличие высокобальных работ на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

  6. Наличие качественных творческих работ учащихся.

Диагностический инструментарий:

  • Уровень усвоения большого объема информации

  • Быстрое пополнение активного словаря

  • Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи

  • Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

  • Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

  • Развитие элементов критического мышления


Диагностики:

  1. Оценка уровня школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

  2. Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

  3. «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.)

  4. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

  5. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая

  6. «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая)

  7. «Направленность на приобретение знаний»Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова;

  8. Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся»

  9. Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой О.Г.)

  10. Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)


Педагогические методики:

  • метод проектов Л.С.Выготский,

  • метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,

  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская


Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Быстрое пополнение активного словаря

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

6. Развитие элементов критического мышления




Организация работы с одарёнными обучающимися



п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

1

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе.

 Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Сентябрь

3

Создание банка данных одарённых детей.

Сентябрь

4

Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

В течение года

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение года

6

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. 

В течение года

7

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

8

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

9

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

10

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Сентябрь-октябрь

11

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Октябрь

12

Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время.

Октябрь-ноябрь

13

Неделя русского языка и литературы.   Участие в предметных мероприятиях. 

По плану работы МО

14

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.    


В течение года

15

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

В течение года

16

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий.    

В течение года

17

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

В течение года

18

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.

В течение года

19

Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе».

В течение года

20

Выставка творческих работ учащихся.

Апрель

21

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В течение года

22

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

В течение года

23

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение года

24

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

В течение года



































10

Винидиктова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!