СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по живописи для студии Творчество.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по живописи для студии Творчество, возраст учащихся 14- 15 лет. Для учащихся , которые не проходили обучение в художественной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по живописи для студии Творчество.»


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1»




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОИСКУССТВА

«СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВО»



Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО



учебный предмет

ЖИВОПИСЬ


















Ангарск 2021


«Одобрено»

Методическим советом

МБУ ДО ДХШ №1 г. Ангарска


«Утверждаю»

Директор

МБУ ДО ДХШ №1 г. Ангарска

Сморода Галина Петровна





Составитель: Якушенко Эмма Владимировна преподаватель высшей категории МБУДО «ДХШ№1» г. Ангарска.

Рецензент: Михеева Галина Юрьевна преподаватель высшей категории МБУДО Детская художественная школа № 1 г. Ангарска, член Международного Союза педагогов – художников.

Халявинская Анна Владимировна заместитель директора по УВР МБУДО Детская художественная школа № 1 г.Ангарска, член Международного Союза педагогов – художников.






















Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание заданий

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Предмет «Живопись» - это чувственное восприятие окружающей среды и передача ощущений и впечатлений от реального увиденного образа на плоскость листа при помощи технических средств и живописных материалов, при этом обучающийся использует знания, умения, навыки, постепенно переходящие в мастерство. С каждым годом у обучающегося повышается уровень знаний и возможностей, развивается тонкое чувство внутреннего вкуса ощущения и понимания окружающей действительности, а так же профессионализм. Программа рассчитана на двухлетний курс обучения. Возраст обучающихся 14 -15 лет. В студию «Творчество» поступают ребята не имеющие специальной художественной подготовки, не прошедшие курс обучения в художественной школе.


Срок реализации учебного предмета

При реализации ДООП «Студия Творчество»учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 2 года продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 33 недели в год.



Сведения о затратах учебного времен


Вид учебной работы,

нагрузки

Затраты учебного времени


Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год


Полугодия

1

2

3

4


Аудиторные занятия

60

72

60

72

264

Самостоятельная работа

30

36

30

36

132

Максимальная учебная нагрузка

90

108

90

108

396


Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах по учебному предмету «Живопись» составляет:


аудиторные занятия:

  • 1-2 годы обучения – по 4 часа в неделю;


самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-2 годы обучения - 2 часа в неделю


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 396 часов. Из них: 264 часов – аудиторные занятия, 132 часа – самостоятельная работа


Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


Цель и задачи учебного предмета

Цели:

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • приобретение знаний о живописных материалах и их технических свойств.



Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

  • приобретение необходимых сведений о цвете в воздушной среде, взаимодействие цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

  • умение видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии, затем на простых цветовых обьемах.

  • приобретение обучающимися навыков ведения последовательной работы над натюрмортом.

  • умение передавать цветовое состояние натуры в учебной творческой работе.

  • умение выражать цветом форму, обьем, свет, материал, пространство.




Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, предметами натурного фонда.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебная программа по предмету «Живопись» рассчитана на 2 года обучения.

Задания адаптированы и доступны для учащихся, учитывают возрастные психологические особенности. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от выполнения упражнений по цветоведению до работы над постановками с натуры. Также программа предусматривает выполнение композиционных заданий с решением живописных задач. Большая часть заданий выполняется гуашью.

Во время первого обучения изучаются основы цветоведения. Выполняются плоскостные тематические композиции или декоративные натюрморты. Начиная со второго года обучения формируется внимательное изучение окружающей среды, отрабатываются технические приемы, колористическое тоновое видение, понимание объёмности предметов, при помощи плавной растяжки от света к тени, изменения локального цвета на свету и в тени. Обучающиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. Задания даются на выполнение тонального и колористического решения, передачу материальности, плановости и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. Выполняются задания по декоративной переработке натюрморта.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.








Учебно-тематический план


Первый год обучения



Тема

Ф

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максималь

ная учебная нагрузка

Самостоя

тельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1

Цветоведение.

Ахроматическая цветовая гамма. Упражнения по тональной растяжке. Выполнение композиции в ахроматической цветовой гамме («Подсолнухи», «Травы»

А3

урок

12

4

8

2

Цветоведение.

