СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к устному собеседованию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовку к устному собеседованию в 9 классе надо начинать как можно раньше. Данная разработка представляет Программу, начиная с 6 класса, которая поможет учителям-словесникам в работе по данному направлению. 

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к устному собеседованию»


Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области


Институт развития образования








Программа подготовки к устному собеседованию

6 класс



Пелевиной Татьяны Зиновьевны,

учителя русского языка высшей категории

МОУ Ишненской СОШ Ростовского МР

Ярославской области


2018 год



  1. Пояснительная записка


Цели программы:

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;

  • подготовка обучающих к устному собеседованию в 9 классе.


Задачи:

1) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический срой речи;

2) способствовать усвоению норм литературного языка, совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью:

  • правильно читать тексты;

  • пересказывать тексты с привлечением дополнительной информации;

  • строить монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

  • вести диалог с собеседником.

  • анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.


Виды деятельности: чтение, пересказ, говорение: монологическое высказывание и участие в диалоге.



Программа реализуется в комплексе:

1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.. Русский язык. Теория.5-9 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2017

2. А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017

3. Е.И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 6 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2016


2. Формируемые компетенции:

коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая.



Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка;

обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.



Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать 

информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.



Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку

являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;


говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

    1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

    2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; ^

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


3. Знать, уметь, владеть – по каждому виду деятельности:



В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфо­графических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин­формацию;

  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

  • выразительно читать художественные и научно – учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить письменное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек­ста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место­имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию;

  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо­вательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе­нием, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си­туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра­зеологизмов, эпитетов и др.);

  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло­варем;

  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред­ложенной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче­ские обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен­ные пунктуационные правила.










4. Программа подготовки к устному собеседованию

(в скобках даны № уроков по рабочей программы по русскому языку в 6 классе)



Раздел рабочей программы

Тема

урока

Вид деятельнос-ти

Упражнения

Введение


Русский язык – один из богатейших языков мира

1(1)

Чтение, монологи-ческое высказыва-ние

  1. 1).Чтение параграфа (стр. 9 (Т)

- Какова основная мысль теста?

- За счет чего достигается богатство русского языка?

- Используя текст параграфа, заполните таблицу.

  1. 2).Выполнение упр. 4 письменно.

  2. Но кроме того, наш язык богат звуками: в нем есть как твердые и грубые звуки, так и мягкие, ласковые. Сравните звуки р, ж, ш и и, ю, е. Однажды ученые провели эксперимент в детском саду: дали детям две куклы-матрешки – большую и маленькую – и сказали, что это две сестрички, одну из них зовут А, а другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И. Как вы думаете, что ответили дети? Почему?

  3. 3).Упр.7 (устно). Наверное, это неслучайно. Ведь древний человек был гораздо ближе к природе и чутко различал все звуки. С помощью них можно передать звук капель, грома, шорохи. Такой приём называется звукопись. Чтобы убедиться в этом, давайте выполним устно упр. 7. Какие звуки повторяются? Какая у вас возникла ассоциация?

  4. 4).Постройте монологическое высказывание по вопросам:

  5. - Зачем людям нужен язык?

  6. - Почему русский язык – это богатый язык?

- Важно ли беречь русский язык? Почему?

- Важны ли для вас знания, полученные на уроке?

Повторение изученного в 5 классе


Р.р. Повторение изученного в 5 классе. Конструирова-ние текста

2(3)

Чтение, монологи-ческое высказыва-ние

Прочитайте. Составьте текст (на уроке части даны 1,3,2) , озаглавьте и перескажите его.

1. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью

и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так

и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется

и развивается. Такие представления о мироздании позволили Ломоносову стать одним из крупнейших астрономов своего времени.

2. До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Ломоносов изучил живой разговорный язык

и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту

и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.

3. Немало сил стоило Ломоносову добиться открытия первого в России высшего учебного заведения – университета в Москве. Теперь это один из лучших центров науки и образования во всём мире, и он с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.


7). Постановка знаков препинания в конце предло-жения, в слож-ных предложе-ниях и в пред-ложениях с однородными членами.

3(8)

Говорение

Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.

(1)Красив лес в снегу! (2)Жалкий кустик обычно похож на растрёпанный веник, а теперь напоминает вырвавшийся из-под земли взрыв. (3)Куча хвороста на поляне похожа на кружево, которое сплёл великан. (4)Пень выглядывает из-под тучной снежной шапки. (5)Еловые лапы строят тебе немые снежные рожицы.

(6)Всё необычно в заснеженном лесу! (7)Где-то высоко вверху шумит ветер, а здесь не дрогнет ни одна веточка, не шелохнутся в своих объёмистых снеговых рукавицах еловые лапы. (8)Ни движения, ни звука. (По В.Ф. Тендрякову)

Критерии оценивания

Орфографических и пунктуационных ошибок нет - 2 балла

Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (одна и более), или

пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (одна и более) – 1 б.

