СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Поколение лидеров"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДООП "Поколение лидеров" социально-гуманитарная направленность, для детей 14-18 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Поколение лидеров"»

Содержание:



Раздел 1

«Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты»


1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

6

1.4.

Планируемые результаты

10

Раздел 2

«Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»


2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

18

2.3.

Формы аттестации

19

2.4.

Оценочные материалы

19

2.5.

Методические материалы

19

2.6.

Список литературы

21

2.7.

Программа воспитания

28



























Раздел 1

«Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты»


1.1. Пояснительная записка


Программа «Поколение лидеров» разработана с учетом нормативно-методических основ, изложенных в следующих документах:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...».

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций".

5.Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678 - р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.

7. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» от 01 января 2021 г.

8. Национальный проект «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. №16)

9. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019г. №467)

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

11. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» 15.07.2021г.

12. Стратегия цифровой трансформации образования. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021г. № 3427 – р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242.

14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.

15. Устав МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир».

  • Направленность дополнительной общеобразовательной программы


социально-педагогическая

  • Новизна программы


Вся деятельность в программе основывается на принципе: «Я-Ищущий и Дарящий, Я – Учитель и ученик, Воспитатель и Воспитанник» - способствующий развитию творческого начала в ребенке, его лидерской и познавательной активности и строится с учетом существующих проблем.

  • Актуальность программы


состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию. Кроме того, содержание программы может способствовать профессиональному самоопределению, так как изучаемые темы дают знания и умения, а также позволяют сформировать навыки организаторской деятельности.

  • Педагогическая целесообразность


В основу программы положены идеи гуманистической педагогики и психологии, выработанные учёными О.С Газманом, И.П. Ивановым, С.А. Шмаковым:

- гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение к личности обучающегося, терпимость к мнению детей, создание ситуаций успеха;

- индивидуально-личностный подход: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого подростка;

- природосообразность: человек – часть природы; рождение, развитие, взросление его происходит закономерно, по своим «биологическим часам»; каждый ребенок – уникальное творение природы со своими задатками, способностями, возможностями;

- культуросообразность: опора на национальные особенности, культуру и национально-этническую обрядность;

- дифференциация: отбор форм, методов и содержания занятий в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

  • Отличительная особенность программы


Отличие данной программы от размещенной в свободном доступе сети интернет программы «Кайдзен» в том, что методика работы с учащимися строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к ответственному отношению при выполнении заданий.

  • Адресат программы


учащиеся 14-17 лет

  • Уровень программы


базовый

  • Объем программы


144 часа

  • Срок реализации:


1 год

  • Форма обучения


очная

  • Режим занятий


время обучения- 2 раза в неделю в течение 2 часов;

число и продолжительность занятия в день-2 часа по 40 минут

  • Особенности организации образовательного процесса


основной состав объединения:

сформированные разновозрастные группы;

состав группы-постоянный;

занятия-групповые;

виды занятий:

практические занятия;

деловые и ролевые игры;

выполнение самостоятельной работы

1.2. Цель и задачи программы

  • Цель:


выявление и стимулирование «лидерских» способностей старших школьников, подготовка лидеров – подростков, которые способны стать активным творческим элементом любой воспитательной системы.

  • Задачи программы:

  • образовательные

  • формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, необходимых для успешной самореализации и социальной адаптации старших подростков с лидерскими способностями;

  • личностные

  • формирование представления о лидерстве как о личностно- и социально-значимой категории;

  • метапредметные

  • развитие способности к самостоятельному принятию решений, чувства ответственности за свою деятельность и поступки.

1.3. Содержание программы

Учебный план

общеобразовательной общеразвивающей программы

«Поколение лидеров».


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Все

го

Теория

Практика


1.

Модуль 1.

Лидерство. Коллектив и лидер.

22

11

11

беседа

2.

Модуль 2.

Структура, функции и средства общения.

30

15

15

индивидуаль-

ный опрос


3.

Модуль 3.

Лидерство и менеджмент.

18

9

9

фронтальный опрос

4.

Модуль 4.

Психология делового общения.

12

6

6

анкетирование

5.

Модуль 5.

Инструментарий лидера-организатора.

34

17

17

творческое задание

6.

Модуль 6.

Саморазвитие личности.

8

4

4

самостоятельная работа

7.

Модуль 7.

Знакомство с кайдзен-технологиями.

4

2

2

наблюдение

8.

Модуль 8.

Инструменты бережливых технологий.

