СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа постинтнернатного сопровждения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа постинтернатного сопровождения выпускников из лиц числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей раелизуется для выпускников 9-11 классов в течение 3-5 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа постинтнернатного сопровждения»

СОГБОУ

«Сафоновский детский дом - школа»


Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО воспитателей ________________________ на заседании педагогического

_____________________________ Заместитель директора по ВР совета

Протокол № ___ от _____________ Малолетнева И.И. __________________________

Руководитель МО Протокол № ___ от __________

_____________________________ Директор __________________

(Ф.И.О. руководителя)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа»

«Дорога в самостоятельную жизнь»








Социальный педагог, реализующий программу

Кутейникова М.А.















Сафоново

2016 г.


Пояснительная записка

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход.

Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: воспитанники не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая стены детского дома, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • ведут иждивенческий образ жизни;

  • страдают от алкогольной зависимости;

  • совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из - за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Именно поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2 - 3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома – школы.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома - школы строится на основе пяти разделов:

  • Социально - педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника).

  • Социально - педагогическое консультирование.

  • Социально - профилактическая работа с выпускниками.

  • Социальное воспитание выпускников.

  • Защита прав и интересов выпускников.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.


Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома - школы для успешной социализации и интеграции в общество; оказание комплексной, педагогической, психологической и социальной помощи выпускникам детского дома - школы на начальном этапе их самостоятельной жизни.



Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника детского дома – школы к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома – школы.

  • Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома - школы после окончания им учебного заведения.


Методологические основы программы:

личностно - деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).


Теоретическую основу программы составили:

гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

теоретические положения в области развития и воспитания детей –сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С.Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);

теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей - сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.И. Юферева и др.);

положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);

концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.).




Принципы, на основе которых реализуется программа

  • Принцип гуманизма

  • Принцип демократизации отношений

  • Принцип индивидуального личностного подхода

  • Принцип природосообразности

  • Принцип творчества и свободы

  • Принцип свободы и выбора

  • Принцип деятельности

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип комплексности и целостности

  • Принцип научности.

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

  • Технология гуманно - личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

  • Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

  • Социально - педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

  • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю. Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно - воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально - педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

-практические методы: социально - психологическое консультирование, сопровождение, методы социально - психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);


Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;

  • убеждения;

  • установления логических взаимосвязей;

  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

  • выявления социального "Я";

  • обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.


РАЗДЕЛ 1. Социально - педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации выпускников детского дома – школы в новых условиях.

Содержание деятельности:

  • Диагностика потребностей выпускника в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации.

  • Диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, образования, работы, возможности проведения досуга и т.д., необходимых для адаптации в новых условиях и самостоятельного проживания).

  • Изучение уровня развития социального поведения выпускников (отклонения от социальных норм и правил).

  • Диагностика отклонений в социальном поведении выпускника и причин, их вызывающих.

  • Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия.

  • Диагностика развитости "социальной сети" выпускника.

см. Приложение 1.


РАЗДЕЛ 2. Социально - педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:

  • оказание помощи в затруднительных ситуациях.

  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков.

  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети".

  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении.

  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве и др.




РАЗДЕЛ 3. Социально - профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

Содержание деятельности:

  • Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации.

  • Работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует.

  • Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением.

  • Социально - правовое просвещение выпускников.

  • Профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

  • Профилактика межличностных конфликтов.

  • Защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускников в правозащитных и административных органах.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

Содержание деятельности:

  • Работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы).

  • Коррекция различных отклонений в поведении.

  • Коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.).

  • Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами.

  • Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".


РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:

  • Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства.

  • Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов.

  • Представительство в правозащитных и административных органах.

  • Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройствеж.

  • Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.




Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.



































Приложение 1


Программа психолого – педагогического мониторинга процессов адаптации и интеграции выпускников детского дома - школы


Цель: осуществление мониторинга процессов постинтернатной адаптации и интеграции выпускников детского дома.


Задачи:

Практические:

  1. Изучить степень готовности выпускников к самостоятельной жизни.