Допущены орфографические ошибки (одна и более), допущены пунктуационные ошибки (одна и задания

более) – 0 баллов

Задания:

1.Из предложений 1–6 выпишите слово, которое передаёт тишину и безмолвие зимнего леса (немые).

2.Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения (3).

3.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу (пень выглядывает).

4.Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.

5.Автор описывает, как красиво и необычно выглядит лес благодаря (снегу).

6.Из предложения 5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс (рожицы).

7.Укажите стиль речи, в котором написан текст (художественный).

8.Из предложений 4–5 выпишите синоним к слову «толстый» (тучный).


Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, при обращении и вводных словах, в диалоге.

4(9)

Пересказ, монологиче-ское высказыва-ние, участие в диалоге

Прочитайте текст, озаглавьте его

1. Вы, наверное, замечали, что летом в вода в пруду иногда становится зелёной. Тогда говорят: «Вода зацвела». Дело в том, что в тёплой воде пруда стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите позеленевшую воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков – это и есть колонии водорослей.

2. На Земле существует очень много видов водорослей. Есть гиганты, длина которых достигает 40 метров. Они живут в океанах. А есть крошечные водоросли, состоящие всего из одной клетки. Такие «малютки» собираются в колонии-шарики, и много-много этих колоний плавает у поверхности воды, окрашивая её в разные цвета.

3. Водоросли имеют важное значение для жизни на нашей планете. Водоросли – главная пища морских животных. Вот почему промысел рыб во многом зависит от того, есть ли в этих местах водоросли. Но водоросли не только служат кормом для животных. Они обогащают воду кислородом, очищают её от гнилостных бактерий. Кроме того, водоросли являются главными производителями органического вещества в водной среде.

Сформулируйте главную мысль каждого абзаца и запишите её в виде полного предложения.

Объясните знаки препинания в каждом предложении.

На основе данного текста составьте и запишите диалог, включите в него обращения.

Грамматика. Морфология Части речи

Части речи

5(12)

Чтение, пересказ, говорение

1) Вспомните, какие части речи вы знаете. Расскажите о них.

2) Прочитайте материал параграфа №67 и перескажите его.


Слово и его формы

6(14)

Объясни-тельный диктант.

Монологи-ческое высказыва-ние

1). Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по эталону.

Б…гровый, л…б…ратория, д…виз, укр…титель, м…нута, п…рчатка, инж…нер, л…генда, кв…ртал, м…раль, п…триот, соч…нение, с…мнение, пр…цент, св…ркнуть, к…талог, с…рьёзный, к…льчуга, обл…ко, сопост…влять, г..пербола, т…лефон, подр…жать, т…мп…ратура, р…весник, ун…верситет, спр…ведливый, подч…нить, фу…бол, п…ртфель, л…тература.

2). Прочитайте текст и выполните задание.

Разноцветная бабочка села на былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда ещё не видел такой бабочки. Она была не местная, велика, словно птичка, и её крылья были в цветах, каких Тимоша не видел нигде на земле и на небе, когда горит утренняя и вечерняя заря. С крыльев бабочки светились разноцветные огни. Тимошу влекла к себе трепещущая бабочка. Мальчик захотел схватить её, чтобы лучше рассмотреть.

Представьте, что Вам необходимо собрать информацию о слове «былинка». Укажите два типа словарей, в которых содержится информация о слове «былинка», и напишите о том, какую именно информацию об этом слове Вы можете из них почерпнуть. Ответ оформите в виде связного высказывания.

Самостоятель

ные части речи

Понятие о существитель-ном

7(15)

Чтение, пересказ, говорение

1). Как отличить имена существительные от других частей речи?

2). Прочитайте материал параграфа об имени существительном и перескажите.

2). Выпишите существительные общего рода. Составьте с ними предложения.

Лгунишка, лгун, коллега, секретарь, профессор, кроха


Р.р. Темы широкие и узкие

8(21)

Чтение, пересказ, монологиче-ское высказыва-ние

1). Упр.7 (прочитайте, затем перескажите текст. Назовите тему этого текста).

2). Приведите примеры широких и узких тем.

3). Упр.13 (назовите, затем запишите несколько узких тем, входящих в тему «Школа»).

4). Рассмотрите фотографию, сделанную 1 сен6тября. Опишите её.

5). Упр.14 (напишите сочинение-миниатюру «Чем мне запомнилось первое школьное утро»).


Р.р. Сравнение. Метафора. Эпитет

9(24)

Чтение, пересказ, монологи-ческое высказыва-ние, слушание

1).Прочитайте и перескажите текст.

«Фиу-лиу… лью-фиу-лиу» – громкая, протяжная и немного печальная песня этой птицы напоминает звуки флейты. Да и зовут её тоже музыкально – иволга. Если постоять в лесу и прислушаться, то можно различить, как птица протяжно выговаривает своё имя: «и-вол-гааа, и-вол-гууу…» С прилетом иволги из далекой жаркой Африки (середина мая – начало июня) наступают тёплые, солнечные дни. В садах зацветает сирень, а в лесу – ароматные белоснежные ландыши.