16

8

8

тестирование



Итого:

144

72

72




Содержание учебного плана:

Модуль 1. Лидерство. Коллектив и лидер. (22 часа).


Теория:

Предмет, цель и задачи программы «Лидер». Понятия «лидер», «лидерство».

Портрет лидера. Азбука качеств лидера.

Типология лидерства. Классификация лидерства.

Саморазвитие лидера. Организаторские способности.

Имидж лидера.

Стили лидерства и руководства.

План в работе лидера и коллектива. Планирование деятельности коллектива.

Основные признаки и принципы формирования коллектива.

Этапы развития коллектива. Типы групп.

Межличностное взаимодействие в коллективе. Методы изучения межличностных отношений.

Структура детского объединения и методы её изучения.

Практика:

Игры на знакомство.

Тестирование «Лидер ли я».

Ролевая игра «Если бы…»

Круглый стол «Кто и почему становится лидером?».

Дебаты «Удачный имидж».

Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера.

Творческая мастерская «Включайся!».

Игра на формирование коллектива «Комплимент соседу».

Анкета «Продолжи предложение».

Игры на взаимодействие. Тренинг на сплочённость.

Ролевая игра «Серьёзный проступок». Анкета «Коллектив».

Игра «Шерлок Холмс». Ролевая игра «Воздушный шар».

Модуль 2. Структура, функции и средства общения. (30 часов).


Теория:

Общение. Структура и средства общения.

Невербальные средства общения.

Речевые средства общения.

Позиции в общении.

Стили общения. Манипулирование.

Понятие личного влияния.

Типы личного влияния. Власть и лидерство.

Приёмы расположения к себе. Самопрезентация.

Маски настроения.

Механизмы межличностного восприятия.

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

Активное и пассивное слушание.

Психологические защиты. Барьеры в общении.

Этика и этикет.

Организаторская этика лидера.

Практика:

Тестирование «Общительный ли вы человек?».

Игра «язык мимики и жестов».

Игра «Интервью». Тест «Ваш стиль общения».

Круглый стол «Стиль общения – стиль работы».

Игра «Секреты управленческого общения».

Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера.

Промежуточный тест.

Ролевая игра «Учусь говорить нет».

Игра «Вопрос-мяч-ответ».

Игра «Сказка по кругу».

Работа с доп.литературой.

Игра «На эмоциях».

Ролевая игра «Крокодил».

Тест «Барьеры в общении».

Разработка «Кодекса чести» лидера. Круглый стол «Этика. Этикет. Нормы морали».

Практические задания: «Деловые переговоры», «Телефонный разговор».

Модуль 3. Лидерство и менеджмент. (18 часов).


Теория:

Лидерство и менеджмент: разумное равновесие.

Роль менеджера и его задачи.

Менеджер и лидер: два типа личности.

Процесс принятия управленческих решений.

Тайм-менеджмент в жизни лидера.

Стратегический менеджмент.

Стратегия влияния лидера на последователя.

Концепции лидерства. Я – лидер будущего.

Политическое лидерство. Выборы.

Круглый стол «Политика – добро или зло». Игра «Выборы».

Практика:

Тест «Можешь ли ты быть руководителем?». Игра «3 минуты».

Самопрезентация «Моё лидерское кредо».

Круглый стол «Групповой анализ проблемных ситуаций».

Экспресс-студия «День из жизни лидера».

Круглый стол «Время и мы». Упражнение «Колесо жизни».

Самопрезентация «Моя стратегия».

Упражнение на определение типов стратегий последователей.

Упражнения на ситуационное лидерство.

Модуль 4. Психология делового общения. (12 часов).


Теория:

Деловая беседа.

Психологические особенности публичного выступления.

Коллектив и личность.

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

Развитие навыков уверенного отказа.

Управленческие решения.

Практика:

Подготовка литературно-творческой работы «Моё резюме».

Практикум «Импровизация».

Маршрутная игра «Паровозик».

Разработка атрибутики коллектива.

Игра «Обратная связь».

Ролевая игра «Взаимная коррекция».

Модуль 5. Инструментарий лидера-организатора. (34 часа).


Теория:

Техника безопасности проведения массовых мероприятий.

Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе.

Базовое ораторское искусство организатора.

Методика организации игровых программ. Функции игры.

Технология подготовки и проведения игр.

Игровые программы для разных возрастов.

Деловая игра.

PR массовых мероприятий.

Ученическое самоуправление и волонтёрство. Правовое поле школьника.

История возникновения методики КТД.

Методика подготовки и проведения КТД.

