Программа
подготовки воспитанников к самостоятельной жизни
«Уверенными шагами в счастливое завтра»
Срок реализации: 2 года.
Целевая группа: от 14 до 23лет.
Составитель:
Г.Я. Мауль - зам. директора по ВРР.
ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»
2018 год
Программа предназначена для формирования знаний и практических навыков, необходимых воспитанникам Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее Центр) в будущей самостоятельной жизни.
Паспорт программы
Образовательное учреждение | Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
Название Программы | Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Уверенными шагами в счастливую жизнь» |
Направленность Программы | Комплексная |
Составители Программы | зам. директора по ВРР. |
Сроки реализации | 2 года |
Участники Программы | Воспитанники СРЦН |
Кадровое обеспечение Программы | - администрация - воспитатели - младшие воспитатели - медработники - психологи - социальный педагог - педагог-организатор - приглашенные специалисты |
Социальный статус детей | Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и опасном положении. |
Организация деятельности педагогов:
Программа предназначена для воспитанников в возрасте 14-23 лет, рассчитана на 2 года. Групповые занятия с воспитанниками организуются2 раза в неделю (в каникулярный период – 4 раза в неделю). Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Работа по данной Программе происходит на предварительно спланированных целенаправленных занятиях. При необходимости повторяется ранее изученный материал.
Программа предполагает творческий подход в процессе реализации. Используя ее вариативность, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.
Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников могут быть проведение тестирования среди воспитанников, игровые занятия. Кроме того, качество работы по Программе будет видно и в процессе жизнедеятельности в Центре: общение воспитанников в повседневной жизни.
Для эффективного решения задач программы необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
Пояснительная записка
Данная программа реализуется для целевых групп:
Воспитанники организаций для детей – сирот, обучающиеся в общеобразовательных организациях, за два года до выпуска.
Воспитанники организаций для детей – сирот, обучающиеся в организациях профессионального образования.
Лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – выпускники организаций для детей – сирот.
Актуальность проблемы.
Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания. У выпускников реабилитационных центров - масса проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:
– негативное отношение окружающих к детям данной категории;
– неприспособленность выпускников к самостоятельной жизни;
– межличностные взаимоотношения;
– профессиональная ориентация воспитанников .
Задача Центра — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников Центра является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у воспитанников опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Реализация программы
Цель программы: подготовка воспитанников Центра к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.
Задачи программы
• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений). Создание условий для позитивной социализации воспитанников и выпускников Центра.
• Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей. Содействие воспитанникам и выпускникам в определении жизненных планов на этапе выхода в самостоятельную жизнь и первичной адаптации к новым условиям
• Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).
• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни. Снижение уровня социальных девиаций среди воспитанников и выпускников.
• Формирование правовой культуры.
• Развитие познавательного интереса.
• Формирование экономического мышления.
Материальное обеспечение
• Помещение для занятий;
• Техническое оснащение (компьютер, проектор);
• Канцелярские товары.
Формы работы
• Групповые;
• Индивидуальные.
Методы работы
Этапы программы
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационный:
• Реализация системы занятий по программе.
3 этап – Основной:
• Реализация плана работы.
• Практикумы.
4 этап – Заключительный:
• Совместный анализ занятий со специалистами Центра, принимающими участие в реализации программы.
• Обобщение опыта реализации программы.
• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы.
• Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.
Целенаправленно реализуя все направления Программы, Центр выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:
- решение проблемы социальной адаптации в обществе, предупреждение правонарушений воспитанников и выпускников;
- повышение качества жизни и социальной защищенности воспитанников и выпускников;
- повышение учебной и профессиональной мотивации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот к обучению в организациях профессионального образования;
- увеличение числа выпускников, успешно адаптированных в новых социальных условиях;
- сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
- увеличение числа выпускников, трудоустроенных по полученным специальностям.
Учебно - тематическое планирование
1 направление – подготовка воспитанников организаций для детей – сирот, обучающихся в общеобразовательных организациях, за два года до выпуска.