Основные и составные цвета. Родственные , контрастные цвета.

Упражнения по цветовым растяжкам, переходу из цвета в цвет. Цветовой круг.

А3-А4

урок

12

4

8

3

Цветовой круг. Контрастные цветовые сочетания. Этюд с лимонами и апельсином на контрастном по цвету фоне.


А3

урок

12

4

8

4

Свойства цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Выполнение композиций на темы « Пейзаж» (утро, ночь).

А4

урок

12

4

8

5

Теплые и холодные цвета. Этюд – груши .Теплохолодность.

А3

урок

12

4

8

6

Тон в живописи. Световой контраст (тональная гармония). Монохром- натюрморт из двух предметов быта различных по тону.

А3

урок

18

6

12

7

Цветовой рефлекс в живописи. Этюд натюрморта из двух предметов контрастных по цвету.

А3

урок

12






90

4






30

8






60



II полугодие

8

Светотень.передаче освещения. Гризайль Этюд натюрморта из трех предметов.

Светлый чайник и темная кружка на сером фоне.

А2

урок

18

6

12

9

Локальный цвет предмета на свету и в тени. Этюд с красным чайников и коричневым кувшином на нейтральных драпировках.

А3

урок

12

4

8








10

Оттенки цвета. Выполнение этюда чучела птицы. Мазок, фактура.

А3

урок

18

6

12

11

Цветовой рефлекс. Этюд с предметом белого цвета и синего на цветных драпировках.

А3

урок

18

6

12

12

Живописные приемы художников импрессионистов. Пейзаж . Копия.

А3

Урок

12

4

8

13

Цветовой рефлекс. Несложная постановка, включающая темный или белый блестящий предмет, фрукты на цветных драпировках.

А3

урок

18

6

12

14

Этюд драпировки. Гуашь.

А3

урок

12

4

8





108

36

72



Второй год обучения.

Тема

Ф

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максималь

ная учебная нагрузка

Самостоя

тельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1

Натюрморт из 2-3- х предметов. Гризайль. Гуашь.

А3

урок

18

6

12

2

Контраст. Этюд натюрморта с синим кувшином и апельсинами на контрастных по цвету драпировках.


А3

урок

18

6

12

3

Акцент в живописи Контраст. Натюрморт из 2-3 предметов быта на контрастные цветовые отношения.

А2

урок

18

6

12

4

Натюрморт в холодной цветовой гамме.

А3

урок

18

6

12

5

Натюрморт в теплой цветовой гамме.

А3

урок

18

6

12












90

30

60

II полугодие

6

Теплохолодность в передаче объема предметов. Выполнение декоративного натюрморта с условной передачей светотени при помощи цветовой растяжки с постепенным переходом от теплого к холодному цвету. Гуашь.

А3

урок

18

6

12

7

Этюд несложного натюрморта с решением задач передачи объема предметов с использованием теплохолодности. Гуашь.

А3

урок

18

6

12

8

Этюд с металлическим предметом. Монохромная цветовая гамма.

А2

урок

18

6

12

9

Взаимодействие предмета и среды. Цветовой рефлекс. Несложный натюрморт с металлическим или блестящим керамическим предметом на цветных драпировках.

А2

урок

24

8

16

10

Наброски с фигуры человека. Натура в ярком , выразительном костюме.

А3

Урок

12

4

8

11

Теплая цветовая гамма. Тематический натюрморт с корзиной, фруктами и кувшином.

А2

Урок

18





108

6





36

12





72





Содержание заданий

Первый год обучения

I полугодие

Задание 1.

Тема.  Цветоведение. Ахроматическая цветовая гамма. Упражнения по тональной растяжке. Выполнение композиции в ахроматической цветовой гамме («Подсолнухи», «Травы».

Цель:  знакомство с основами цветоведения, привитие технических навыков работы различными материалами.

Задачи:  выполнение плоскостных композиций в ахроматической цветовой гамме.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А 3-А4

Время: 8 час.

Самостоятельная работа:  выполнение копии репродукции в черно-белом варианте.

Задание 2.

Тема. Цветоведение. Основные и составные цвета. Родственные, контрастные цвета.

Упражнения по цветовым растяжкам, переходу из цвета в цвет. Цветовой круг.