Характеристика детских СМИ России, работа с сайтами детских объединений в интернете.

Работа корреспондента.

Методика работы пресс-центра детского объединения, школы.

Подготовка и выпуск продуктов СМИ.

Современное детское движение. Ученическое самоуправление как вид детского движения.

Программы деятельности детских общественных объединений, включенных в федеральный реестр.

Практика:

Работа со справочной литературой.

Работа с доп.литературой, поиск информации по теме.

Игра «Пойми меня», «Речь без слов».

Организации КТД в группе сверстников.

Мозговой штурм «Коллективное планирование».

Организация КТД для участников объединения.

Ролевая игра «Стройка».

Ролевая игра «В нашей компании…».

Тестирование «Самоуправление».

Работа с доп.литературой.

Разработка КТД.

Круглый стол «Роль СМИ в нашей жизни».

Выпуск информационного листка.

Круглый стол «Какой должна быть детская газета?».

Выпуск газеты-открытки.

Конференция «Общение с представителем детского шк.объединения».

Круглый стол «Общение с вожатыми».

Модуль 6. Саморазвитие личности. (8 часов).


Теория:

Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

Прояснение ценностно-мотивационной сферы и её развитие.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Развитие уверенности в себе.

Практика:

Ролевая игра «Путь».

Тестирование «Мотивация».

Творческое задание «О чём я мечтаю».

Игра «Я хочу=Я могу».

Модуль 7. Знакомство с кайдзен-технологиями. (4 часа).


Теория:

Основные понятия и методы кайдзен-технологий.

Содержание процесса кайдзен.

Практика:

Тестирование «Метод или понятие?».

Составление терминологического словаря «Понятия кайдзен».

Модуль 8. Инструменты бережливых технологий. (16 часов).


Теория:

Инструмент 5 S.

Визуализация.

Стандарты и стандартизация.

5 почему.

Диаграмма Исикава.

Формат А3.

Визуальное управление.

Колесо Деминга.

Практика:

Применение инструмента 5 S дома и на своем рабочем месте. Игра «Цифры».

Разработка разрешающих и запрещающих знаков для работы в группе.

Игра «Свинья стандартов». Разработка стандартов работы экокласса.

Решение поставленной проблемы с помощью инструмента «5 почему».

Работа с диаграммой Исикава.

Решение поставленной задачи с помощью формата А3.

Отражение этапов работы и их выполнения на доске канбан.

Работа с колесом Деминга. Итоговый тест.

1.4.Планируемые результаты

  • Предметные результаты:


в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поколение лидеров» учащиеся должны знать:

- основные понятия, методы и инструменты кайдзен;

- лидерскую терминологию;

- основы организации самоуправления в коллективе;

- этапы создания общественного объединения;

- стили руководства и стадии развития коллектива;

- виды и формы деятельности общественных объединений;

- игры различной направленности.

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поколение лидеров» обучающиеся должны уметь:

- своевременно и с наибольшей возможной эффективностью и результатом применять основные понятия, методы и инструменты кайдзен;

- реализовать полученные знания, умения и навыки в социально значимой деятельности и культуросообразном досуге в своих школах, по месту жительства и других постоянных или временных объединениях.

  • Личностные результаты:


учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:

владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую;

правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности;

навыками коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);

алгоритмами организации и проведения малых и массовых форм воспитательной

навыками организации работы инициативных и творческих групп;

диагностическими навыками: индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива;

  • Метапредметные результаты:


в результате освоения данной общеобразовательной общеразвивающей программы учащийся приобретет и усвоит следующие знания, навыки и умения:


  • умения применять полученные знания на практике, подбирать средства и методы решения поставленных задач через воспитание целеустремленности, собранности, желания помогать другим;

  • коммуникативные навыки, которые обеспечат не только способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, но и сформируют мотивацию к соблюдению принципов психологии, нацелят на составление собственной программы здоровья.


Раздел 2

«Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»


2.1. Календарный учебный график


I полугодие


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Т - теория

П - практика

Модуль 1. Лидерство. Коллектив и лидер.

(22 часа, из них 11 теории, 11 практики).


Символы Российской Федерации.

Понятие «лидер». Современное понимание лидерства.

Игры на знакомство.

2


Т




П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Портрет лидера. Азбука качеств лидера.

Тестирование

«Лидер ли я».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Типология лидерства. Классификация лидерства.

Ролевая игра «Если бы…»

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Саморазвитие лидера. Организаторские способности.