Иволга подобна лучам яркого солнца – «золотая». Она селится в светлых широколистных лесах. Если случайно увидите красавицу-птицу, то запомните её на всю жизнь.

«Золотая» крылатая флейта-иволга приносит большую пользу природе. Она ловит майских жуков и уничтожает вредных волосатых гусениц. Другим птицам, кроме кукушки, с такими «лакомствами» не справиться. (По А. Баркову)

Задание.

2).Выпишите метафору, с помощью которой автор описывает иволгу. Что она помогает подчеркнуть?

Ответ: «Золотая» крылатая флейта  так называет птицу автор. Золотая подчёркивает цвет оперения птички, схожий с лучами яркого солнца; а флейта помогает подчеркнуть пение иволги, напоминающее звуки этого музыкального инструмента.

3). Укажите сравнение (« Иволга подобна лучам яркого солнца»).

4).Прослушайте текст.

На Дальнем Востоке селится маленькая утка весом до одного килограмма – мандаринка, или «японка», как ее называют местные жители. Это истинная краса нашей родной природы, ведь в её ярком оперении сочетаются почти все цвета радуги: красно-коричневый, зелёный, рыжий, чёрный, белый. На голове селезня мандаринки хохол из длинных широких разноцветных перьев. Уточка окрашена скромнее.

Мандаринка отлично плавает, высоко и грациозно сидит на воде с поднятым вверх хвостом. С поверхности реки она снимается легко и бесшумно, однако ныряет не часто. Словно редкий по красоте цветок из волшебной сказки, сидит мандаринка на тонкой ветке дерева, склонившейся к зеркальной поверхности речного омута. Ест она семена трав, жёлуди, ловит жучков, моллюсков, мелкую рыбу.

Широколиственные горные леса, бурные реки со свисающими над водой ветвями – вот любимые места обитания мандаринок. В отличие от других водоплавающих птиц, гнезда она строит в дуплах деревьев на разной высоте. Уточка откладывает от 9 до 12 желтоватых яиц. Утята-пуховички по зову матери самостоятельно выпрыгивают из дупла, и утка ведет семейство за собой кормиться через высокие травяные заросли осоки и камыша к реке.

(По А. Баркову)

Задание.

Выпишите сравнение, с помощью которого автор подчеркивает необычайную красоту птички (словно редкий по красоте цветок из волшебной сказки).

5). Выполните упражнение 19. С чем сравнивается здесь осенний лес? Укажите эпитеты к словам терем и лес.


Р.р. Творительное сравнение

10(25)




Монологи-ческое высказыва-ние, чтение

1). Вспомните, что такое творительный сравнения. Укажите творительный сравнения в данных предложениях (упр.15, уч-к «Родная речь).

2). Выполните упр.16


Р.р. Простой и сложный план. Эпиграф

11(26)

Чтение, говорение

1).Упр.17 (Р.р.)Подготовьтесь к устному пересказу, близкому к тексту.

2). Перескажите текст по плану.

3). Прочитайте материал параграфа 4 на с.25. Перескажите правила его оформления.

4). Упр.27 (сравните параграфы)


Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Если бы…»

12(27)

Чтение, говорение

(Р.р.)

1) Упр.35 (подготовьтесь к сочинению на тему «Если бы…). Для этого выполните упр.36,37,40

2). Упр.36 (прочитайте письмо М. Горького к сыну, определите основную мысль этого письма.

3). Упр.37 (устраните ошибки в употреблении глаголов сослагательного наклонения.

4). Упр.40 (сделайте вывод из своих наблюдений).



Р.р. Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Керженец»

13(33)

Говорение

1).Рассмотрите репродукцию картины Н.М. Ромадина «Керженец».

2). Составьте сложный план.

3). По плану устно опишите картину, дома вы будете описывать её письменно.


Словообразо-вание существитель-ных

Словообразо-вание существитель-ных

14(36)

Говорение

1). Расскажите о способах образования существительных.

2). Покажите, как образованы следующие слова. В скобках названия способов их образования.

Образец. Перечитать ← читать (приставочный).

1) Учитель ← ________________________ (________________________).

2) Подберёзовик ← _______________________ (________________________).

3) Выбор ← ________________________ (________________________).

4) Пешеход ← ________________________ (________________________)


Глагол

Понятие о глаголе. Инфинитив. Возвратные глаголы

15(37)








Чтение, пересказ, говорение

1).Используя образец, заполните данную таблицу. Понаблюдайте за тем, как связано образование форм времени с видом глагола. Укажите возвратные глаголы. Сделайте вывод

Глагол


Вопрос


Вид


Форма наст. вр.

3 л. мн. ч.


Форма буд. вр.

3 л. мн. ч.


Вырасти

что сделать?

сов. в.


вырастут

Вырастать

что делать?

нес. в.

вырастают

будут вырастать

Искупаться





Купаться






2).Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пёс.

