Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»
Филиал г. Оханск
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
______________ Т. Л. Кузьмина
___________________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного КРУЖКА
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Составила преподаватель
русского языка и литературы
Чазова Т. Н.
Оханск, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Общая характеристика 3
3. Тематическое планирование 5
4. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы 6
5. Результаты освоения дополнительной образовательной программы 7
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Литературная гостиная» имеет художественно-эстетическое направление и рассчитана на студентов 1 – 2 курсов филиала колледжа.
Основные цели программы:
_ создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации.
- способствование развитию и становлению творческой личности студентов;
- приобщение студентов к творчеству писателей и поэтов Пермского края; к творчеству писателей и поэтов, не входящих в перечень программных произведений;
- сформировать эмоционального восприятия художественных текстов, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры у студентов;
- формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Основные задачи:
- Стимулирование интереса к духовному богатству России, Пермского края;
- Воспитание через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.
- Расширение литературного кругозора учащихся, формирование читательской потребности.
- Формирование исследовательских умений и навыков.
- Развитие образного мышления, закрепление навыков устной, в том числе монологической речи;
- Развитие творческих способностей.
2. Общая характеристика кружка «Литературная гостиная».
В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углублённого изучения литературы.
На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный кружок.
На фоне компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема является самой актуальной в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» - один из способов приобщения студентов к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет реализовать творческий потенциал студентов, становится стимулом для более глубокого постижения предмета. Она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания студентов по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края.
Работа по данной программе помогает студентам участвовать в поисковой деятельности (поиск материалов, определение групп и направлений по проекту, использование в работе сети Интернет, составление вопросов и т.д.), редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы (чтение текста, анализ произведений, работа в группах по определённой проблеме), грамотно строить свою речь.
Рамки программы « Литературная гостиная» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах.
Необходимость такого курса очевидна, если учитывать явную недостаточность в типовых учебных программах регионального аспекта, объективное изменение характера современной культуры, в которой литература перестаёт играть исключительную роль, растущее влияние массовой культуры на подрастающее поколение.
Возраст участвующих в реализации данной образовательной программы 15 – 18 лет (1 – 2 курс).
Срок реализации образовательной программы – 2 года.
Режим занятий - 1 раз в месяц по 1 часу (60 минут).
Определены три направления работы кружка:
- Исследовательская: подготовка сообщений, докладов, рефератов.
- Просветительская: выпуск газет-бюллетеней.
- Массовая: организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, викторин, передвижных книжных выставок.
Формы занятий:
- мини-лекции,
- практикумы,
- консультации,
- беседы,
- выразительное чтение,
- литературные игры,
- литературно-музыкальные композиции.
Способы проверки результатов освоения программы:
- Творческие проекты: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, работа в творческих группах (сценарная, оформительская).
- Информационные проекты: сбор материала о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной образовательной программы является выступление студентов с творческими отчетами: литературный вечер – портрет, литературно – музыкальная гостиная.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Студенты должны знать:
1. Содержание изучаемых художественных произведений пермских авторов.
2. Основные факты из биографии писателей, тематическую направленность их творчества.
3. Минимум изобразительных средств, достаточный для самостоятельного осмысления и анализа произведений художественной литературы.
4. Место литературы родного края в современном литературном процессе России.
Студенты должны владеть:
1. Умением сознательного вдумчивого чтения произведений художественной литературы.
2. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) семантико-стилистического анализа, направленного на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной системе произведений.)
3. Основами (в соответствии с возрастными требованиями) написания сценариев, праздников, литературно-музыкальных композиций, встреч.
4. Умением вести поисковую работу (в соответствии с возрастными требованиями)
5. Навыками высокой культуры речи.
6. Умением находить нужный материал в сети Интернет.
3. Тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год.