Круглый стол «Кто и почему становится лидером?».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Имидж лидера.

Дебаты «Удачный имидж».

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Стили лидерства и руководства.

Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


План в работе лидера и коллектива. Планирование деятельности коллектива.

Творческая мастерская «Включайся!».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Основные признаки и принципы формирования коллектива.

Игра на формирование коллектива «Комплимент соседу». Анкета «Продолжи предложение».

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, наблюдение, анкетирование.


Этапы развития коллектива. Типы групп.

Игры на взаимодействие. Тренинг на сплочённость.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Межличностное взаимодействие в коллективе. Методы изучения межличностных отношений.

Ролевая игра «Серьёзный проступок». Анкета «Коллектив».

2


Т

П

кабинет №5


Беседа, творческое задание, анкетирование.


Структура детского объединения и методы её изучения.

Игра «Шерлок Холмс». Ролевая игра «Воздушный шар».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.

Модуль 2. Структура, функции и средства общения.

(30 часов, из них 15 теория, 15 практика).


Общение. Структура и средства общения.

Тестирование «Общительный ли вы человек?».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование


Невербальные средства общения.

Игра «язык мимики и жестов».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Речевые средства общения.

Игра «Интервью». Тест «Ваш стиль общения».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование


Позиции в общении.

Круглый стол «Стиль общения – стиль работы».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Стили общения. Манипулирование.

Игра «Секреты управленческого общения».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Понятие личного влияния.

Ролевые игры на развитие личностных качеств лидера.

Промежуточный тест.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа,

наблюдение, тестирование

II полугодие


Типы личного влияния. Власть и лидерство.

Ролевая игра «Учусь говорить нет».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Приёмы расположения к себе. Самопрезентация.

Игра «Вопрос-мяч-ответ».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Маски настроения.

Игра «Сказка по кругу».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Механизмы межличностного восприятия.

Работа с доп.литературой.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Конструктивное общение. Контроль эмоций.

Игра «На эмоциях».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Активное и пассивное слушание.

Ролевая игра «Крокодил».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Психологические защиты. Барьеры в общении.

Тест «Барьеры в общении».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование


Этика и этикет.

Разработка «Кодекса чести» лидера. Круглый стол «Этика. Этикет. Нормы морали».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение, творческое задание.


Организаторская этика лидера.

Практические задания: «Деловые переговоры», «Телефонный разговор».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.

Модуль 3. Лидерство и менеджмент.

(18 часов, из них 9 теория, 9 практика).


Лидерство и менеджмент: разумное равновесие.

Тест «Можешь ли ты быть руководителем?». Игра «3 минуты».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование, наблюдение.


Роль менеджера и его задачи.

Самопрезентация «Моё лидерское кредо».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Менеджер и лидер: два типа личности.

Круглый стол «Групповой анализ проблемных ситуаций».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Процесс принятия управленческих решений.

Экспресс-студия «День из жизни лидера».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Тайм-менеджмент в жизни лидера.

Круглый стол «Время и мы». Упражнение «Колесо жизни».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Стратегический менеджмент.

Самопрезентация «Моя стратегия».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Стратегия влияния лидера на последователя.

Упражнение на определение типов стратегий последователей.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Концепции лидерства. Я – лидер будущего.

Упражнения на ситуационное лидерство.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Политическое лидерство. Выборы.

Круглый стол «Политика – добро или зло». Игра «Выборы».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.

Модуль 4. Психология делового общения.

(всего 12 часов, из них 6 теория, 6 практика)


Деловая беседа.

Подготовка литературно-творческой работы «Моё резюме».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Психологические особенности публичного выступления.

Практикум «Импровизация».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Коллектив и личность.

Маршрутная игра «Паровозик».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

Разработка атрибутики коллектива.

2


Т



П

кабинет №5

Беседа, творческое задание, самостоятельная работа.


Развитие навыков уверенного отказа.

Игра «Обратная связь».

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Управленческие решения.

Ролевая игра «Взаимная коррекция».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.

Модуль 5. Инструментарий лидера-организатора.

(всего 34 часа, из них 17 теории, 17 практики).


Техника безопасности проведения массовых мероприятий.

Работа со справочной литературой.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе.

Работа с доп.литературой, поиск информации по теме.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Базовое ораторское искусство организатора.

Игра «Пойми меня», «Речь без слов».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Методика организации игровых программ. Функции игры.

Организации КТД в группе сверстников.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Технология подготовки и проведения игр.