Цель:  знакомство с основами цветоведения, привитие технических навыков работы различными материалами.

Задачи: выполнение плоскостных композиций с применением цветовых растяжек и переходов из цвета в цвет.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А3-А4

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений по переходу из цвета в цвет.



Задание 3.

Тема. Цветовой круг. Контрастные цветовые сочетания. Этюд с лимонами и апельсином на контрастном по цвету фоне.

Цель: знакомство с основами цветоведения.

Задачи: выполнить рисунок цветового круга. Выполнение этюда с передачей контрастных цветовых отношений.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А 3

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа: выбрав один из основных цветов, выполнить цветовую композицию найдя максимальное количество оттенков этого цвета.

Задание 4.

Тема. Свойства цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Выполнение композиций на тему «Пейзаж» (Утро, Ночь).

Цель: знакомство с основами цветоведения, привитие технических навыков в работе, выполнении задания гуашью.

Задачи: выполнение плоскостных композиций в светлой и темной цветовых гаммах.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А 4

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа:  Выполнить таблицу, добиваясь максимально светлых и максимально темных оттенков основных и дополнительных цветов.

Задание 5.

Тема. Теплые и холодные цвета. Теплохолодность.

Цель: знакомство с основами цветоведения, привитие технических навыков работы различными материалами.

Задачи:  выполнение этюда с грушами. Передача теплохолодности в предметах.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А3

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа:  упражнение –пейзаж «Осень» , применить теплую цветовую гамму.

Задание 6.

Тема. Тон в живописи. Монохромная цветовая гамма.

Цель: знакомство с понятием монохромная гамма.

Задачи: выполнение короткого упражнения на составление монохромной гаммы.

Выполнение натюрморта из двух предметов быта различных по тону. Тональная гармония. Световой контраст.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  упражнение – груша и предмет быта. Выполнение в монохромной гамме.

Задание 7.

Тема.Цветовой рефлекс в живописи. Этюд натюрморта из двух предметов контрастных по цвету

Цель: понятие о цветовом рефлексе в живописи.

Задачи: выполнение короткого упражнения-этюда. Выполнение натюрморта из двух предметов быта различных по тону, контрастных по цвету относительно к цвету драпировок.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А3

Время: 8ч.

Самостоятельная работа:  упражнение- этюд – груша и предмет быта, на контрастных драпировках.



II полугодие.

Задание 8.

Тема. Светотень. Передача освещения. Гризайль

Цель:  знакомство с понятиями: Свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень.

Задачи: Выполнение упражнений по передаче освещения. Гризайль

Выполнение этюда - светлый чайник и темная кружка на темном фоне.

Упражнение выполняется на отдельном листе. Выявление тональности предметов в этюде. Упражнение тональная растяжка диапазон тона. Начиная с тёмного, распределить все предметы по уровню высветления. Соблюдать этапность выполнения. Определить предметную освещённость с плавным переходом к тени.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд предмета простой формы с натуры. Гризайль.

Задание 9.

Тема. Локальный цвет предмета на свету и в тени. Этюд с красным чайником и коричневым кувшином на нейтральных драпировках.

 Изменение локального цвета на свету и в тени.

Цель: выработка навыков передачи объема, освещения предметов.

Задачи: Выполнение этюда натюрморта с красным чайником. Решение локального цвета на свету и в тени, теплохолодность.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений по переходу из цвета в цвет.

Задание 10.

Тема. Оттенки цвета. Выполнение этюда чучела птицы. Мазок, фактура.

Оттенки цвета.

Цель: изучение понятия «колорит».

Задачи: Изображение в сближенной цветовой гамме объекта и фона, но контрастные по фактуре (применение мастихина, для оперения птицы, и разных форм кистей для фона). Для утемнения используем черный и холодные цвета, для высветления – белый и теплые цвета.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд домашнего животного.

Задание 11.

Тема. Цветовой рефлекс. Этюд с предметом белого цвета и синего на цветных драпировках.

Цель: Знакомство с понятием «цветовой рефлекс».

Задачи:  композиционное решение. Писать предметы без отрыва от среды. Передача цветовых рефлексов. 

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд с белым предметом.

Задание 12.

Тема. Живописные приемы художников импрессионистов. Пейзаж. Копия.

