Районное муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Знаменская Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
УП.02.АНСАМБЛЬ
(Срок обучении 5(6)лет)
Знаменка
ОДОБРЕНО Методическим советом РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» «29 » августа 2018 года | УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова Приказ №67 от «29» августа 2018года |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
Рекомендована:
педагогическим советом для использования в учебном процессе Знаменской Детской школы искусств.
Автор-составитель:
Попова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель по классу скрипки Высшей категории
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в скрипичном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Скрипичный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность», программа по скрипичному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
- Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов | 4-8 классы | 9 класс |
Количество часов (общее на 5 лет) | Количество часов (в год) |
Максимальная нагрузка | 412,5 часов | 132 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 132 часа | 66 часов |
Количество часов на Внеаудиторную (самостоятельную) работу | 247,5 часов | 66 часов |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 час | 2 часа |
Консультации (для учащихся 5-8 классов) | 6 часов (по 2 часа в год) | 2 часа |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Как мелкогрупповая (два-три ученика), так и групповая (от четырех и более учащихся) продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам (общеразвивающие) в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
- Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
- Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы над скрипичным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль».
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х скрипок, наличие фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 9 лет
| Распределение по годам обучения |
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | - | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации (часов в год) | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
- Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику.
Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
Ансамбль способствует развитию устойчивости интонации и служит необходимой метроритмической опорой. Художественно обогащенный материал становиться более привлекательным, пробуждая интерес к занятиям. Одной из форм коллективного исполнения является так же аккомпанемент.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамблевых сочинения, как с разделением по партиям и голосам, так и унисонным. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Власов В. и Фере В. 25 лёгких дуэтов для двух скрипок
8 дуэтов для двух скрипок
Дмитриев Г. Шесть скрипичных дуэтов
Комаровский А. Дуэт для двух скрипок, тетр. 1
Мазас Ф. Дуэты
Штрейхер Л. Двенадцать песен народов СССР
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
Продолжается работа над интонацией, ритмом, звучанием. Использование штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование.
Произведения соответствуют сложности 5 класса. Пьесы исполняются учащимися в две скрипки.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Ансамбль юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано (сост. и пед. ред. М. Рейтиха и Р. Бакум )
Вольфензон С. Две пьесы для ансамбля скрипачей
Кабалевский Д. Детские пьесы. Обр. для двух скрипок К. Мостраса Комаровский А. Дуэты для двух скрипок.
Кривоновов А. 4 чувашские народные песни для двух скрипок
Мазас Ф. Дуэты для двух скрипок
Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано (сост. Р. Маневич Шанидзе Ш. Волынка для детского ансамбля
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Дальнейшее работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование. Усвоение первой, второй и третьей позиций и их смена. Использование двойных нот. Произведения соответствуют сложности 6 класса.
Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 2-3 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список
Ансамбли юных скрипачей, вып. 1 (сост. и пед. ред. С. Сапожникова)
Барток Б. – Мострас К. 10 дуэтов для 2-х скрипок
Мазас Ф. Дуэты для 2-х скрипок
Моцарт В. Дуэты для 2-х скрипок
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Изучение штрихов: деташе, легато и стаккато. Использование первой, второй и третьей позиций. Произведения соответствуют сложности 7 класса.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-3 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Дубовский И. Подготовительная школа камерного ансамбля
Комаровский А. Пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано
Мазас Ф. Дуэты
Моцарт В. Пьесы для трёх скрипок
Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано (сост. Р. Маневич )
Чайковский П. Сборник переложений для двух скрипок и виолончели
(обр. Е. Могилевского)
8 (9) классы (5-6 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач, развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Работа над чистотой звучания двух скрипок.
За год необходимо пройти 2-3 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок
Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок
Гайдн И. Дуэты для 2-х скрипок
Мострас К. Сборник классических дуэтов для 2-х скрипок.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;
знание профессиональной терминологии;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Формой аттестации является контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам.
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Струнные инструменты» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на скрипке - «Специальность» и «Ансамбль»-обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по скрипичному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемых нотных сборников
Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок
Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок
«Юный скрипач» Вып. 2. Сост. К.А. Фортунатов. – М., 1985.
Гуревич Л., Зимина Н «Скрипичная азбука» т. 2. – М., 1998.
Металлиди Ж. «Скрипичная миниатюра для ансамбля скрипачей». – СПб., 1998.
«Популярная музыка» Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В Виноградская. – СПб.,1998
«Юный скрипач». 3ч. Раздел «Ансамбли». – М., 1992.
«Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей. IV – VII ступени. СПб., 2001
«Хрестоматия для скрипки». ДМШ, 3,4кл. М.,1986.
Гайдн И. Дуэты для 2-х скрипок
Мострас К. Сборник классических дуэтов для 2-х скрипок
Третьяченко В. Ф. Этапы становления скрипичного этюда. Красноярск, 2003
Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «музыка», 1967.
Ямпольский А. Подготовка пальцев и оставление их на струнах. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз,1960
« Светлячок»- пьесы для ансамбля скрипачей 1,2,3,4 составитель Пудовочкин Э.2005г
«Ансамбль скрипачей с азов» Выпуск1,2 Ольга Щукина 2007
« Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей2006
« Сыграем вместе» Пьесы для ансамбля скрипачей Жанна Металлиди2004
« Шире круг» популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002г
- Список рекомендуемой методической литературы
Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965
Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства в начальной стадии музыкального образования. // Музыкальное образование на пороге XXI века. : Материалы Рос.науч. – практич. конф. – Оренбург, 1998. – С.71.
Зенин В. «Некоторые вопросы организации игровых движений левой руки скрипача» Учебно- воспитательная работа в струнно- смычковых классах ДМШ 1975
Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. Под ред. Л. И. Раабена. Л., Гос. Муз. Издательство, 1961.
Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство./ Ред. К.Х. Аджемов. – М., Музыка, 1979 Вып. 1.
Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музакальном воспитании учащихся.// Вопросы методики начального музыкального образования. – М.,1981. – С.91
Маневич Р.И. В классе скрипичного ансамбля.// Из опыта воспитательной работы в ДМШ. М., 1969. – С.81.
Мильтонян Л.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. – Тверь,1996.
Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск. Зап- сиб. Книжное изд-во, 1973
Мострас К. Г. Виды техники. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Музгис 1960
Мострас К. Г. Работа над гаммами. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М Музгиз, 1960
Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960
Семёнов- Огиевский К. М. Искусство скрипичных смен. М «Наука»,1996
Скибин В. Историческая эволюция постановки л. р. Скрипача. Скрипка, альт: история, муз. Наследие, педагогика. Вып. 112 М: ГМПИ им Гнесиных,1990
Стеценко В. Принцип движения как основа формирования игр. Навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогике. Вып.2 М Музыка, 1980