СОГБОУ
«Сафоновский детский дом - школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО воспитателей ________________________ на заседании педагогического
_____________________________ Заместитель директора по ВР совета
Протокол № ___ от _____________ Малолетнева И.И. __________________________
Руководитель МО Протокол № ___ от __________
_____________________________ Директор __________________
(Ф.И.О. руководителя)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа»
«Дорога в самостоятельную жизнь»
Социальный педагог, реализующий программу
Кутейникова М.А.
Сафоново
2016 г.
Пояснительная записка
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход.
Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: воспитанники не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая стены детского дома, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
ведут иждивенческий образ жизни;
страдают от алкогольной зависимости;
совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из - за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Именно поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2 - 3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома – школы.
Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома - школы строится на основе пяти разделов:
Социально - педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника).
Социально - педагогическое консультирование.
Социально - профилактическая работа с выпускниками.
Социальное воспитание выпускников.
Защита прав и интересов выпускников.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома - школы для успешной социализации и интеграции в общество; оказание комплексной, педагогической, психологической и социальной помощи выпускникам детского дома - школы на начальном этапе их самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Содействовать адаптации выпускника детского дома – школы к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома – школы.
Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома - школы после окончания им учебного заведения.
Методологические основы программы:
- личностно - деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
- теоретические положения в области развития и воспитания детей –сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С.Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);
- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей - сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.И. Юферева и др.);
- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);
- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма
Принцип демократизации отношений
Принцип индивидуального личностного подхода
Принцип природосообразности
Принцип творчества и свободы
Принцип свободы и выбора
Принцип деятельности
Принцип культуросообразности
Принцип комплексности и целостности
Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип мультидисциплинарности
-
Программа основывается на социально - педагогические технологии:
Технология гуманно - личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально - педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю. Кузьмичева.
-
Методы работы, используемые в программе:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно - воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально - педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
-практические методы: социально - психологическое консультирование, сопровождение, методы социально - психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия;
убеждения;
установления логических взаимосвязей;
разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
выявления социального "Я";
обучения поиску информации.
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально - педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации выпускников детского дома – школы в новых условиях.
Содержание деятельности:
Диагностика потребностей выпускника в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации.
Диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, образования, работы, возможности проведения досуга и т.д., необходимых для адаптации в новых условиях и самостоятельного проживания).
Изучение уровня развития социального поведения выпускников (отклонения от социальных норм и правил).
Диагностика отклонений в социальном поведении выпускника и причин, их вызывающих.
Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия.
Диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
см. Приложение 1.
РАЗДЕЛ 2. Социально - педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
оказание помощи в затруднительных ситуациях.
совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков.
работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети".
составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении.
оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве и др.
РАЗДЕЛ 3. Социально - профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации.
Работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует.
Оптимизация взаимодействия выпускников с окружением.
Социально - правовое просвещение выпускников.
Профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
Профилактика межличностных конфликтов.
Защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускников в правозащитных и административных органах.
РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
Работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы).
Коррекция различных отклонений в поведении.
Коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.).
Коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами.
Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства.
Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов.
Представительство в правозащитных и административных органах.
Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройствеж.
Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемый результат
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Приложение 1
Программа психолого – педагогического мониторинга процессов адаптации и интеграции выпускников детского дома - школы
Цель: осуществление мониторинга процессов постинтернатной адаптации и интеграции выпускников детского дома.
Задачи:
Практические:
Изучить степень готовности выпускников к самостоятельной жизни.
Выявить актуальные потребности выпускников, возникшие в связи с изменением социальной ситуации развития.
Оценить социальную ситуацию развития выпускников.
Определить динамику уровня социально – психологической адаптации выпускников.
Аналитические:
Оценить качество выполнения индивидуального плана сопровождения.
Создать базу статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Принципы осуществления мониторинга:
Принцип диагностико - прогностической направленности.
Принцип личностной целесообразности.
Принцип информационной интегративности.
Принцип социально - нормативной обусловленности.
Принцип научности.
Принцип целостности и преемственности.
Предполагаемый результат:
Получение диагностического материала, необходимого для реализации технологии «Индивидуального плана сопровождения выпускников».
Составление «Индивидуальных планов сопровождения выпускников» на каждого воспитанника 9, 11 класса.
Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Индикаторы | Показатели | Уровни проявления | Диагностический инструментарий | Сроки проведения диагностики | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Процесс социализации |
1.Успешность социализации | 1. 1. Готовность выпускников к самостоятельной жизни | Высокий; Выше среднего; Средний; Ниже среднего; Низкий | Индивидуальная карта аттестации готовности выпускника к самостоятельной жизни. | 1 раз в год (сентябрь) | Социальный педагог |
1.2.Сформированность профессионального самоопределения выпускников | Высокий; Средний; Низкий | Опрос «Наличие плана дальнейшего обучения, трудовой деятельности выпускников в основном и альтернативном вариантах» | 1 раз в год (май) | Социальный педагог |
1.3.Сформированность жизненного самоопределения выпускников | Высокий; Средний; Низкий | Метод неоконченных предложений «Наличие и реализация жизненных целей» | 1 раз в год (июнь) | Социальный педагог |
2.Характеристика социальной среды развития | 2.1. Социально – бытовые условия проживания | Оптимальный; Достаточный; Низкий | Анализ условий жизни выпускников | 1 раз в квартал | Социальный педагог |
2.2. Трудовая занятость | Оптимальный; Достаточный; Низкий | Статистический и качественный анализ | 1 раз в год (июль - август) | Социальный педагог |
2.3.Занятость выпускников в системе дополнительного образования | Оптимальный; Достаточный; Низкий | Статистический анализ | 1 раз в квартал | Социальный педагог |
3.Динамика актуальных потребностей выпускников | 3.1.Потребности в области образования | Оценка показателя «динамики – стабильности» | Диагностическое упражнение «Моя Вселенная» (А. Пряжников) | 1 раз в год | Социальный педагог |
3.2.Потребности в саморазвитии, самореализации | 1 раз в год |
II. Достижения выпускников |
1.Достижения в личностном развитии | 1.1.Общая социализированность | Высокий; Средний; Низкий | Методика «Изучение уровня социализированности личности учащихся» М.Рожкова (Шкала «Социализированность) | 2 раза в год (сентябрь, май) | Социальный педагог |
1.2. Сформированность «Я – концепции» | Оптимальный; Достаточный; Низкий | Символические задания на выявление социального «Я - концепции» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон) | 2 раза в год (ноябрь, май) | Социальный педагог |
1.3.Социальная успешность выпускников | Социально успешный; Маргинальный;Социально неуспешный | Беседа | 1 раз в год (октябрь) | Социальный педагог |
1.4.Количественные показатели распространения среди выпускников девиантных форм поведения | Высокий; Средний; Низкий | Анкетирование | 1 раз в год (февраль) | Социальный педагог |
2.Достижения в учёбе | 2.1.Соответствие образовательных достижений выпускников уровню требований базисного учебного плана. | Выше стандарта; Соответствует стандарту; Ниже стандарта. | Анализ успеваемости | 1 раз в год (январь,июнь) | Социальный педагог |
3.Достижения в области дополнительного образования | 3.1.Результаты участия выпускников в конкурсах различных уровней | Высокий; Средний; Низкий | Статистический и качественный анализ | 1 раз в год (декабрь) | Социальный педагог |