Цель:  Знакомство с художниками импрессионистами, их творчеством , техникой , живописными приемами.

Задачи: выполнение копии пейзажа.композиционное решение. Передача фактуры мазка, колорита.

Материалы:  бумага, гуашь.

Формат: А 3

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа:  этюд пейзажа, передача колорита.

Задание 13.

Тема. Цветовой рефлекс. Несложная постановка, включающая темный или белый блестящий предмет на цветных драпировках.

Цель: закрепление полученных знаний.

Задачи: композиционное решение, передача формы, силуэта предметов, выявление основных тональных и цветовых отношений. Выявить участки света и тени на предметах, найти их цвет, показать падающие тени. Показать изменение цвета предметов, влияние среды на цвет предметов.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюды предметов, фруктов.

Задание 14.

Тема. Этюд драпировки. Гуашь.

Цель: привитие навыков изображения складок ткани.

Задачи: композиционное решение. Изучение формы, выявление объема, подчинение фактуры мазка форме. Продолжение более углубленного изучения изменения тона и цвета предмета на свету и в тени. Гуашь.

Материалы:  бумага, гуашь или акварель.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А3

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа: зарисовки складок ткани.



Второй год обучения

I полугодие

Задание 1.

Тема. Постановка из 2-3-х предметов. Гризайль. Нахождение тональных отношений в сравнении.

Цель:  привитие навыков передачи формы и объема предметов.

Задачи: Композиционное решение. Изучение формы, выявление объема, подчинение фактуры мазка форме. Продолжение более углубленного изучения изменения тона предмета на свету и в тени. Падающие тени. Выполнение упражнения тоновая растяжка.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд с натуры. Гризайль.

Задание 2.

Тема. Контраст. Пары контрастных цветов. Этюд натюрморта с синим кувшином на контрастных по цвету драпировках.

Цель: изучение понятия «контраст», виды контрастов.

Задачи: выполнение упражнения с передачей шкалы оттенков, от оранжевого к синему цвету, от желтого к фиолетовому, от зеленого к красному. Выполнение этюда с синим кувшином.

Материалы:  бумага, гуашь или акварель.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  выполнение плоскостной композиции с передачей цветовых контрастов.

Задание 3.

Тема. Акцент в живописи Контраст. Натюрморт из 2-3 предметов быта на контрастные цветовые отношения.

Цель: Связать предметы контрастные по тону и цвету к среде.

Задачи: Передача цветовой тональности, тоновое решение, выявление теплохолодности. Сложная игра полутонов, рефлексов.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое .

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд предмета на контрастном по цвету фоне.

Задание 4.

Тема. Натюрморт в холодной цветовой гамме.

Цель: изучение понятий: «цветовая гамма», «колорит».

Задачи: Композиционное решение, передача влияния тёплого света на холодные цветовые отношения. Цветовой тон и колорит. Достижение объёма при помощи лепки формы.

Материалы:  бумага, акварель.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд двух предметов в сближенном холодном колорите

Задание 5.

Тема. Натюрморт в теплой цветовой гамме.

Цель:  изучение понятий: «цветовая гамма», «колорит».

Задачи: композиционное решение. Решение локального цвета на свету и в тени. Богатство нюансировки. Достижение объёма при помощи лепки формы.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюд двух предметов в сближенном теплом колорите



II полугодие

Задание 6.

Тема. Теплохолодность в передаче объема предметов.

Цель:  привитие навыков передачи формы, объема, освещения предметов.

Задачи:  Выполнение декоративного натюрморта с условной передачей светотени при помощи цветовой растяжки с постепенным переходом от теплого к холодному цвету.

Материалы:  тонированная бумага, гуашь.

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  декоративное изображение фруктов с условной светотенью.

Задание 7.

Тема. Этюд несложного натюрморта с решением задач передачи объема предметов с использованием теплохолодности. Гуашь.

Цель: привитие навыков передачи формы, объема, освещения предметов.

Задачи: Изучение формы, выявление объема, подчинение фактуры мазка форме. Продолжение более углубленного изучения тонового и цветового изменения. Использование выразительных возможностей гуаши.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А3

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюды овощей и фруктов с натуры гуашью.

Задание 8.