И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.



Р.р. Выборочное изложение по рассказу Г. Снегирёва «Белёк»

16(38)

Пересказ, монологи-ческое высказыв-ание

1). Прослушайте отрывок текста из рассказа Г.Снегирева «Белек» (с.65-66, Р.р.)

2). Составьте и запишите план.

3). Запишите ключевые понятия.

4) Перескажите отрывок текста по плану.

5). Напишите изложение.


Р.Р. Лексические средства связи предложений в тексте.

17(40)

Чтение, пересказ, говорение

1). Прочитайте и перескажите материал учебника (Р.р.) на с.39-40.

2). Упр.49 (прочитайте отрывки из текстов. Укажите в них сцепляющие описательные обороты: а) с прямым значением; б) с переносным значением).

3). Упр.54 (составьте два связанных по смыслу предложения, соединив их при помощи описательного оборота).

4). Составьте монолог (10 предложений) на тему «Поездка в…», включив в него описательные обороты.


Р.р. Описательный оборот

18(44)

Пересказ, монологиче-ское высказыва-ние

1). Групповая работа: анализ текста с описательным оборотом по алгоритму.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры…

Вывод: описательный оборот - лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием.

2). Индивидуальные задания: составление текстов с описательными оборотами при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой по памятке самодиагностики.

3). Групповое проектирование способов выполнения домашнего задания.


Р.р. Книжный стиль: официально-деловая речь

19(48)

Чтение, пересказ, говорение

1).Упр.55 (вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. Сумеете ли вы её напеисать?. Напишите).

2). Прочитайте материал параграфа №6 (Р.р.) на с.43 и сделайте вывод, какой стиль речи называется официально-деловым, где он употребляется?

3). Упр. 57 (прочитать и сравнить тексты).



Р.р. Типы речи. Повествование

20(56)

Пересказ, монологическое высказывание

Укажите, к какому типу речи относится данный текст.

(1) Благодаря комнатному воспитанию мы с братом росли бледненькими и слабенькими господскими детками. (2) Мы отличались послушанием и боялись всего, что выходило за пределы нашего дома. (3) Но у нас сразу появилась полная свобода, когда мы начали ходить в школу. (4) Мы стали излишне смелы, что выражалось в школьных драках и шалостях. (5) Этот боевой период раннего детства совпадает с воспоминанием о первом друге. (6) Его звали Костей, он был сыном заводского служащего. (7) Костя никогда не сердился, всегда был весел и улыбчив. (8) Моего друга давно нет, но я всегда помню его как близкого человека, которого не можешь отделить от самого себя. (9) С ним вместе я начал самостоятельную жизнь, которая смогла перерасти пределы детской комнаты, захватить всё родное селение и потом увести на зелёный простор родных гор. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Ответ: повествование

За правильный ответ – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.


Р.р. Рассказ

21(57)

Монологи-ческое высказыва-ние

1).Прочитайте материал параграфа 7 на с.47-48 (Р.р.) и перескажите. Запишите композицию рассказа в виде схемы.

2). Выполните упр.61 (задания 1-4).

3). Подготовьтесь писать сочинение по рассказу А.П. Гайдара «Совесть» (упр.63, I-V).


Р.р. Метафора. Олицетворение

22(58)

Чтение, монологи-ческое высказыва-ние

1). Вспомните, что такое метафора?

2).Прочитайте материал на с.63 (Р.р.) и на с.67.

3).Выполните упр.71 и 78.


Р.р. Изобразитель-ные средства языка. Практикум

23(59)

Монологи-ческое высказыва-ние

Работа с текстом (учащиеся заранее дома подбирают тексы): выписать все изобразительные средства языка.

Словообразо-вание глаголов

Р.р. Правописание

суффиксов глаголов

24(61)




Монологи-ческое высказыва-ние

1).Конспектирование материалов презентации учителя.

2).Лабораторная работа с орфограммами (вставьте пропущенные буквы, объясните написание их).

Изъявительное наклонение

Выйд…те

Шепч…те

Раскол…те

Вытр…те

Крикн…те

Услыш…те

Жале…те

Стара…тесь

Вычист…те

Стел…те


Повелительное наклонение

Вытр…те

Выйд…те

Крикн…те

Чист…те

Езд…те

Дерн…те

Выкол…те

Эконом…те

Постав…те

Маж…те



За безошибочное выполнение – 3 балла; допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две ошибки – 1 балл; допущено более 2 ошибок – 0 баллов

3). Составление лингвистического описания (рассуждения) по теме урока.

4). Проектирование способов выполнения домашнего задания.


Р.р. Проект

25(62)

Монологи-ческое высказыва-ние

(Работа на перспективу. Дети будут защищать проекты в конце учебного года)

1).Вспомните, что такое проект?

2).Какие темы проектов вы выбрали?

3). Обсуждение материалов.

4). Типичные ошибки при выполнении проектов.


Р.р. Как создавать киносценарий

26(63)


Чтение, пересказ, говорение

1). Прочитайте материал параграфа №8 и перескажите его.

