Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №232
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа курса подготовки к олимпиадам
«Школа юного филолога»
(Программа рассчитана на 34 часа)
Программу составила:
учитель русского языка и литературы
высшей категории Масленникова О.М.
Санкт-Петербург
2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школа юного филолога», 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу общеинтеллектуального направления «Школа юного филолога» разработана на основании нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 года и 31.12.2015 года);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Инструктивно-методическое письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержанию внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ» от Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа юного филолога» предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №232. Рабочая программа составлена на основе учебного пособия по языкознанию под редакцией О.Е Дроздова «Основы языкознания для школьников». Факультативный курс. 5-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Е. Дроздова. – М.: Просвещение, 2009.
Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
На изучение курса «Школа юного филолога» в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Курс основан на принципах личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении. Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Актуальность программы определена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам образования, в которых важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов личности.
Цель реализации программы –
развивать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве;
сформировать умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетно нацелить на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализовывать принципы связи обучения с жизнью;
формирование лингвистической компетенции, которая должна стать основой лингвистического мировоззрения обучающихся (необходимого условия для совершенствования в изучении языков, в первую очередь родного).
Основными задачами курса являются:
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
познакомить учащихся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследования;
дать школьникам научное представление о проблематике, связанной с языком человека в целом (происхождение и развитие языка, знаковая природа языка, взаимоотношения языка и общества, отличия языка людей от языка от языка животных, языка от диалекта, а также история письменности);
познакомить учащихся с некоторыми видами классификации языков: естественные и искусственные языки, живые мёртвые языки, гене алогическая классификация языков;
создать условия для социальных проб, приобретения ребенком социального опыта;
организовать наблюдение за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, сопоставлять черновые варианты рукописей и окончательный текст;
Образовательные технологии, используемые при реализации рабочей программы:
Информационно – коммуникационная технология;
Технология критического мышления;
Проектная технология;
Технология проблемного обучения;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы оценки достижения учащимися результатов освоения курса:
- путем проведения входной и итоговой диагностик (контроль изменения показателей) в рамках каждого модуля программы. Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в гимназии.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме устной проверки (устный ответ в виде монологической речи).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Школа юного филолога»
Планируемые результаты. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и ООП ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
положительно относится к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание русского языка, культуры своего народа, своего края, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самореализации на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Метапредметные результаты:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного на значения, ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями;
учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата;
Прогнозируемые результаты обучения
Учащиеся научатся:
планировать и осуществлять работу по отбору информации об учёных – лингвистах;
понимать роль исследователей русского языка в формировании современных представлений о русском языке;
составлять небольшие высказывания на лингвистическую тему, составлять тексты научно-популярного стиля;
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; оформлять результат своей деятельности и представлять её перед аудиторией.
оценивать свою роль в организации совместной деятельности;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата
элементарным способам анализа изучаемых явлений языка
выражать свои мысли в связном повествовании
владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность:
научиться использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах.
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы научно-популярного характера, а также разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре).
проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность).
планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности).
применять знания (использовать способы учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время; пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности; использовать различные информационные средства для саморазвития.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Школа юного филолога»
Раздел I. Язык и наука о нём. Языки народов мира.
Содержание раздела:
Лингвистика-наука о языке. Предмет изучения. Краткие сведения об истории. Связь с другими языками. Язык – знаковая система. Две стороны знака (означающее и означаемое). Знаки и знаковые системы в нашей жизни.
Язык и общество. Их взаимовлияние. Вербальные и невербальные формы общения.
Язык жестов.
Происхождение языка (божественная версия; гипотезы: звукоподражательная, междометная, теория «трудовых выкриков», гипотеза «общественного договора».)
Язык людей и язык животных. Различия в функциях языка людей и сигнальных систем у животных. Понятие об условных и безусловных рефлексах и интеллектуальном поведении.
Живые и мертвые языки. Общие представления о важнейших мертвых языках (санскрит, латинский, древнегреческий, старославянский). Феномен иврита.
Предпосылки возникновения письма (предметное письмо, узелковое письмо, вампум).
Начертательное письмо. Способы расположения знаков при письме. Виды начертательного письма: пиктографическое (рисуночное), идеографическое (символическое), фонографическое (звуко-буквенное). Алфавит.
Раздел II. Система языка.
Содержание раздела:
Фонетический уровень языка. Троякий аспект звуков речи (слышим, произносим, понимаем). Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Артикуляторы и резонаторы. Характеристика звуков с точки зрения артикуляции. Акцент.
Гласные и согласные. Их роль в языках мира. Различия гласных и согласных по месту и способу образования.
Фонема. Варианты фонемы в речевом потоке. Необходимость правильного произношения для передачи нужного смысла.
Ударение. Типы ударений в языках мира. Интонация. Компоненты интонации: движение тона, сила звучания, темп речи и тембр голоса. Тоновые языки.