(402 ч.)
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Разделы/темы | Кол-во часов | Формы работы | Ответственные исполнители |
Правовая грамотность. Занятие- презентация «Кто может защитить твои права при выходе из Центра?» «Имущественные права несовершеннолетних» «Гарантии, установленные законодательством о получении образования несовершеннолетними» «Порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа, статус жилья» «Какие последствия наступают за совершение правонарушений несовершеннолетними» 6.Главная книга страны. Конституция РФ. Основные права человека. 7.«Президент России – глава государства. Полномочия и функции Президента РФ.» «Зачем нам необходимо знать законы?» «Виды юридической ответственности». Практикум «Мы устраиваемся на работу». «Заявление. Умение правильно составлять» «Семейное право. Семейный кодекс». Деловая игра «Сделки и договоры». «Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан» «Понятие брак по семейному законодательству.» «Правовая культура. Правовая антикультура.» «Понятие и формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство». «Основные юридические профессии» «Мои права и обязанности. Час общения» «Знакомство с юридическими профессиями» | 20 ч. | Занятия групповые и индивидуальные. Презентации. Деловые игры. Экскурсии. Занятия в детских объединениях. Встречи с сотрудниками «Централизованной библиотечной системой» г.о. Октябрьска. Встречи с представителями юридических профессий. Встречи со студентами юридических университетов. | Воспитатели, соц. педагог, педагог- психолог, зам. директора по ВРР, ст. инспектор ГДН. В рамках взаимодействия: сотрудники юридических организаций, Депутат городской думы Кульпанлв В.Г. |
Социальная и бытовая адаптации. Занятия в детских объединениях «Хозяюшка» и «Трудолюбик». «Позабочусь о себе сам» «Режим дня и личная гигиена» «Порядок в моем гардеробе» «Большая стирка» «Волшебный утюг» «Без труда нет добра» «Мой дом – моя крепость» «Чистота – залог здоровья» Трудовые поручения. «Семейный бюджет» «Личная гигиена подростка» «Роль гаджетов в нашей жизни – хорошо или плохо?» Участие в социальной акции «От сердца к сердцу» «Понятия "рынок", "товар", "деньги","инфляция", безработица" | 26 ч. 13 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Коммуникативные навыки 1.Занятия в детском объединении «Мир театра» 2.Занятия в детском объединении «Юный журналист» 3. «Как быть общительным?» 4. «Давайте познакомимся» 5. «Поляна счастливого детства» 6. «Ты не один» 7. «Жить в мире с собой» | 24 ч. 27 ч. 5 ч. | Занятия групповые и индивидуальные. Презентации. Деловые игры. Экскурсии. Занятия в детских объединениях. Встречи с сотрудниками «Централизованной библиотечной системой» г.о. Октябрьска. Совместные мероприятия с Домом молодежных организаций. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Духовная нравственность и семейные ценности. Участие в конкурсе «Возродим Русь святую». Занятие в детском объединении «Моя малая Родина» Участие в добровольческом волонтерском отряде «Дорогою добра». «Человек и его предназначение». «Подросток и религиозные секты» «Небо общее для всех» «Рождественский бал» «Семья – это то, что с тобою всегда» «Батюшка Серафим» Житие святых. -