2). Упр.73 (рассказ «Белёк»). Составьте киносценарий на основе этого рассказа.


Р.р. Сочинение по рассказу А.П. Гайдара «Совесть»

27(65)

Монологи-ческое высказыва-ние

1). Вспомните содержание рассказа А.П. Гайдара «Совесть» (дано задание на уроке 57)

2). Пользуясь материалами упр. 63, устно составьте сочинение, используя рассказ А.П. Гайдара в качестве аргумента.

3). Напишите сочинение.

Имя прилагатель-ное (24 ч.)

Понятие об имени прилагатель-ном

28(66)

Монологи-ческое высказыва-ние

1). Как отличить имена прилагательные от других частей речи?

2). Прочитайте материал параграфа об имени прилагательном и перескажите.


Р.р. Описание природы. Зима

29(71)

Чтение, пересказ, говорение

1).Прочитайте материал параграфа 9 (Р.р.) на с.68,70.

2).Выполните упр.83 (прочитайте описания. Выберите такое, которое хотелось бы проиллюстрировать. Укажите метафоры, эпитеты, сравнения, синонимы).

3). Упр. 84 - I (рассмотрите на вклейке репродукцию картины А.А. Пластова «Первый снег» и прочитайте текст, который поможет вам лучше понять это произведение живописца).


Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Зима. Лигачево»

30(72)

Монологи-ческое высказыва-ние

1). Упр.84 – II (прочитайте сведения о К.Ф. Юоне, с.137-138. Р.р. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Русская зима. Лигачёво» и прочитайте её краткое описание).

2). Составьте план сочинения.

3). Устно опишите картину.



Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Зима. Лигачево»

31(73)

Монологи-ческое высказыва-ние

Напишите сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».


Степени сравнения прилагатель-ных

32(85)

Чтение, говорение

Прочитайте текст.

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ. (По Ф. Кривину)

Ответ: высочайшее, красивейший, скучнейший

Задание.

1. Запишите прилагательные в простой превосходной степени

Словообразо-вание имен прилагатель-ных

Р.р. Сочинение-описание помещения

33(97)

Монологи-ческое высказыва-ние

На уроке рисования Вы отобразили свою комнату такой, какой бы хотели её видеть. Вы хотите рассказать о своём рисунке бабушке, которая живёт в другом городе. Напишите ей письмо, опишите подробно нарисованную Вами комнату.

(Или) Напишите сочинение. Дайте ответ на вопрос: «Верно ли утверждение: Моя комната – моё лицо?» Своё мнение аргументируйте, приведя одно доказательство в подтверждение мысли. При аргументации используйте информацию, опираясь на знания и/или жизненные наблюдения.

Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов

34(98)

Говорение, участие в диалоге

Прослушайте стихотворение, которое читает ученик (ученица). Передайте основное содержание прослушанного стихотворения не более чем в 3 предложениях.

Маленькие радости

Если хочешь благости

Посреди людей,

Маленькие радости

Делай каждый день.

Солнышко  возносится,

Зорька расцвела.

Сами в руки просятся

Добрые дела.

Маленькое зёрнышко

Радостно сажай.

Обласкает солнышко –

Будет урожай.

Хорошо хорошему

В песне и труде.

Помоги прохожему,

Если он в беде.

Слышишь слово едкое,

Злом не отвечай.

Угости конфеткою,

Пригласи на чай.

Радости прощения,

Как они сильны.

Ходят сновидения –

Сказочные сны.

                            (В. Нечунаев)

Задание:

Проанализируйте 5 слов разных частей речи с точки зрения состава и способа образования. Обсудите это в диалоге.

Критерии оценивания передачи основного содержания

Ученик справился с коммуникативной задачей: передал основное содержание прослушанного стихотворения – 2 балла.

Ученик предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но передал содержание неточно – 1 балл.

Основное содержание передано неверно – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 2 балла


Р.р. Сочинение-описание одежды, костюма

35(99)

Монологи-ческое высказыва-ние

1).Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.

На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска белыми тесёмками, короткие штанишки, длинные чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями.

Всё лето Петя пробегал почти нагишом. Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день. На берегу он обмазывался с ног до головы красной морской глиной и впрямь становился похож на краснокожего. (По В.П. Катаеву).

2). Составьте описание одежды, костюма по фотографии.


Р.р. Описание книги

36

(100)

Монологи-ческое высказыва-ние

Напишите сочинение-рассуждение. Дайте ответ на вопрос: "Почему нужно беречь книгу?" Своё мнение аргументируйте, приведя одно доказательство в подтверждение мысли. При аргументации используйте информацию, опираясь на знания и/или жизненные наблюдения.

Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Имя числитель-ное

Понятие о числительном

37

(101)


Чтение, пересказ, говорение

1). Как отличить числительные от других частей речи?

2). Прочитайте материал параграфа о числительном и перескажите.