Соотношение звуков и букв в разных языках. Три основных принципа звуко- буквенного письма: фонематический, фонетический, традиционный. Транскрипция.
Лексическое значение слова. Многозначность. Прямое и переносное значения. Виды переносных значений (перенос по сходству и по смежности).
Омонимы их отличия от многозначных слов. Пути возникновения омонимов. Неполные омонимы: омофоны, омографы, омоформы.
Синонимы. Полная и неполная синонимия. Различия синонимов по оттенкам значения, частоте употребления, сочетаемости, стилистической окраске. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Использование синонимов как выразительное средство.
Антонимы. Слова, у которых могут быть антонимы. Использование антонимов как выразительное средство. Противопоставление значений внутри одного слова.
Фразеологизмы. Их сходство со словами. Фразеологические сращения и фразеологические единства. Пословицы и поговорки. Источники фразеологии. Крылатые слова. Фразеологизмы в разных языках.
Раздел III. Лингвистика – путь к овладению языком.
Стилистические ресурсы языка. Использование различных языковых единиц в стилистических целях. Понятие о функциональных стилях языка. Основные черты и предназначение разговорного. Официально –делового, научного, публицистического и художественного стилей языка.
Язык и речь их отличия и взаимовлияние. Языковая норма и речевые ошибки. Орфоэпическая норм (норма ударения и произношения). Лексическая норма (нарушения, связанные с непониманием значения слова, употребление паронимов, сочетаемостью слов, многословием). Морфологическая норма (употребление форм существительных, образование сравнительной степени прилагательных, личных форм глагола). Синтаксическая норма ( на примере нормы управления).
Исторические изменения в лексике русского литературного языка. Этапы формирования литературного русского языка. Архаизмы, историзмы т неологизмы. Окказионализмы.
Промежуточная аттестация.
Основные формы организации:
- индивидуальные и коллективные (групповые, в парах);
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий;
- коллективное портфолио.
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Виды деятельности:
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Художественное творчество.
Тематическое планирование
№ п/п занятия | Разделы (темы) Темы занятий | Количество часов | Даты проведения занятий |
план | факт |
| Раздел I. Язык и наука о нём. Языки народов мира. | 6 | | |
1 | Лингвистика-наука о языке. | 1 | | |
2 | Язык и общество. Их взаимовлияние. | 1 | | |
3 | Происхождение языка | 1 | | |
4 | Язык людей и язык животных. | 1 | | |
5 | Живые и мертвые языки. | 1 | | |
6 | Предпосылки возникновения письма. | 1 | | |
| Раздел II. Система языка. | 15 | | |
7 | Фонетический уровень языка. | 1 | | |
8 | Гласные и согласные. Их роль в языках мира. | 1 | | |
9 | Фонема. | 1 | | |
10-11 | Ударение. Типы ударений в языках мира. | 2 | | |
12 | Соотношение звуков и букв в разных языках. | 1 | | |
13-14 | Лексическое значение слова | 2 | | |
15 | Омонимы их отличия от многозначных слов. | 1 | | |
16 | Синонимы. Полная и неполная синонимия | 1 | | |
17 | Антонимы. Слова, у которых могут быть антонимы. | 1 | | |
18-21 | Фразеологизмы. Их сходство со словами. | 4 | | |
| Раздел III. Лингвистика – путь к овладению языком. | 13 | | |
21 | Стилистические ресурсы языка. | 1 | | |
22 | Язык и речь их отличия и взаимовлияние | 1 | | |
23-24 | Орфоэпическая норма (норма ударения и произношения). | 2 | | |
25-26 | Лексическая норма | 2 | | |
27-28 | Морфологическая норма | 2 | | |
29-30 | Синтаксическая норма | 2 | | |
31-32 | Исторические изменения в лексике русского литературного языка | 2 | | |
34 | | 1 | | |
КНИГИ
Учебное пособие по языкознанию под редакцией О.Е Дроздова «Основы языкознания для школьников». Факультативный курс. 5-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Е. Дроздова. –М.: Просвещение, 2009. – 318с. ISBN 978-5-09-015896-1.