Мозговой штурм «Коллективное планирование».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Игровые программы для разных возрастов.

Организация КТД для участников объединения.

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Деловая игра.

Ролевая игра «Стройка».

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


PR массовых мероприятий.

Ролевая игра «В нашей компании…».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Ученическое самоуправление и волонтёрство. Правовое поле школьника.

Тестирование «Самоуправление».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование.


История возникновения методики КТД.

Работа с доп.литературой.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Методика подготовки и проведения КТД.

Разработка КТД.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Характеристика детских СМИ России, работа с сайтами детских объединений в интернете.

Круглый стол «Роль СМИ в нашей жизни».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Работа корреспондента.

Выпуск информационного листка.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Методика работы пресс-центра детского объединения, школы.

Круглый стол «Какой должна быть детская газета?».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Подготовка и выпуск продуктов СМИ.

Выпуск газеты-открытки.

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Современное детское движение. Ученическое самоуправление как вид детского движения.

Конференция «общение с представителем детского шк.объединения».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Программы деятельности детских общественных объединений, включенных в федеральный реестр.

Круглый стол «общение с вожатыми».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.

Модуль 6. Саморазвитие личности.

(всего 8 часов, их 4 теории, 4 практики).


Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

Ролевая игра «Путь».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Прояснение ценностно-мотивационной сферы и её развитие.

Тестирование «Мотивация».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование


Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Творческое задание «О чём я мечтаю».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Развитие уверенности в себе.

Игра «Я хочу=Я могу».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.

Модуль 7. Знакомство с кайдзен-технологиями.

(всего 4 часа, из них 2 теория, 2 практика).


Основные понятия и методы кайдзен-технологий.

Тестирование «Метод или понятие?».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, тестирование


Содержание процесса кайдзен.

Составление терминологического словаря «Понятия кайдзен»

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.

Модуль 8. Инструменты бережливых технологий.

(всего 16 часов, из них 8 теории, 8 практики).


Инструмент 5 S.

Применение инструмента 5 S дома и на своем рабочем месте. Игра «Цифры».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Визуализация.

Разработка разрешающих и запрещающих знаков для работы в группе.

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Стандарты и стандартизация.

Игра «Свинья стандартов». Разработка стандартов работы экокласса.

2


Т

П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


5 почему.

Решение поставленной проблемы с помощью инструмента «5 почему».

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Диаграмма Исикава.

Работа с диаграммой Исикава.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение.


Формат А3.

Решение поставленной задачи с помощью формата А3.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, самостоятельная работа.


Визуальное управление.

Отражение этапов работы и их выполнения на доске канбан.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, творческое задание.


Колесо Деминга.

Работа с колесом Деминга. Итоговый тест.

2


Т


П

кабинет №5

Беседа, наблюдение, тестирование


2.2.

Условия реализации программы:


материально-техническое обеспечение:


реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Поколение лидеров» осуществляется в оборудованном учебном кабинете площадью 37,7м2. На одного учащегося, исходя из средней наполняемости объединений 15 человек, приходится 2,5 м2


перечень оборудования, инструментов материалов, необходимых для реализации программы:


технические средства обучения:

  • ноутбук-1 штука;

  • колонки для прослушивания учебного материала-1 комплект;

  • экран со штативом-1 комплект;

  • проектор для визуализации учебного материала-1 штука

мебель и оборудование

  • столы

  • стулья


информационное обеспечение:


кадровое обеспечение:


Куанышева Дарья Александровна – педагог дополнительного образования:

  • образование – высшее, «Адыгейский государственный университет» 100124 4955612, рег.номер 35780 08.02.21г.

  • стаж работы – 6 лет, педагогический стаж - 5 лет

2.3.

Формы аттестации


  • промежуточная-с 18.12.2020 по 25.12.2020;

  • итоговая-17.05.2020 по 24.05.2020

2.4.

Оценочные материалы


Тест по теме «Решительны ли вы?».

Тест по теме «Лидер во мне».

2.5.

Методические материалы


методы обучения:


  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • исследовательский;

  • проблемный;

  • игровой;

  • дискуссионный;


технологии обучения:


  • информационные (технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения);

  • технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология исследовательской деятельности:

  • технология игровой деятельности;

  • коммуникативная технология обучения;

  • технология коллективной творческой деятельности;

  • здоровьесберегающая технология.


формы организации учебного занятия:


-рассказ,

-беседа,

-лекции,

-игровая ситуация,

-ролевые игры,

-учебная дискуссия,

-мозговая атака,

-упражнения,

-метод взаимообучения,

-наблюдения,

-самонаблюдения,

-наблюдения и записи,

-беседы-размышления.