Тема.  Монохромная цветовая гамма. Этюд с металлическим предметом.

Цель: Понятие – монохромная цветовая гамма. Привитие навыков передачи формы, объема, освещения предметов.

Задачи:  Изучение формы, выявление объема, подчинение фактуры мазка форме. Продолжение более углубленного изучения тонового и цветового изменения. Использование выразительных возможностей гуаши.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 2

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа:  этюды овощей и фруктов с натуры акварелью.

Задание 9.

Тема. Взаимодействие предмета и среды. Рефлекс. Несложный натюрморт с металлическим или блестящим керамическим предметом на цветных драпировках.

Цель:  изучение понятия «цветовой рефлекс». Обобщение полученных знаний.

Задачи:  Последовательность выполнения. Наличие цветового эскиза и его значение. Тональность предметов, колорит в натюрморте, выявление формы предметов. Взаимосвязь предметов и среды.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А 2

Время: 16 ч.

Самостоятельная работа:  эскизы предметов для натюрморта.

Задание 10.

Тема: Наброски с фигуры человека. Натура в ярком , выразительном костюме.

Этюд. Фигура человека в пространстве. Сидящая модель.

Цель: развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями.

Задачи: решение формы фигуры при помощи нюансов цвета. Передача освещения, пространства, индивидуальной пластики фигуры.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: боковое.

Формат: А3 2 шт.

Время: 8 ч.

Самостоятельная работа: этюды гуашью фигуры человека.

Задание 11.

Тема: Теплая цветовая гамма. Тематический натюрморт с корзиной, фруктами и кувшином.

Цель: выявление полученных знаний и практических навыков.

Задачи: самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде.

Материалы:  бумага, гуашь.

Освещение: верхнее боковое.

Формат: А2

Время: 12 ч.

Самостоятельная работа: этюд натюрморта из двух предметов с ярко выраженными различиями материальности.



III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Живопись»:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

- знание об основных закономерностях композиции восприятия света и цвета, их роли в передаче формы, цветовой насыщенности, тональной и цветовой гармонии.

- знание о видах и принципах смешения цветов;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- умение технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;

- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

- умение проводить смешение цветов и применять синтезы цветов на практике;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.

- навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их обьемной формы и планов, на которых они расположены;


IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр.

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями по окончании полугодий. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).


Критерии оценки

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- смешивать краски для получения нужного оттенка цвета;

- умение определить колорит;

- знать основные законы цветоведения;

- грамотно применять технику и фактуру мазка;

- умение грамотно применять гуашевую технику.

2 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать форму и объем простых предметов;

-грамотно передавать теплохолодность при выявлении обьема;



С учетом данных критериев, по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

2 («неудовлетворительно») – при невыполнении практически всех пунктов критериев.

К оценке прибавляется знак «минус», если работа слабее, чем требуется для данной оценки, но не настолько, чтобы снизить ее на целый балл, а также, если автору немного не хватило самостоятельности.

К оценке прибавляется знак «плюс» за особое прилежание и трудолюбие автора.

Если работы учащегося отсутствуют на просмотре или их количество недостаточно для выставления оценки, то учащийся не аттестуется.




V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основой обучения живописи является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветовых отношений. Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Обучающиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения обучающийся должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых обьемах, далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды.

Обучение построено, в основном, на выполнении с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Постановки должны быть разнообразны по характеру и содержанию. Выполнение этого условия способствует большей заинтересованности и творческому решению задач, поставленных перед обучающимися и дает им возможность проявить себя, выявить свои природные склонности и дарования. Особое внимание должно уделяться завершению работы, то есть достижению цветовой гармонии, подчинению всех элементов основному замыслу.

Нужно использовать для работ разные по размеру форматы и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Необходимо взаимопонимание педагога и учащегося, основанное на любви к живописи. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров живописи в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Обучаемые приобретают навыки последовательной работы по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. При любовном отношении к деталям следует учить большой форме.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности работы будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Обучение живописи должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение эскизов и этюдов по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.



VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список методической литературы.

  1. Рисунок и живопись. т 1-2, М. 1963 г.

  2. Алексеев С.С. «О цвете и красках». М. 1964г.

  3. Недошивин Г.А. «Беседа о живописи». М. 1964г.