| 20 ч. 28 ч. 14 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Гражданско-патриотическое воспитание Занятия в кадетском клубе им. 767 артиллерийского полка. Занятия в детском объединении «Честь и слава тебе, Россия» «Зарница» Участие в акции «Читаем детям о войне» Участие в акции «Бессмертный полк» «Память сердца» «Дети ВОВ.» «Воины –интернационалисты» | 41 ч. 11 ч. 8 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Здоровье и безопасность Участие в акции «Безопасность детства» Работа по программе по профилактике суицидального поведения «Ценность жизни» Участие в спорт. Секции «Волейбол», «Футбол» Занятия в детском объединении «Спортивный мир» «Здоровье не купишь – его разум дарит» «Твоя безопасность» «Счастливый случай» «Безопасность на улице» «Предупреждение детского травматизма» «Здоровые зубки – красивая улыбка» «Мы ребята лучше всех, нас в футболе ждет успех» «Что нужно знать о ВИЧ –инфекции?» «Безопасность в социальных сетях» «Первая помощь Не навреди другому» | 3 ч. 15 ч. 27 ч. 10ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Профилактика асоциального поведения. Работа по программе по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения «Выбор» «О вреде курения поговорим» «Очень страшно – рядом наркомания» «Курение. Курительные смеси. Спайс» «Мой выбор – жизнь» Методика «Сказкотероапия» «Наркомания – жизнь до и после» «Осторожно: экстремизм» «Шаг в пропасть» «Сигареты не конфеты» «Скажем нет наркотикам» «13 причин не делать тату» | 32ч. 11 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. Занятия по методике «Сказкотерапия» | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. Ст. инспектор ГДН. |
Выбираем профессию Экскурсии в проф. Образовательные организации. Встречи с людьми разных профессий. «Мир профессий и твое место в нем» «Кто работает на железной дороге?» Коллаж «Таким я хочу быть» «Профессии будущего» «Все профессии важны» «Что я умею и чего хочу достичь» | 8 ч. 16 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Культурно-досуговая деятельность Занятия в детских объединениях «В мире творчества», «Разноцветный мир», «Заплатка», «Эрудит», «Литературный клуб», «Домисоль – ка» «Хиханьки да хаханьки» «Новогодняя сказка» «Джентльмен – шоу» «Милым дамам посвящается» «Пока мы помним, вы живы в наших сердцах» | 38ч. 5 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Итого: | 402ч. | | |
2 направление – сопровождение воспитанников организаций для детей – сирот, обучающихся в организациях профессионального образования.
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Разделы/темы | Кол-во часов | Формы работы | Ответственные исполнители |
Правовая грамотность. 1.Занятие- презентация «Кто может защитить твои права при выходе из Центра?» 2.«Имущественные права несовершеннолетних» 3.«Гарантии, установленные законодательством о получении образования несовершеннолетними» 4.«Порядок предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа, статус жилья» 5.«Какие последствия наступают за совершение правонарушений несовершеннолетними» 6.Главная книга страны. Конституция РФ. Основные права человека. 7.«Президент России – глава государства. Полномочия и функции Президента РФ.» 8.«Зачем нам необходимо знать законы?» 9.«Виды юридической ответственности». 10.Практикум «Мы устраиваемся на работу». 11.«Заявление. Умение правильно составлять» 12«Семейное право. Семейный кодекс». 13.Деловая игра «Сделки и договоры». 14.«Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан» 15.«Понятие брак по семейному законодательству.» 16.«Правовая культура. Правовая антикультура.» 17.«Понятие и формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство». 18.«Основные юридические профессии» 19.«Мои права и обязанности. Час общения» 20.«Знакомство с юридическими профессиями» | 20 ч. | Занятия групповые и индивидуальные. Презентации. Деловые игры. Экскурсии. Занятия в детских объединениях. Встречи с сотрудниками «Централизованной библиотечной системой» Встречи с представителями юридических профессий. Встречи со студентами юридических университетов. | Воспитатели, соц. педагог, педагог- психолог, зам. директора по ВРР, ст. инспектор ГДН. В рамках взаимодействия: сотрудники юридических организаций, |