Склонение количествен-ных числи-тельных

38

(106)

Чтение, пересказ, говорение

1).Прочитайте материал учебника по теме «Склонение количественных числительных» и перескажите его.

2).Устно и письменно просклоняйте словосочетание 1567 рублей.

3). Запишите слова без использования цифр. Найдите лишнее слово в ряду других, объясните, почему оно лишнее.

40-летний мужчина, 260-летний юбилей, 345-квартирный дом, 33-градусный мороз, 500-миллионный город.

Ответ

Сорокалетний мужчина, двухсотшестидесятилетний юбилей, трехсотсорокапятиквартирный дом, тридцатитрехградусный мороз, пятисотмиллионный город.


Р.р. Рассуждение в разных стилях речи

39

(107)

Чтение, пересказ, говорение

1). Прочитайте и перескажите материал учебника «Русская речь» на с. 101 («Композиция полного рассуждения») и на с.110 (« Средства связи частей рассуждения).

2). Выполните упражнение №128.

Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Укажите тип и стиль речи (рассуждение, художественный).

3).Прочитайте текст.

Гроза – это атмосферное явления, проявляющееся в виде электрических разрядов – молний. Обычно молнии возникают между поверхностями земли и облаков. Иногда электрические вспышки могут проходить внутри облака.

Для человека грозы являются одним из опаснейших природных явлений. По количеству погибших от людей, грозы уступают лишь наводнениям. В атмосфере Земли грозы встречаются достаточно часто. Примерно 46 молний возникает над поверхностью нашей планеты каждую секунду. Стоит отметить, что над континентами грозы возникают в 10 раз чаще, чем над океанами.

Почти 80 процентов всех происходящих на Земле гроз сосредоточено в зоне тропиков и субтропиков. Интенсивность гроз напрямую связана с солнечной активностью. Основной процент грозовых образований фиксируется в послеполуденные часы летних месяцев.

Молнии являются следствием создания грозового облака. Для образования подобных облаков необходимо выполнение ряда условий. Обычно это связано с наличием мощных восходящих потоков. Именно поэтому молнии – частое явление в горных областях.

Задание

1. Определите стиль и тип речи (научный, рассуждение).

2. Выпишите словами цифры.


Р.р. Обучение рассуждению на лингвисти-ческую тему

40

(108)

Монологи-ческое высказыва-ние

Напишите сочинение-рассуждение. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением лингвиста В.Г. Ветвицкого: "Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним"».

Раскройте основные понятия, о которых идёт речь в предложенном высказывании.

Приведите два примера в доказательство своей точки зрения.

Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Р.р. Приемы сжатого изложения

41

(117)

Алгоритм написания сжатого изложения. Чтение, говорение

Используя приемы сжатия, запишите текст

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. (По Ю.Я. Яковлеву)


Р.р. Сжатое изложение о детской дружбе

42

(118)

Говорение, монологическое высказывание

1). Прочитайте два текста, сравните их. Выберите из перечня пословицу, которую можно использовать в качестве общего заголовка для обоих текстов. Запишите эту пословицу и кратко обоснуйте свой выбор.
       Текст 1

(1) Благодаря комнатному воспитанию мы с братом росли бледненькими и слабенькими господскими детками. (2) Мы отличались послушанием и боялись всего, что выходило за пределы нашего дома. (3) Но у нас сразу появилась полная свобода, когда мы начали ходить в школу. (4) Мы стали излишне смелы, что выражалось в школьных драках и шалостях. (5) Этот боевой период раннего детства совпадает с воспоминанием о первом друге.  (6) Его звали Костей, он был сыном заводского служащего. (7) Костя никогда не сердился, всегда был весел и улыбчив. (8) Моего друга давно нет, но я всегда помню его как близкого человека, которого не можешь отделить от самого себя. (9) С ним вместе я начал самостоятельную жизнь, которая смогла перерасти пределы детской комнаты, захватить всё родное селение и потом увести на зелёный простор родных гор. (По Д. Мамину-Сибиряку)

    Текст 2

(1) Изучение психологии детской дружбы – важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения - важнейшая потребность детей подросткового возраста. (3) Именно в это время   происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь».

Без беды друга не узнаешь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
 Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
Хороший друг — настоящее богатство.

Друга на деньги не купишь.
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь.
Друзей-то много, да друга нет.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Ответ: Хороший друг – настоящее богатство. Выбор этой пословицы объясняется тем, что в ней выражена основная идея обеих текстов – детская дружба может повлиять на дальнейшую жизнь человека. Следовательно, именно такая дружба и является для человека настоящим богатством.

Выбор заголовка:

Заголовок отражает основную мысль текста – 1 балл.

Заголовок не отражает основной мысли текста – 0 баллов.

Доказательства выбора заголовка:

Приведены доказательства своего выбора – 1 балл.

Не приведены доказательства своего выбора или приведены неверно – 0 баллов.

Максимально – 2 балла.


2). В каждую группу запишите номер (или номера) соответствующего предложения 2 текста.

