Творить – значит, двигаться вперед
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенцииобучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.
Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
Реализуемая цель:выявление творческих способностей обучающихся на уроках математики и физики, а также во внеурочное время
Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. Выявление способных обучающихся.
2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе
4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.
Методические принципы:
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.
6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Педагогические методики:
1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж.Брунера.
Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Теста креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)
Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:
1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Показатели результативности:
способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематиза-ция).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
Факультативные занятия.
Кружки по интересам.
Конкурсы, соревнования, выставки
Участие в олимпиадах.
Проведение предметных дней или недель.
Работа по индивидуальным планам.
Занятия в профильных группах.
Практическая работа.
Экскурсия.
Игра.
Конференция.
Проектная деятельность.
Консультация.
Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.
Основные этапы реализации программы
1 этап
Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических условий реализации программы.
Создание банка данных по способностям школьников.
Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
Диагностика склонностей обучающихся.
Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
Проведение выставок художественного творчества.
Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
Анализ и корректировка программы.
Ожидаемые результаты программы
создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
повышение качества образования и воспитания;
удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
повышение уровня владения обще предметными навыками;
формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
повышениеактивностиобучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
| Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора |
1 | Предварительный этап выявления способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Анкетирование, опросник |
2 | Углубленная проверка выявленных способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Олимпиады, конкурсы |
3 | Систематическое изучение каждого обучающегося | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Анкетирование, опросник Олимпиады, конкурсы |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся
№ п.п. | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственные. |
1. | Выявление способныхобучающихся.Диагностика творческих способностей обучающихся (тестирование): -методика Дж.Брунера; Диагностика «Мои предпочтения и интересы». Диагностика мышления. Диагностика коллектива Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.) Диагностика уровня воспитанности Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов «Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер) | Сентябрь, октябрь ежегодно | Новикова В.В. |
2. | Классификация способных обучающихся. | Сентябрь 2016 г. | Классный руководитель , учитель математики |
3. | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь 2016 г. | Социальный педагог, учитель математики |
4. | Привлечение способных обучающихся к работе в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах | Сентябрь, ежегодно | Завуч, классные руководители, руководители кружков. |
5. | Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по математике | Сентябрь- октябрь каждого года | Новикова В.В. |
6. | Предметные недели. Тематические классные часы | Согласно плана работы школы | Учителя математики |
7. | Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках. | в течение года | Учителя естественно математических предметов |
8. | Привлечение к участию в олимпиадах по математике | в течение года | Новикова В.В. |
9 | Поощрение победителей олимпиад грамотами. | по итогам | Администрация школы |
10. | Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету | Июнь, ежегодно | Администрация школы |
Библиографический список
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с. .
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
24. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.