  2. Выявить актуальные потребности выпускников, возникшие в связи с изменением социальной ситуации развития.

  3. Оценить социальную ситуацию развития выпускников.

  4. Определить динамику уровня социально – психологической адаптации выпускников.


Аналитические:

  1. Оценить качество выполнения индивидуального плана сопровождения.

  2. Создать базу статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.


Принципы осуществления мониторинга:

  • Принцип диагностико - прогностической направленности.

  • Принцип личностной целесообразности.

  • Принцип информационной интегративности.

  • Принцип социально - нормативной обусловленности.

  • Принцип научности.

  • Принцип целостности и преемственности.


Предполагаемый результат:

  1. Получение диагностического материала, необходимого для реализации технологии «Индивидуального плана сопровождения выпускников».

  2. Составление «Индивидуальных планов сопровождения выпускников» на каждого воспитанника 9, 11 класса.

  3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

  4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.



Индикаторы

Показатели

Уровни проявления

Диагностический инструментарий

Сроки проведения диагностики

Ответственный

1

2

3

4

5

6

I. Процесс социализации

1.Успешность социализации









1. 1. Готовность выпускников к самостоятельной жизни

Высокий; Выше среднего; Средний; Ниже среднего; Низкий

Индивидуальная карта аттестации готовности выпускника к самостоятельной жизни.

1 раз в год

(сентябрь)

Социальный педагог

1.2.Сформированность профессионального самоопределения выпускников

Высокий; Средний; Низкий

Опрос «Наличие плана дальнейшего обучения, трудовой деятельности выпускников в основном и альтернативном вариантах»

1 раз в год

(май)


Социальный педагог

1.3.Сформированность жизненного самоопределения выпускников

Высокий; Средний; Низкий

Метод неоконченных предложений «Наличие и реализация жизненных целей»

1 раз в год

(июнь)


Социальный педагог

2.Характеристика социальной среды развития

2.1. Социально – бытовые условия проживания

Оптимальный; Достаточный; Низкий

Анализ условий жизни выпускников

1 раз в квартал

Социальный педагог

2.2. Трудовая занятость

Оптимальный; Достаточный; Низкий

Статистический и качественный анализ

1 раз в год

(июль - август)

Социальный педагог

2.3.Занятость выпускников в системе дополнительного образования

Оптимальный; Достаточный; Низкий

Статистический анализ

1 раз в квартал

Социальный педагог

3.Динамика актуальных потребностей выпускников

3.1.Потребности в области образования

Оценка показателя «динамики – стабильности»

Диагностическое упражнение «Моя Вселенная» (А. Пряжников)

1 раз в год

Социальный педагог

3.2.Потребности в саморазвитии, самореализации

1 раз в год

II. Достижения выпускников

1.Достижения в личностном развитии

1.1.Общая социализированность

Высокий; Средний; Низкий

Методика «Изучение уровня социализированности личности учащихся» М.Рожкова (Шкала «Социализированность)

2 раза в год (сентябрь, май)

Социальный педагог

1.2. Сформированность «Я – концепции»

Оптимальный; Достаточный; Низкий

Символические задания на выявление социального «Я - концепции» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон)

2 раза в год (ноябрь, май)

Социальный педагог

1.3.Социальная успешность выпускников

Социально успешный; Маргинальный;Социально неуспешный

Беседа

1 раз в год (октябрь)

Социальный педагог

1.4.Количественные показатели распространения среди выпускников девиантных форм поведения

Высокий; Средний; Низкий

Анкетирование

1 раз в год

(февраль)

Социальный педагог

2.Достижения в учёбе

2.1.Соответствие образовательных достижений выпускников уровню требований базисного учебного плана.

Выше стандарта; Соответствует стандарту; Ниже стандарта.

Анализ успеваемости

1 раз в год

(январь,июнь)

Социальный педагог

3.Достижения в области дополнительного образования

3.1.Результаты участия выпускников в конкурсах различных уровней

Высокий; Средний; Низкий

Статистический и качественный анализ

1 раз в год (декабрь)

Социальный педагог