СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предметного кружка по учебной дисциплине "литература" в рамках внеклассной работы "Литературная гостиная"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа предметного кружка по учебной дисциплине "литература" в рамках внеклассной работы "Литературная гостиная"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

Филиал г. Оханск


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________ Т. Л. Кузьмина

___________________20_____г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного КРУЖКА


«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»







Составила преподаватель

русского языка и литературы

Чазова Т. Н.







Оханск, 2019

Содержание

1. Пояснительная записка 2

2. Общая характеристика 3

3. Тематическое планирование 5

4. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы 6

5. Результаты освоения дополнительной образовательной программы 7




































1. Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» имеет художественно-эстетическое направление и рассчитана на студентов 1 – 2 курсов филиала колледжа.

Основные цели программы:

_ создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации.

- способствование развитию и становлению творческой личности студентов;

- приобщение студентов к творчеству писателей и поэтов Пермского края; к творчеству писателей и поэтов, не входящих в перечень программных произведений;

- сформировать эмоционального восприятия художественных текстов, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры у студентов;

- формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Основные задачи:

- Стимулирование интереса к духовному богатству России, Пермского края;

- Воспитание через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.

- Расширение литературного кругозора учащихся, формирование читательской потребности.

- Формирование исследовательских умений и навыков.

- Развитие образного мышления, закрепление навыков устной, в том числе монологической речи;

- Развитие творческих способностей.
















2. Общая характеристика кружка «Литературная гостиная».

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углублённого изучения литературы.

На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный кружок.

На фоне компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема является самой актуальной в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» - один из способов приобщения студентов к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет реализовать творческий потенциал студентов, становится стимулом для более глубокого постижения предмета. Она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания студентов по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края.

Работа по данной программе помогает студентам участвовать в поисковой деятельности (поиск материалов, определение групп и направлений по проекту, использование в работе сети Интернет, составление вопросов и т.д.), редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы (чтение текста, анализ произведений, работа в группах по определённой проблеме), грамотно строить свою речь.

Рамки программы « Литературная гостиная» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах.

Необходимость такого курса очевидна, если учитывать явную недостаточность в типовых учебных программах регионального аспекта, объективное изменение характера современной культуры, в которой литература перестаёт играть исключительную роль, растущее влияние массовой культуры на подрастающее поколение.

Возраст участвующих в реализации данной образовательной программы 15 – 18 лет (1 – 2 курс).

Срок реализации образовательной программы – 2 года.

Режим занятий - 1 раз в месяц по 1 часу (60 минут).

Определены три направления работы кружка:

- Исследовательская: подготовка сообщений, докладов, рефератов.

- Просветительская: выпуск газет-бюллетеней.

- Массовая: организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, викторин, передвижных книжных выставок.

Формы занятий:

- мини-лекции,

- практикумы,

- консультации,

- беседы,

- выразительное чтение,

- литературные игры,

- литературно-музыкальные композиции.

Способы проверки результатов освоения программы:

- Творческие проекты: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, работа в творческих группах (сценарная, оформительская).

- Информационные проекты: сбор материала о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной образовательной программы является выступление студентов с творческими отчетами: литературный вечер – портрет, литературно – музыкальная гостиная.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Студенты должны знать:

1. Содержание изучаемых художественных произведений пермских авторов.

2. Основные факты из биографии писателей, тематическую направленность их творчества.

3. Минимум изобразительных средств, достаточный для самостоятельного осмысления и анализа произведений художественной литературы.

4. Место литературы родного края в современном литературном процессе России.

Студенты должны владеть:

1. Умением сознательного вдумчивого чтения произведений художественной литературы.

2. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) семантико-стилистического анализа, направленного на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной системе произведений.)

3. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) написания сценариев, праздников, литературно-музыкальных композиций, встреч.

4. Умением вести поисковую работу (в соответствии с возрастными требованиями)

5. Навыками высокой культуры речи.

6. Умением находить нужный материал в сети Интернет.



3. Тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год.