тематика и формы методических материалов


дидактические материалы:


  • Карточки-задания:


алгоритм учебного занятия:


сообщение учащимся темы занятия, постановка цели и задач, которые необходимо выполнить в процессе занятия


Например:

Блок. Знакомство с кайдзен-технологиями

Раздел 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Цели и задачи занятия:

  • образовательные: сформировать знания о соблюдении требований техники безопасности во время занятий, правилах дорожного движения, причинах возникновения терроризма, правилах поведения в случае возникновения пожара;

  • развивающие: отработать тактику поведения в случае возникновения внештатной ситуации;

  • воспитательные: формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия во внештатных ситуациях.

  • Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.


сообщение учащимся названий новых терминов и понятий, которые они приобретут в результате изучения новой темы


Например:


Новые понятия, термины:

терроризм, антитеррор, эвакуация, экстремизм, телефонный терроризм, техника безопасности, противопожарная безопасность.


Занятие делится на две основные составляющие: вводная и основная части


Например:


Вводная часть
Организационный момент: формирование компетентности, настрой учащихся на занятие, объяснение учащимся хода занятия.
Основная часть
1. Объяснение новой темы. План:

  • инструктаж по технике безопасности во время учебных занятий;

  • правила поведения при контакте с подозрительными лицами;

  • инструктаж по противопожарной безопасности;

  • первоочередные действия в ЧС (чрезвычайной ситуации).


В конце занятия проводится закрепление изученного материала, подводятся итоги занятия, желаются выводы, предложения и обязательная рефлексия


Например:


Закрепление материала: обобщение полученных знаний, выработка алгоритма действий при угрозе террористического акта, возгорании, правил поведения на дороге и в транспорте.
Заключительная часть: подведение итогов занятия, выводы и предложения.
Рефлексия:

учащимся предлагается ответить на вопросы: узнал…, понял…., научился…

2.6.

Список литературы

2.6.1.

Список литературы для педагога


основная учебная литература:


  • Борисов А. Роскошь человеческого общения, - М., 2008.

  • Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, - М., 2010.

  • Грецов А. Тренинг уверенного поведения, - М., 2011.

  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс. Коммуникативный тренинг, - С-Пб., 2011.


дополнительная учебная литература:


  • Леонтьев А.А. Психология общения, - М., 1999.


наглядный материал:


карточки-задания, художественная литература, журналы.

2.6.2.

Список литературы для учащихся


основная учебная литература:


  • Демидова И.Ф. Педагогическая психология, - Ростов-на-Дону, 2009.


дополнительная учебная литература:


  • Мелибруда Е. Я-Ты-Мы, М., 2011.


наглядный материал:


художественная литература, журналы.

2.6.3.

Список литературы для родителей


основная учебная литература:


  • Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, - М., 2012.


дополнительная учебная литература:


  • Фопель К.Энергия паузы, - М., 2005.


наглядный материал:

художественная литература, журналы.








































Приложение №1

Индивидуальный образовательный маршрут



учащегося



по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Поколение лидеров» на 2022-2023 учебный год

педагог дополнительного образования: Куанышева Дарья Александровна


п/п

Раздел

Наименование мероприятий


1.

Учебный план

Перечень пройденных тем:


1.

2.

3.

4.


1.

2.


1.

2.

3.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3.

4.

5.


2.

Творческие проекты

Перечень пройденных тем:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3.



4.

5.


3.

Самостоятельная работа

Перечень пройденных тем:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3.

4.

5.


4.

Профессиональная ориентация

Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь ПДО и

ориентированных на выбор профессии

(открытые занятия, мастер-классы)

1.

2.

3.

4.

5.


5.

Участие в мероприятиях

Перечень пройденных тем:

1.

2.

3.

4.

5.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3.

4.

5.








Приложение №2.

Тест «Решительны ли вы?»


Вопросы:

1.Что, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего:

а) любопытство;

б) желания;

в) необходимость.


2.Как вы думаете, почему люди переходят с одной работы на другую:

г) их увольняют;

д) уходят из-за большей зарплаты;

е) другая работа им больше по душе.


3.Когда у вас происходят неприятности:

а) вы откладываете их решение до последнего;

б) у вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты вы

сами;

в) вы не хотите даже и думать о том, что случилось.