Простое неосложнённое предложение: _______________________

Простое предложение, осложнённое однородными членами:________

Сложноподчинённое предложение: ______________________________

Предложение с прямой речью: ________

Ответ:

простое неосложнённое предложение: 1

простое предложение, осложнённое однородными членами: 3, 6, 7

сложноподчинённое предложение: 2, 5

предложение с прямой речью: 8

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 7 баллов.

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.


Р.р. Подготовка к обучающему изложению с элементами сочинения (в форме ОГЭ) о детской дружбе

43

(124)

Пересказ, говорение

1). Подумайте, как можно сжать текст.

(1) Изучение психологии детской дружбы – важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения - важнейшая потребность детей подросткового возраста. (3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь».

2). Используя приемы сжатого изложения, перескажите его.


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения (в форме ОГЭ) о детской дружбе

44

(125)

Монологи-ческое высказыва-ние


Написание сжатого изложение (см. текст выше)


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения (в форме ОГЭ) о детской дружбе

45

(126)

Монологи-ческое высказыва-ние

Прочитайте два текста (см. предыдущие уроки, тексты 1-2), сравните их содержание.

Сформулируйте и напишите значение слова дружба. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Доказывая свой тезис, приведите два примера-аргумента из прочитанных текстов и/или из вашего жизненного опыта.


Наречие

Понятие о наречии

46

(128)


Чтение, пересказ, говорение

1). Как отличить наречия от других частей речи?

2). Прочитайте материал параграфа о наречии и перескажите.

Словообразо-вание наречий

Р.р. Составление рассказа от первого лица

47

(140)


Монологи-ческое высказыва-ние

1). Работа в парах сильный-слабый (составление текста от первого лица с использованием наречий.

2). Устный рассказ от первого лица.


Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвисти-ческую тему

48

(143)

Монологи-ческое высказыва-ние

Составление плана лингвистического рассуждения о наречии по алгоритму.

Конструирование текста-рассуждения на лингвистическую тему о наречии.

Категория состояния

Понятие о категории состояния

49

(144)



Чтение, пересказ, говорение

1).Прочитайте материал параграфа о категории состояния и перескажите.

2). Как отличить категорию состояния от наречий?

2).


Р.р. Описание фотографии. Диалог.

50

(147)

Чтение, пересказ, говорение

Описание фотографии - составление диалога (10 предложений)

Местоиме-ние

Понятие о местоимении.

51

(148)


Чтение, пересказ, говорение

1).Что вы знаете о местоимении?

2).Прочитайте материал параграфа о местоимении и перескажите.


Р.р. Рассказ от первого лица (монолог)

52

(152)

Монологи-ческое высказыва-ние

Упр. 162 (Р.р.) Составить устный рассказ (монолог) от первого лица (10 предложений) по теме «Субботний вечер в нашей семье», используя памятку на с.142 (Р.р.)


Р.р. Пересказ текста с введением цитаты

53

(158)

Говорение.

1).Прочитайте текст.

2).Сформулируйте главную мысль каждого абзаца и запишите её в виде полного предложения

3). Устно перескажите текст, включив в него высказывание Г. Свиридова: «Мусоргский был … певцом России».

1. Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Модест Мусоргский закончил успешно. Началась служба. Она продолжалась бы, наверное, долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским.

В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать, посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» – творческого содружества выдающихся российских композиторов.

Теперь уже главным для Мусоргского становится музыка, и он решает оставить военную службу.

2. Быстро растёт талант композитора. Он сочиняет песни на слова известных поэтов Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты…

С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ.

3. Мусоргский мечтал написать оперу по роману Пушкина «Капитанская дочка». Но воплощению этого замысла помешала преждевременная смерть.


Р.р. Морфологи-ческие средства связи предложений в тексте. Местоимения

54

(159)

Монологи-ческое высказыва-ние

Р.р. п. 15.

Составить текст по данному началу (упр.150)



Р.р. Сочинение –рассуждение с введением цитаты

55

(160)

Монологическое высказыва-ние

Напишите сочинение-рассуждение. Ответьте на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением лингвиста А. Реформатского: "Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» ...выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова"».

Раскройте основные понятия, о которых идёт речь в предложенном высказывании.

Приведите два примера в доказательство своей точки зрения.

Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

56

(174)

Монологи-ческое высказыва-ние и участие в диалоге

1). Упр.167 Р.р. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины современной художницы К.Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

2). Составьте план описания..

3). Устно опишите картину, используя памятку 9 на с.143-144.




Р.р. Сочинение по картине К.Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»

57

(175)

Монологи-ческое высказыва-ние

Напишите по картине рассказ.

Повторение изученного в 6 классе

Повторение изученного в 6 классе. Части речи

58

(184)

Монологи-ческое высказыва-ние, участие в диалоге

Дайте развернутые ответы о всех изученных в 6 классе частях речи.

