СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предмета "Ансамбль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа предмета "Ансамбль"»

Районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Знаменская Детская школа искусств»







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»






Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Программа по учебному предмету

УП.02.АНСАМБЛЬ

(Срок обучении 5(6)лет)









Знаменка

ОДОБРЕНО

Методическим советом

РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»

«29 » августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ Директор РМБУ ДО «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова Приказ №67 от «29» августа 2018года





Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты»


Рекомендована:

педагогическим советом для использования в учебном процессе Знаменской Детской школы искусств.



Автор-составитель:

Попова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель по классу скрипки Высшей категории
















Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы







I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в скрипичном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Скрипичный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность», программа по скрипичному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.


- Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).


- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения/количество часов

4-8 классы

9 класс

Количество часов

(общее на 5 лет)


Количество часов

(в год)


Максимальная нагрузка

412,5 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную

нагрузку

132 часа

66 часов


Количество часов на

Внеаудиторную (самостоятельную) работу

247,5 часов

66 часов


Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа


Консультации (для учащихся 5-8 классов)

6 часов

(по 2 часа в год)


2 часа


- Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Как мелкогрупповая (два-три ученика), так и групповая (от четырех и более учащихся) продолжительность урока - 45 минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам (общеразвивающие) в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.


- Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;

формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.



Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.


- Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


- Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы над скрипичным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.


- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль».

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х скрипок, наличие фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.


II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"

- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 9 лет



Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

1

2

Консультации

(часов в год)

-

-

-

2

2

2

2

2

2


Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


- Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

  • знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику.

Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.


4 класс (1 год обучения)

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

Ансамбль способствует развитию устойчивости интонации и служит необходимой метроритмической опорой. Художественно обогащенный материал становиться более привлекательным, пробуждая интерес к занятиям. Одной из форм коллективного исполнения является так же аккомпанемент.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамблевых сочинения, как с разделением по партиям и голосам, так и унисонным. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.


Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Власов В. и Фере В. 25 лёгких дуэтов для двух скрипок

8 дуэтов для двух скрипок

Дмитриев Г. Шесть скрипичных дуэтов

Комаровский А. Дуэт для двух скрипок, тетр. 1

Мазас Ф. Дуэты

Штрейхер Л. Двенадцать песен народов СССР


5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

  • совместно работать над динамикой произведения;

Продолжается работа над интонацией, ритмом, звучанием. Использование штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование.

Произведения соответствуют сложности 5 класса. Пьесы исполняются учащимися в две скрипки.

В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.


Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Ансамбль юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано (сост. и пед. ред. М. Рейтиха и Р. Бакум )

Вольфензон С. Две пьесы для ансамбля скрипачей

Кабалевский Д. Детские пьесы. Обр. для двух скрипок К. Мостраса Комаровский А. Дуэты для двух скрипок.

Кривоновов А. 4 чувашские народные песни для двух скрипок

Мазас Ф. Дуэты для двух скрипок

Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано (сост. Р. Маневич Шанидзе Ш. Волынка для детского ансамбля


6 класс (3 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение

репертуара. Дальнейшее работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование. Усвоение первой, второй и третьей позиций и их смена. Использование двойных нот. Произведения соответствуют сложности 6 класса.

Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение учебного года следует пройти 2-3 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.


Примерный рекомендуемый репертуарный список

Ансамбли юных скрипачей, вып. 1 (сост. и пед. ред. С. Сапожникова)

Барток Б. – Мострас К. 10 дуэтов для 2-х скрипок

Мазас Ф. Дуэты для 2-х скрипок

Моцарт В. Дуэты для 2-х скрипок


7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Изучение штрихов: деташе, легато и стаккато. Использование первой, второй и третьей позиций. Произведения соответствуют сложности 7 класса.

Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-3 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.


Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Дубовский И. Подготовительная школа камерного ансамбля

Комаровский А. Пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано

Мазас Ф. Дуэты

Моцарт В. Пьесы для трёх скрипок

Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано (сост. Р. Маневич )

Чайковский П. Сборник переложений для двух скрипок и виолончели

(обр. Е. Могилевского)


8 (9) классы (5-6 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач, развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Работа над чистотой звучания двух скрипок.

За год необходимо пройти 2-3 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок

Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок

Гайдн И. Дуэты для 2-х скрипок

Мострас К. Сборник классических дуэтов для 2-х скрипок.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

  • знание профессиональной терминологии;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

Формой аттестации является контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.


- Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.


Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)


незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам.

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.


- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Струнные инструменты» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на скрипке - «Специальность» и «Ансамбль»-обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по скрипичному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).













VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемых нотных сборников

Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок

Виотти Д. Дуэты для 2-х скрипок

«Юный скрипач» Вып. 2. Сост. К.А. Фортунатов. – М., 1985.

Гуревич Л., Зимина Н «Скрипичная азбука» т. 2. – М., 1998.

Металлиди Ж. «Скрипичная миниатюра для ансамбля скрипачей». – СПб., 1998.

«Популярная музыка» Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В Виноградская. – СПб.,1998

«Юный скрипач». 3ч. Раздел «Ансамбли». – М., 1992.

«Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей. IV – VII ступени. СПб., 2001

«Хрестоматия для скрипки». ДМШ, 3,4кл. М.,1986.

Гайдн И. Дуэты для 2-х скрипок

Мострас К. Сборник классических дуэтов для 2-х скрипок

Третьяченко В. Ф. Этапы становления скрипичного этюда. Красноярск, 2003

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «музыка», 1967.

Ямпольский А. Подготовка пальцев и оставление их на струнах. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз,1960

« Светлячок»- пьесы для ансамбля скрипачей 1,2,3,4 составитель Пудовочкин Э.2005г

«Ансамбль скрипачей с азов» Выпуск1,2 Ольга Щукина 2007

« Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей2006

« Сыграем вместе» Пьесы для ансамбля скрипачей Жанна Металлиди2004

« Шире круг» популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002г


- Список рекомендуемой методической литературы

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965

Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства в начальной стадии музыкального образования. // Музыкальное образование на пороге XXI века. : Материалы Рос.науч. – практич. конф. – Оренбург, 1998. – С.71.

Зенин В. «Некоторые вопросы организации игровых движений левой руки скрипача» Учебно- воспитательная работа в струнно- смычковых классах ДМШ 1975

Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. Под ред. Л. И. Раабена. Л., Гос. Муз. Издательство, 1961.

Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство./ Ред. К.Х. Аджемов. – М., Музыка, 1979 Вып. 1.

Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музакальном воспитании учащихся.// Вопросы методики начального музыкального образования. – М.,1981. – С.91

Маневич Р.И. В классе скрипичного ансамбля.// Из опыта воспитательной работы в ДМШ. М., 1969. – С.81.

Мильтонян Л.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. – Тверь,1996.

Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск. Зап- сиб. Книжное изд-во, 1973

Мострас К. Г. Виды техники. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Музгис 1960

Мострас К. Г. Работа над гаммами. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М Музгиз, 1960

Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960

Семёнов- Огиевский К. М. Искусство скрипичных смен. М «Наука»,1996

Скибин В. Историческая эволюция постановки л. р. Скрипача. Скрипка, альт: история, муз. Наследие, педагогика. Вып. 112 М: ГМПИ им Гнесиных,1990

Стеценко В. Принцип движения как основа формирования игр. Навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогике. Вып.2 М Музыка, 1980