4.Вы не успели вовремя сделать какую-то работу и:

г) с боязнью ждете, когда вас спросят о результатах;

д) вы основательно подготавливаетесь к объяснению;

е) заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно.


5.Когда вы достигаете какой-то поставленной цели, то встречаете известие об этом:

а) по-разному, в зависимости от цели, но не так бурно;

б) с бурными положительными эмоциями;

в) с чувством облегчения.


6.Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку:

г) избегать ситуаций, требующих риска;

д) познакомиться с людьми другого склада ума, не страдающими застенчивостью;

е) избавиться от этого, обратившись к помощи психолога.


7.Как вы поступите в конфликтной ситуации:

а) напишу письмо;

б) поговорю с тем, с кем вступил в конфликт;

в) попробую разрешить конфликт через посредника.


8.Какого рода страх возникает у вас, когда вы ошибаетесь:

г) боязнь наказания;

д) страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли;

е) боязнь потерять престиж.


9.Когда вы с кем-то разговариваете, то:

а) время от времени отводите взгляд;

б) смотрите прямо в глаза собеседнику;

в) отводите взгляд, даже когда к вам обращаются.


10.Когда вы ведете важный разговор, то:

г) вы повторяетесь, волнуетесь, ваш голос начинает вас подводить;

д) вы то и дело вставляете ничего не значащие слова;

е) тон разговора обычно остается спокойным.

Ключ.

Если почти все ваши ответы состоят из вариантов:


«а» и «д», то вы не особенно решительный человек, но вас нельзя назвать и нерешительным. Вы действуете не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считаете: дело того не стоит. Когда вы читаете книги, смотрите фильмы о смелых, отчаянных людях, то часто хотели бы быть на их месте.


«б» и «е», то вы, безусловно, решительный человек. Вы слишком часто пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. Но, несмотря на это, вас ценят как самостоятельную и интересную личность.


«в» и «г», то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы, скорее, ожидаете критики ваших действий, чем похвалы.























Приложение №3.

Тест дня «Лидер во мне»

Вопросы:

1.Если некое авторитетное лицо публично высказывает мнение, которое я считаю неверным, я постараюсь, чтобы присутствующие выслушали и мою точку зрения.

2.В детстве меня частенько называли непослушным ребенком.

3.Убежден, что окружающий мир может быть улучшен.

4.Не люблю, когда друзья и родные пытаются меня опекать, досаждают советами.

5.В ситуациях, требующих серьезного решения, я не склонен к долгим колебаниям.

6.По-моему, большинство общественно-политических проблем возникает из-за недостаточной твердости ответственных руководителей.

7.Я не смущаюсь, если мне приходится кого-то упрекать.

8.Если с каким-то делом невозможно справиться одному, то для его выполнения мне нужны помощники, а не советчики.

9.В спорах всегда стараюсь оставить за собой последнее слово.

10.Считаю, что никакой прогресс немыслим без стремления людей к превосходству над другими.

11.Часто мне приходится брать на себя ответственность, потому что другие недостаточно решительны.

12.Не верю в абсолютное равноправие в супружеских отношениях, в своей семье предпочитаю быть главой.

13.Когда в гостях никто не решается взять с блюда последний кусок торта, я спокойно могу это сделать.

14.Люблю быть в центре внимания.

15.В своей карьере готов смириться с ролью подчиненного только как с временной.

Ключ.

За каждый ответ «да» засчитывается - 10 баллов; «не знаю» - 5 баллов; отрицательные ответы - 0 баллов.

Свыше 100 баллов.

Вам не занимать инициативы и уверенности в себе. Похоже, сама природа уготовила Вам роль вожака, снабдив для этого необходимыми качествами - смелостью, целеустремленностью, твердой волей. Однако у этих достоинств бывает оборотная сторона - завышенная самооценка, бесцеремонность, неумение считаться с чужими интересами. Вы сумеете добиться немалых успехов, если будете помнить: люди охотно идут за лидерами, но недолюбливают диктаторов.

50 – 100 баллов.

Вы обладаете исключительно ценным качеством - умением принимать роль ведущего или ведомого в зависимости от обстоятельств. Уважение к авторитету не мешает Вам иметь собственную точку зрения. Для Вас найдется место в любом коллективе. Остается только выбрать такое место, которое бы Вас устраивало.

Менее 50 баллов.

По своей натуре Вы более склонны принимать роль исполнителя и подчиненного. Вас тяготит личная ответственность, и Вы скорее предпочтете следовать директивам.




Приложение №4


Программа воспитания объединения «Поколение лидеров»

на 2022 – 2023 уч. год.


Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Всестороннее развитие предполагает включение ребенка в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую и др.

Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.


Цель воспитательной работы – способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.


Задачи:

- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры отечества, своего народа;

- выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ребенка;

- формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности;

- развивать внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, самоуважения;

- формировать ценностное отношение к государственной символике;

- воспитывать уважения к закону, развивать гражданскую и социальную ответственность как важнейшую черту личности, проявляющуюся в заботе о своей стране;

- воспитывать положительное отношение к труду;

- развивать потребность в здоровом образе жизни;

- систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения в повседневной жизни;

- углублять и расширять экологические знания учащихся;

- вовлечь родителей в различные сферы деятельности.


Планируемые результаты воспитательной работы:

- знание общей культуры, развитие активной жизненной позиции;

- развитие творческих способностей в соответствии с возрастом;

- развитие способности к гуманным поступкам;

- воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, формирование актуальных знаний об истории создания и конституционных требований к использованию государственных символов;

- развитие гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;

- развитие способности к сотрудничеству, трудолюбию, честности, самостоятельности;

- формирование ценностного отношения к жизни, к своему здоровью;

- формирование навыков безопасного поведения;

- совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, связанных с вопросами улучшения окружающей среды;

- повышение результативности учебно-воспитательного процесса за счет организации совместной работы с родителями.


Характеристика детского объединения

Объединение «Поколение лидеров»

Направленность социально-гуманитарная

Возрастная категория 14-17 лет

Количество учащихся детского объединения:

Группа 1 – 14 человек

Из них – мальчиков - 8, девочек -6

Группа 2 14 человек

Из них – мальчиков 5, девочек 9.




План воспитательной работы

на 2022-2023 учебный год


п/п

Модули

Мероприятия

Дата проведения

Сентябрь

I.

Массовые и конкурсные мероприятия

1. Квест-игра по профориентации «Профессии вокруг нас».

01.09.-02.09.22г.

II.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание

1.Викторина «Разнообразие профессий».

06.09-09.09.22г

Октябрь

I.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

1.Акция, посвященная Дню пожилого человека «Наши бабушки и дедушки».


27.09.-01.10.22г.

II.

Здоровьесбережение и безопасность

1.Тематический час «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях».

11.10.-14.10.22г.

Ноябрь

I.

Экологическое просвещение

1.Игровая программа «Интерактивный поход».

08.11.-11.11.22г.

II.

Взаимодействие с родителями

1.Изготовление поделок, посвященных Дню Матери и поздравление родителей обучающихся.

22.11.-25.11.22г.

Декабрь

II.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

1.Воспитательная беседа, посвященная Дню Конституции (12.12.)

06.12.-09.12.22г.

II.

Здоровьесбеорежение и безопасность

1. Акция «Внимание – дети!»

13.12.-16.12.22г.

III.

Взаимодействие с родителями

1.Проведение родительского собрания: «Обеспечение безопасности несовершеннолетних в период зимних школьных каникул».

20.12.-23.12.22г.

Январь

I.

Экологическое просвещение

1. Беседа «Чистота планеты – чистота души».

10.01.-13.01.23г.

II.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

1. Информационный час День полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. (27.01.)

2. Тематический час в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

24.01.-27.01.23г.




31.01.-03.02.23г.

Февраль

I.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание

1. Профориентационная викторина «Выбор профессии».

07.02.-10.02.23г.

II.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

1. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15.02)


14.02.-15.02.23г.

III.

Взаимодействие с родителями

1.Праздник, посвященный Дню защитника Отечества; изготовление сувениров и поздравление пап и дедушек.

16.02.-22.02.23г.

Март

I.

Массовые и конкурсные мероприятия

1.Праздник, посвящённый Международному женскому дню «Самая любимая».

2. весенних каникул.

01.03.-07.03.23г.

III.

Здоровьесбережение и безопасность

1.Спортивная игровая программа «Веселые старты».

14.03.-17.03.23г.

Апрель

I.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание

1.Мастер-класс «Необычное творчество».

11.04.-14.04.23г.

II.

Здоровьесбережение и безопасность

1.Всероссийский урок, посвященный Дню пожарной охраны.

25.04.-28.04.23г.

Май

I.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

1. Воспитательные мероприятия, посвященные Дню Победы.

02.05.-05.05.23г.

II.

Экологическое просвещение

1.Экологический субботник «Сохраним планету вместе».

16.05.-19.05.23г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!