п/п

Тема занятия, вид

Сроки выполнения

Примечания

1

Литературно-музыкальная композиция «Я - беспечный парень. Ничего не надо…», к Дню рождения Сергея Есенина

Октябрь, 2019

Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи

2

Вечер – портрет, посвященный творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

Ноябрь, 2019

Предварительная подготовка: чтение и подготовка выразительного чтения стихов

3

Час поэзии Афанасия Фета «Русский поэт со столь странной фамилией»

Декабрь, 2019

Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи

4

«Кто ж не любит эти святки!» - история январских праздников

Январь, 2020

Предварительная подготовка: сообщения по теме занятия

5

Вечер поэзии «Все начинается с любви»

Февраль, 2020

Предварительная подготовка: по любимым стихам подготовить не большой обзор

6

Литературная игра «Умники и умницы» по произведениям Л. Н. Толстого

Март, 2020

Предварительная подготовка: повторить основные этапы жизни писателя, библиографию

7

Вечер – встреча «Литературное Прикамье»

Апрель, 2020

Предварительная подготовка: сообщения, презентации о писателях и поэта Пермского края

8

Литературная презентация «Книги – юбиляры 2015 года»

Май, 2020

Предварительная подготовка: сообщения, презентации о книгах-юбилярах

9

«Проба пера» - литературный конкурс

Июнь, 2020








4. Тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год.


п/п

Тема занятия, вид

Сроки выполнения

Примечания

1

Литературно-музыкальная композиция «Любовь в творчестве А. И. Куприна»

Сентябрь, 2020

Предварительная подготовка: изучить биографию писателя, основные этапы его творчества; прочитать рассказ «Гранатовый браслет»

2

Вечер – портрет, посвященный творчеству Бориса Пастернака «Живым и только до конца»

Октябрь, 2020

Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи

3

Час поэзии Эдуарда Асадова «Сражаюсь, верую, люблю!»

Ноябрь, 2020

Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи

4

Литературно-музыкальная композиция «Тема Великой Отечественной войны» в творчестве пермских поэтов А. Решетова и Н. Домовитова

Декабрь, 2020

Предварительная подготовка: изучить биографию поэтов, основные этапы их творчества; прочитать стихи

5

Вечер поэзии Осипа Мандельштама.

Январь, 2021

Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи

6

Памяти А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Литературно-музыкальная композиция «Моя мадонна»

Февраль, 2021


7

Вечер – встреча с А. В. Ширинкиным, оханским краеведом, поэтом, писателем.

Март, 2021


8

Литературно-музыкальная композиция «Все начинается с любви» (по творчеству Вероники Тушновой)

Апрель, 2021

Предварительная подготовка: изучить биографию поэтессы, основные этапы ее творчества; прочитать стихи

9

«Ах, осень, осень, зачем так рано…» (творческий вечер памяти В. П. Астафьева)

Май, 2021

Предварительная подготовка: изучить биографию писателя, основные этапы его творчества.


5. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Список литературы

1. Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. (Жизнь замечательных людей). 

2. А. А. Волков.  Творчество А. И. Куприна.

3. Воспоминания о Борисе Пастернаке. (сборник). — М.: Слово/Slovo, 1990.

4. Чуковская Л. К. Борис Пастернак // Сочинения. В 2 т. — М.: Арт-Флекс, 2001.

5. Катаева Т. Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции. — Мн.: Современный литератор, 2009

6. Розанов И. И. Русская советская поэзия 50—70х годов. Хрестоматия. — Минск: Высшая школа, 1982

7. «Несколько слов о себе», Автобиография, 1972

8. Антология современной уральской поэзии (1997—2003 гг)

9. Решетов Алексей Леонидович // Энциклопедия "Пермский край".

10. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: В 4 т. / Сост. М. А. Цявловский, Н. А. Тархова; Науч. ред. Л. Я. Левкович; Худож. В. В. Медведев. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1999.

11. Кихней Л. Г. Осип Мандельштам: Бытие слова. — М.: Диалог МГУ, 2000.

12. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. — СПб., 2002.

13. Лекманов О. А. Мандельштам. — М.: Мол. гвардия, 2004.

14. Ширинкин А. В. Россия, которую мы потеряли.

15. Звёздный бисер имени. Вспоминая Веронику Тушнову // Литературная газета, 2015, № 13

16. В. М. Тушнова. За это можно все отдать. М.: Экмо, 2014.

Образовательные электронные ресурсы 

1. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/267976

http://www.bibliogid.ru или http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.


6. Оценка достижений планируемых результатов.

Оценкой достижений планируемых результатов являются

- творческие проекты студентов,

- участие во внутриколледжных и районных литературных конкурсах.

Творческие проекты.

1.Сочинение студентами стихотворений «Проба пера. Лирический дневник»;

2.Написание студентами сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств. Причем использование не традиционных видов сочинений, а творческих: эссе, очерк, заметка, дневник и т.д.

3. Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.

9