Р.р. Подготовка к устному собеседованию

59

(185)

Чтение, пересказ, говорение:

монологи-ческое высказыва-ние и участие в диалоге

Вариант I (см. Приложение 3)

Задание 1. Чтение текста. Перед вами фотография А.С. Пушкина в детстве. Выразительно прочитайте текст о лицейских годах поэта вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Задание 2. Пересказ текста

Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание из Устава: «Лицей имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной»… Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 3. Монологическое высказывание

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

1.Опишите фотографию.

2. Расскажите о профессии продавца. Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Задание 4. Диалог. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

Р.р. Подготовка к устному собеседованию

60

(186)


Защита проекта

61

(203)

Монологи-ческое высказыва-ние

Защита проекта: рассказ, показ презентации, сочинение, реферат и т.д.


Защита проекта

62

(204)

Защита проекта: рассказ, показ презентации, сочинение, реферат и т.д.


5. Специальные уроки по подготовке к итоговому собеседованию (уроки работы по развитию устной речи)

- количество занятий -

- тема

- виды деятельности -

- материал (см. раздел «Упражнения»)

































Приложение 1

Критерии оценки грамотности учащегося

Критерии оценки грамотности учащегося

Баллы

Г1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

2

Допущено не более четырёх ошибок

1

Допущено более четырёх ошибок

0

Г2

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено не более четырёх ошибок

1

Допущено более четырёх ошибок

0

Г3

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено не более двух ошибок

1

Допущено более двух ошибок

0

Г4

Речевые ошибки


Речевых ошибок нет, или допущена одна ошибка

3

Допущено не более трёх ошибок

2

Допущено четырё-пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

Максимальное количество баллов

9


Приложение 2

Критерии сочинения-рассуждения

Критерии оценивания ответа

Баллы

I

Содержание сочинения


1

Дан ответ на поставленный вопрос



Ответ на поставленный вопрос дан (в любой из частей сочинения)

1

Нет ответа на поставленный вопрос.

* Если в сочинении отсутствует ответ на поставленный вопрос, то такая работа по всем критериям оценивается 0 баллов

0

2

Аргументация собственного мнения по вопросу


 

Верно приведено одно доказательство, иллюстрирующее собственное мнение

1

 

Доказательство не приведено или не иллюстрирует собственное мнение

0

II

Речевое оформление сочинения




3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


 

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

4


Точность и выразительность речи


 

Работа учащегося характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

* Высший балл по этому критерию учащийся получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа учащегося характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа учащегося характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

 

5

Соблюдение орфографических норм

 


Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено не более двух ошибок 

2

Допущено три-четыре ошибки

1


Допущено более четырёх ошибок

0

6

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено одна–три ошибки

2

Допущено четыре-пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

7

Соблюдение языковых норм



Грамматических ошибок нет

2

Допущено одна-две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

8

Соблюдение речевых норм




Допущено не более одной речевой ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено более трёх ошибок

0

9

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале



Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Итого: 17 баллов





Приложение 3

Работа по подготовке к устному собеседованию

Вариант I

Задание 1. Чтение текста. Перед вами фотография А.С. Пушкина в детстве. Выразительно прочитайте текст о лицейских годах поэта вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Пушкина привез в Царское Село 12 августа 1811 года его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт. Дядя хотел дать Саше достойное образование.

Лицей только что открылся, поступить сюда могли мальчики из высшего дворянского сословия 10-12 лет, выдержавшие вступительные экзамены. Юный Пушкин, происходивший из старинного, хотя и обедневшего дворянского рода, легко выдержал экзамен и оказался одним из 30 избранных, зачисленных на обучение.

Лицей размещался в летней императорской резиденции в Царском Селе и находился под пристальным вниманием царя Александра I.

Жизнь в лицее была интересная, но нелегкая. Устав лицея содержал свод правил, которые предписывали терпимость, понимание, уважение человеческого достоинства, подразумевали высокий долг гражданина и воина и впервые запрещали телесные наказания.

На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

Программа занятий в лицее была обширной. В течение первых 3-х лет ученики должны были пройти полный гимназический курс, а всего обучение длилось 6 лет.

Принятый в лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой - катание на коньках. Учебный год (11 месяцев) прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать лицей в праздничные и воскресные дни.

Здесь не пороли: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.

В лицее были хорошие преподаватели, замечательные друзья. Воспоминания о годах, проведённых в лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.


Задание 2. Пересказ текста

Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание из Устава: «Лицей имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной»… Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.


Задание 3. Монологическое высказывание

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

1.Опишите фотографию.

2. Расскажите о профессии продавца. Не забудьте рассказать,

 о множестве специализаций людей данной профессии;

 какие качества присущи продавцу;

 продать – это просто или сложно?

 любите ли вы делать покупки;

 ваша последняя покупка. Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


Задание 4. Диалог. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

1. Любите ли вы учиться?

2. Назовите любимые предметы в школе.

3. Согласны ли вы с мнением, что роль учителя в жизни ученика велика?

4. Расскажите о своем любимом учителе.

5. Как складываются у вас отношения с одноклассниками?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!