  4. Смирнов Г.Б. «Рисунок и живопись пейзажа». М-л. 1965г.

  5. Петерсон В.Е. «Перспектива воздушной среды». М. 1970г.

  6. «Советы мастеров». Л. 1979г.

  7. Костерин Н.П. «Учебное рисование и живопись». М. 1980г.

  8. Парамонов А.А. «Советская живопись». М. 1981г.

  9. «Пространство картины» М. 1989г.

  10. Даниэль С.М. «Искусство видеть». Л. 1990г.

  11. «Знакомим с натюрмортом.» М. 1990г.

  12. «Знакомим с пейзажной живописью». М. 2000г.

  13. Руссинг Х. «Полный курс масляной живописи». М. 2000г.

  14. Аристова В.М. «Икона». М. 2001г.

  15. Кирсанов В.М. «Все шедевры русской живописи». М. 2001г.

  16. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». М. 2002г.

  17. «Живопись» учебное пособие. М. 2003г.

  18. «Мастер иконописи и фрески». М. 2003г.

  19. «Мастер портрета» М. 2002г.

  20. «Библейская живопись» М. 2003г.

  21. Морозов Е.М. «Живопись и рисунок гуашью» М. 2006г.


Список учебной литературы


1.Школа изобразительных искусств. Вып. 6. - М.:Изд. Академии художеств СССР, 1963. - 140с.

2.Школа изобразительного искусства. Вып. 2.- М.: Искусство, 1965. - 163с., ил.

3.Школа изобразительного искусства. Вып. 3. - М.: Искусство, 1965. - 209с., ил.

4.Школа изобразительного искусства. Вып. 4. - М: Искусство, 1965. - 218с., ил.

5.Школа изобразительного искусства. Вып. 5. - М.: Искусство, 1966. - 208с., ил.

6.Школа изобразительного искусства. Вып. 7. - М.: Искусство, 1966. - 124с., ил.

7.Рисунок и живопись. Том 2 под ред Е. С. Алексеева. - М.: Искусство, 1963. - 193с., ил.

8.Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учеб. пособие. - М.: Изобр. Искусство, 1986. - 176с., ил.

9.Школа изобразительного искусства. Вып. 2: Учеб. пособие. - М.: Изобр. Искусство, 1988. - 160с., ил.

10.Школа изобразительного искусства. Вып. 3: Учеб. пособие. - М.: Изобр. Искусство, 1989. - 200с., ил.

11.Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия.- М.: Советский художник, 1986.- 326с., ил.

12.Рисунок и живопись. Том 1 под ред Е. С. Алексеева. - М.: Искусство, 1963. - 205с., ил.

13.Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. - М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре, 1959. - 221с., ил.

Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. - М.: Советский художник, 1985.

14.Техника живописи и рисунка: шаг за шагом. - М.: Астрель, 2006. - 256с.

15.Стародуб К. И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 190с.,ил.

16.Живопись. Практическое руководство под ред. Р. В. Тимофеева. - М.: Искусство, 1964. - 397с., ил.

17. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт. - М., Арт-Родник, 2000. - 112с.

18.Алексеев С. С. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1964. - 48с., ил.

19. Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа. - М.: Просвещение, 1975. - 37с.

20.Ломоносова М. Т. Графика и живопись. - М.: Астрель, 2002. - 206с., ил.

21. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989. - 207с.

22.Советы мастеров. Живопись и графика. - Л.: Художник РСФСР, 1979. - 373с., ил.

23.Каменева Е. Твоя палитра. - М.: Гос. Изд. детской литературы МП РСФСР, 1963. - 109с., ил.

24.Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение, 1977. - 188с., ил.

25.Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. - М.: Эксмо, 2007. - 80с.

26.Рейнс Дж. Учимся смешивать цвета. - М.: Астрель, 2004. - 64с.

27.Хосе М. Паррамон. Как писать акварелью. - М.: Арт-Родник, 2001. - 110с.

28.Айзенбарт Б. Полный курс акварели. - М.: Астрель, 1998. - 64с.

29.Лепикаш В. Живопись акварелью. - М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1961. - 111с.

30.Все о технике: цвет. - М.: Арт-Родник, 2002. - 143с.



Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!