Социальная и бытовая адаптации. Занятия в детских объединениях «Хозяюшка» и «Трудолюбик». 1.«Позабочусь о себе сам» 2.«Режим дня и личная гигиена» 3.«Порядок в моем гардеробе» 4.«Большая стирка» 5.«Волшебный утюг» 6.«Без труда нет добра» 7.«Мой дом – моя крепость» 8.«Чистота – залог здоровья» 9.Трудовые поручения. 10.«Семейный бюджет» 11.«Личная гигиена подростка» 12.«Роль гаджетов в нашей жизни – хорошо или плохо?» 13.Участие в социальной акции «От сердца к сердцу» 14.«Понятия "рынок", "товар", "деньги","инфляция", безработица" | 26 ч. 13 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Коммуникативные навыки 1.Занятия в детском объединении «Мир театра» 2.Занятия в детском объединении «Юный журналист» 3. «Как быть общительным?» 4. «Давайте познакомимся» 5. «Поляна счастливого детства» 6. «Ты не один» 7. «Жить в мире с собой» | 24 ч. 27 ч. 5 ч. | Занятия групповые и индивидуальные. Презентации. Деловые игры. Экскурсии. Занятия в детских объединениях. Встречи с сотрудниками «Централизованной библиотечной системой» Совместные мероприятия с Домом молодежных организаций. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Духовная нравственность и семейные ценности. Участие в конкурсе «Возродим Русь святую». Занятие в детском объединении «Моя малая Родина» Участие в добровольческом волонтерском отряде «Дорогою добра». 1.«Человек и его предназначение». 2.«Подросток и религиозные секты» 3.«Небо общее для всех» 4.«Рождественский бал» 5.«Семья – это то, что с тобою всегда» 6.«Батюшка Серафим» Житие святых. | 12 ч. 28 ч. 6 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Гражданско-патриотическое воспитание 1.Занятия в кадетском клубе им. 767 артиллерийского полка. 2.Занятия в детском объединении «Честь и слава тебе, Россия» 3.«Зарница» 4.Участие в акции «Читаем детям о войне» 5.Участие в акции «Бессмертный полк» 6.«Память сердца» 7.«Дети ВОВ.» 8.«Воины –интернационалисты» | 21 ч. 11 ч. 8 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Здоровье и безопасность Участие в акции «Безопасность детства» Работа по программе по профилактике суицидального поведения «Ценность жизни» Участие в спорт. Секции «Волейбол», «Футбол» Занятия в детском объединении «Спортивный мир» 1.«Здоровье не купишь – его разум дарит» 2.«Твоя безопасность» 3.«Счастливый случай» 4.«Безопасность на улице» 5.«Предупреждение детского травматизма» 6.«Здоровые зубки – красивая улыбка» 7.«Мы ребята лучше всех, нас в футболе ждет успех» 8.«Что нужно знать о ВИЧ –инфекции?» 9.«Безопасность в социальных сетях» 10«Первая помощь Не навреди другому» | 3 ч. 10 ч. 27 ч. 10ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Профилактика асоциального поведения. Работа по программе по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения «Выбор» 1.«О вреде курения поговорим» 2.«Очень страшно – рядом наркомания» 3.«Курение. Курительные смеси. Спайс» 4.«Мой выбор – жизнь» 5.Методика «Сказкотероапия» 6.«Наркомания – жизнь до и после» 7. «Осторожно: экстремизм» 8.«Шаг в пропасть» 9.«Сигареты не конфеты» 10«Скажем нет наркотикам» 11.«13 причин не делать тату» | 22ч. 11 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты. Занятия по методике «Сказкотерапия» | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. Ст. инспектор ГДН. |
Культурно-досуговая деятельность Занятия в детских объединениях «В мире творчества», «Разноцветный мир», «Заплатка», «Эрудит», «Литературный клуб», «Домисоль – ка» 1.«Хиханьки да хаханьки» 2.«Новогодняя сказка» 3.«Джентльмен – шоу» 4.«Милым дамам посвящается» 5.«Пока мы помним, вы живы в наших сердцах» | 18ч. 5 ч. | Практические занятия. Занятия групповые и индивидуальные. Экскурсии. Занятия в детских объединениях 2 раза в неделю. Форсайт- игры. Тренинги. Беседы – диспуты | Педагог доп. образования. Воспитатели, педагог-психолог. Зам. директора по ВРР. Приглашенные гости. |
Итого: | 307 ч. | | |