№ п/п | Тема занятия, вид | Сроки выполнения | Примечания |
1 | Литературно-музыкальная композиция «Я - беспечный парень. Ничего не надо…», к Дню рождения Сергея Есенина | Октябрь, 2019 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи |
2 | Вечер – портрет, посвященный творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» | Ноябрь, 2019 | Предварительная подготовка: чтение и подготовка выразительного чтения стихов |
3 | Час поэзии Афанасия Фета «Русский поэт со столь странной фамилией» | Декабрь, 2019 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи |
4 | «Кто ж не любит эти святки!» - история январских праздников | Январь, 2020 | Предварительная подготовка: сообщения по теме занятия |
5 | Вечер поэзии «Все начинается с любви» | Февраль, 2020 | Предварительная подготовка: по любимым стихам подготовить не большой обзор |
6 | Литературная игра «Умники и умницы» по произведениям Л. Н. Толстого | Март, 2020 | Предварительная подготовка: повторить основные этапы жизни писателя, библиографию |
7 | Вечер – встреча «Литературное Прикамье» | Апрель, 2020 | Предварительная подготовка: сообщения, презентации о писателях и поэта Пермского края |
8 | Литературная презентация «Книги – юбиляры 2015 года» | Май, 2020 | Предварительная подготовка: сообщения, презентации о книгах-юбилярах |
9 | «Проба пера» - литературный конкурс | Июнь, 2020 | |
4. Тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год.
№ п/п | Тема занятия, вид | Сроки выполнения | Примечания |
1 | Литературно-музыкальная композиция «Любовь в творчестве А. И. Куприна» | Сентябрь, 2020 | Предварительная подготовка: изучить биографию писателя, основные этапы его творчества; прочитать рассказ «Гранатовый браслет» |
2 | Вечер – портрет, посвященный творчеству Бориса Пастернака «Живым и только до конца» | Октябрь, 2020 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи |
3 | Час поэзии Эдуарда Асадова «Сражаюсь, верую, люблю!» | Ноябрь, 2020 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи |
4 | Литературно-музыкальная композиция «Тема Великой Отечественной войны» в творчестве пермских поэтов А. Решетова и Н. Домовитова | Декабрь, 2020 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэтов, основные этапы их творчества; прочитать стихи |
5 | Вечер поэзии Осипа Мандельштама. | Январь, 2021 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэта, основные этапы его творчества; прочитать стихи |
6 | Памяти А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Литературно-музыкальная композиция «Моя мадонна» | Февраль, 2021 | |
7 | Вечер – встреча с А. В. Ширинкиным, оханским краеведом, поэтом, писателем. | Март, 2021 | |
8 | Литературно-музыкальная композиция «Все начинается с любви» (по творчеству Вероники Тушновой) | Апрель, 2021 | Предварительная подготовка: изучить биографию поэтессы, основные этапы ее творчества; прочитать стихи |
9 | «Ах, осень, осень, зачем так рано…» (творческий вечер памяти В. П. Астафьева) | Май, 2021 | Предварительная подготовка: изучить биографию писателя, основные этапы его творчества. |
5. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы
1. Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. (Жизнь замечательных людей).
2. А. А. Волков. Творчество А. И. Куприна.
3. Воспоминания о Борисе Пастернаке. (сборник). — М.: Слово/Slovo, 1990.
4. Чуковская Л. К. Борис Пастернак // Сочинения. В 2 т. — М.: Арт-Флекс, 2001.
5. Катаева Т. Другой Пастернак: Личная жизнь. Темы и варьяции. — Мн.: Современный литератор, 2009
6. Розанов И. И. Русская советская поэзия 50—70х годов. Хрестоматия. — Минск: Высшая школа, 1982
7. «Несколько слов о себе», Автобиография, 1972
8. Антология современной уральской поэзии (1997—2003 гг)
9. Решетов Алексей Леонидович // Энциклопедия "Пермский край".
10. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: В 4 т. / Сост. М. А. Цявловский, Н. А. Тархова; Науч. ред. Л. Я. Левкович; Худож. В. В. Медведев. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1999.
11. Кихней Л. Г. Осип Мандельштам: Бытие слова. — М.: Диалог МГУ, 2000.
12. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. — СПб., 2002.
13. Лекманов О. А. Мандельштам. — М.: Мол. гвардия, 2004.
14. Ширинкин А. В. Россия, которую мы потеряли.
15. Звёздный бисер имени. Вспоминая Веронику Тушнову // Литературная газета, 2015, № 13
16. В. М. Тушнова. За это можно все отдать. М.: Экмо, 2014.
Образовательные электронные ресурсы
1. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/267976
http://www.bibliogid.ru или http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
http://litera.edu.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
6. Оценка достижений планируемых результатов.
Оценкой достижений планируемых результатов являются
- творческие проекты студентов,
- участие во внутриколледжных и районных литературных конкурсах.
Творческие проекты.
1.Сочинение студентами стихотворений «Проба пера. Лирический дневник»;
2.Написание студентами сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств. Причем использование не традиционных видов сочинений, а творческих: эссе, очерк, заметка, дневник и т.д.
3. Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.
9