Программа по здоровьесбережению младших школьников
Пояснительная записка
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.
Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:
физическое и психическое здоровье;
здоровый жизненный стиль;
культура безопасности жизнедеятельности;
правильное, рациональное питание;
профилактика вредных привычек.
В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.
Программа построена на основе принципов:
Раскрой себя в каждом деле.
Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Цель курса: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи:
профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
повышение двигательной активности младших школьников;
формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
организация мониторинга здоровья и физического развития;
признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
валеологическая просвещенность учащихся;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
- Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания;
- эффективная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
- Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.
- лекции, семинары, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
Содержание программы 2 класс.
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Организация питания учащихся. Парад овощей «Овощи очень полезны»
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Проведение внутришкольных и участие в спортивно-массовых соревнованиях (Форд-Баяр) и дне здоровья. Кросс Наций.
Осенний поход в лес «В гости к осени»
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ПДД. Безопасный путь в школу.
Сдача осенних спортивных нормативов.
Защита проекта «Правила общения с животными»
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка классов к зиме, совместно с родителями.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.
Классный час: «Дружи с водой» Советы доктора Воды - викторина
Друзья Вода и Мыло-игра
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Безопасность в доме»
Участие в областном семинаре. Мастер-класс «Работа с памяткой на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования культуры безопасности младшего школьника.
Ноябрь
Спортивный праздник к Дню матери «Мои рекорды – маме»
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Быть здоровым здорово». Итог: выпуск плакатов.
Экскурсия в пожарную часть.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.
Защита проекта «Безопасность на улице»
Беседа мед. работника «Соблюдение личной гигиены»
Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся. Беседа «Лук и чеснок победят грипп»
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Безопасность в общественном транспорте»
Второе полугодие
Январь
Открытый воспитательный час по ОБЖ «Чистая вода для хвори беда», Тренинг здорового образа жизни.
Весёлые старты.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»
Защита проекта «Пожарная безопасность»
Вместе на лыжах.
Февраль
День защитника Отечества, совместно с отцами класса.
Соревнования по лыжам.
Физкультминутки и динамические паузы.
Лыжня России.
Спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки»
Защита проекта «Улица полна неожиданностей»
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
«Хороши наши девчонки» соревнования девочек, посвящённые 8 марта.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Весёлые старты
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Взятие снежного городка. (масленица)
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Первенство школы по кроссу.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Защита проекта «Безопасность на воде»
Классный час: «Час здоровья»
Если хочешь быть здоров – КВН
Надёжная защита организма -беседа
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Соревнования по ОФП.
Весёлые старты.
Проведение экскурсий в природу, с родителями.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Весенняя легкоатлетическая эстафета.
Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»
Июнь Работа пришкольного лагеря
Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Игра «Пассажиры и водители»
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
День бегуна, с привлечением родителей.
Организация закаливания детей в лагере. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!