Календарно - тематический план
№п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) |
план | факт | Учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться |
Раздел I. Язык и наука о нём. Языки народов мира. |
1 | | | Лингвистика-наука о языке. | Предмет изучения. Краткие сведения об истории. Связь с другими языками. Язык – знаковая система. Две стороны знака (означающее и означаемое). Знаки и знаковые системы в нашей жизни. | планировать и осуществлять работу по отбору информации об учёных – лингвистах | научиться использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
2 | | | Язык и общество. Их взаимовлияние. | Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов. | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах |
3 | | | Происхождение языка | Божественная версия; гипотезы: звукоподражательная, междометная, теория «трудовых выкриков», гипотеза «общественного договора». | элементарным способам анализа изучаемых явлений языка | создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы научно-популярного характера, а также разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре |
4 | | | Язык людей и язык животных. | Различия в функциях языка людей и сигнальных систем у животных. Понятие об условных и безусловных рефлексах и интеллектуальном поведении. | обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; оформлять результат своей деятельности и представлять её перед аудиторией | планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности) |
5 | | | Живые и мертвые языки. | Общие представления о важнейших мертвых языках (санскрит, латинский, древнегреческий, старославянский). Феномен иврита. | составлять небольшие высказывания на лингвистическую тему, составлять тексты научно-популярного стиля | освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах |
6 | | | Предпосылки возникновения письма. | Предметное письмо, узелковое письмо, вампум). Начертательное письмо. Способы расположения знаков при письме. Виды начертательного письма: пиктографическое (рисуночное), идеографическое (символическое), фонографическое (звуко-буквенное). Алфавит. | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность) |
Раздел II. Система языка. |
7 | | | Фонетический уровень языка | Троякий аспект звуков речи (слышим, произносим, понимаем). Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Артикуляторы и резонаторы. Характеристика звуков с точки зрения артикуляции. Акцент. | элементарным способам анализа изучаемых явлений языка | освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах |
8 | | | Гласные и согласные. Их роль в языках мира. | Различия гласных и согласных по месту и способу образования. | владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи | создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы научно-популярного характера, а также разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре |
9 | | | Фонема. Варианты фонемы в речевом потоке. | Варианты фонемы в речевом потоке. Необходимость правильного произношения для передачи нужного смысла. | понимать роль исследователей русского языка в формировании современных представлений о русском языке | планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности) |
10-11 | | | Ударение. Типы ударений в языках мира. | Интонация. Компоненты интонации: движение тона, сила звучания, темп речи и тембр голоса. Тоновые языки. | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | применять знания (использовать способы учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время; пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности; использовать различные информационные средства для саморазвития |
12 | | | Соотношение звуков и букв в разных языках. | Три основных принципа звуко- буквенного письма: фонематический, фонетический, традиционный. Транскрипция. | планировать и осуществлять работу по отбору информации | освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах |
13-14 | | | Лексическое значение слова | Многозначность. Прямое и переносное значения. Виды переносных значений (перенос по сходству и по смежности). | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность) |
15 | | | Омонимы их отличия от многозначных слов. | Пути возникновения омонимов. Неполные омонимы: омофоны, омографы, омоформы. | составлять небольшие высказывания на лингвистическую тему, составлять тексты научно-популярного стиля | создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы научно-популярного характера, а также разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре |
16 | | | Синонимы. Полная и неполная синонимия | Различия синонимов по оттенкам значения, частоте употребления, сочетаемости, стилистической окраске. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Использование синонимов как выразительное средство. | владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи | планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности) |
17 | | | Антонимы. Слова, у которых могут быть антонимы. | Использование антонимов как выразительное средство. Противопоставление значений внутри одного слова. | понимать роль исследователей русского языка в формировании современных представлений о русском языке | применять знания (использовать способы учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время; пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности; использовать различные информационные средства для саморазвития |
18-21 | | | Фразеологизмы. Их сходство со словами. | Их сходство со словами. Фразеологические сращения и фразеологические единства. Пословицы и поговорки. Источники фразеологии. Крылатые слова. Фразеологизмы в разных языках. | обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; оформлять результат своей деятельности и представлять её перед аудиторией | освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах |
Раздел III. Лингвистика – путь к овладению языком. |
22 | | | Стилистические ресурсы языка | Использование различных языковых единиц в стилистических целях. Понятие о функциональных стилях языка. Основные черты и предназначение разговорного. Официально –делового, научного, публицистического и художественного стилей языка. | элементарным способам анализа изучаемых явлений языка | создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные учебные темы научно-популярного характера |
23 | | | Язык и речь их отличия и взаимовлияние | Языковая норма и речевые ошибки. Орфоэпическая норм (норма ударения и произношения). | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность) |
24-25 | | | Орфоэпическая норма (норма ударения и произношения). | Норма ударения и произношения. | обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; оформлять результат своей деятельности и представлять её перед аудиторией | планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности) |
26-27 | | | Лексическая норма | Нарушения, связанные с непониманием значения слова, употребление паронимов, сочетаемостью слов, многословием. | составлять небольшие высказывания на лингвистическую тему, составлять тексты научно-популярного стиля | применять знания (использовать способы учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время; пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности; использовать различные информационные средства для саморазвития |
28-29 | | | Морфологическая норма | Употребление форм существительных, образование сравнительной степени прилагательных, личных форм глагола. | осуществлять рефлексию своей деятельности и её результата | приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями |
30-31 | | | Синтаксическая норма | Синтаксическая норма (на примере нормы управления). | владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи | проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность) |
32-33 | | | Исторические изменения в лексике русского литературного языка | Этапы формирования литературного русского языка. Архаизмы, историзмы т неологизмы. Окказионализмы. | планировать и осуществлять работу по отбору информации | приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями |
34 | | | Промежуточная аттестация | | | |