1. Роль и место дисциплины | В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ. |
3.Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. |
4. Цели и задачи | Цель: введение в абстрактный мир математических понятий и их свойств, формирование первоначальных навыков ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. Задачи: 1. Развить личность ребенка, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; 2. Формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемами мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способами организации учебной деятельности.
|
5. Специфика программы | Предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать ему возможность приобрести первоначальные навыки ориентации в той части реальной деятельности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. Другими словами, ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия, что помогает добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приёмов решений открывает ученику путь к выполнению конкретных заданий, в том числе и таких, с которыми ему раньше не приходилось сталкиваться. |
6. Основные содержательные линии курса | В рабочей программе по математике представлены следующие содержательные линии: -«Изучение чисел»; -«Изучение действий над числами»; -«Изучение геометрического материала»; -«Формирование временных и пространственных представлений»; -«Изучение величин»; -«Обучение решению текстовых арифметических задач». |
7. Структура программы | Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве (10 ч) Этот разноцветный мир. Одинаковые и разные по форме. Слева и справа, сверху и снизу. Над, под, левее, правее, между. Впереди и позади. Направления. Больше, меньше, одинаковые. Больше, меньше, поровну. Геометрические фигуры и их свойства (18 ч) Плоские геометрические фигуры. Прямые и кривые. Точки. Отрезки и дуги. Непересекающиеся линии. Ломаная линия. Замкнутая ломаная и многоугольник. Прямой угол. Четырёхугольники и прямоугольники. Симметричные фигуры. Числа и цифры (28 ч) Первый и последний. Следующий и предшествующий. Один и несколько. Число и цифра 1. Один лишний. Один и ни одного. Число и цифра 0. Число и цифра 2. Знаки , =. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5. Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. Однозначные числа. Число 10 и один десяток. Счёт до десяти. Десяток и единицы. Разряд единиц и разряд десятков. От первого до двадцатого и наоборот. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (48 ч) Сложение и знак плюс. Слагаемые и сумма. Прибавление 1. Прибавление числа 2. Прибавление числа 3. Прибавление числа 4. Вычитание и знак минус. Разность и её значение. Уменьшаемое и вычитаемое. Вычитание числа 1. Вычитание по одному. Сложение и вычитание. Перестановка слагаемых. Сложение числа 1 с однозначными числами. Сложение числа 2 с однозначными числами. Сложение числа 3 с однозначными числами. Сложение числа 4 с однозначными числами. Группировка слагаемых. Скобки. Сложение с числом 10. Прибавление числа к сумме. Прибавление суммы к числу. Прибавление по частям. Сложение числа 5 с однозначными числами. Прибавление суммы к сумме. Сложение числа 6 с однозначными числами. Сложение числа 7 с однозначными числами. Сложение числа 8 с однозначными числами. Сложение числа 9 с однозначными числами. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание из единиц. На сколько больше? На сколько меньше? Вычитание по частям. Таблица сложения. Величины и их измерение (28 ч) Раньше и позже. Части суток и времени года. Шире и уже. Дальше и ближе. Длиннее и короче. Измеряй и сравнивай. Измерение длины отрезка. Сантиметр. Дециметр. Старше и моложе. Продолжительность. Тяжелее и легче. Дороже и дешевле. Измерение длины. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин. |
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия. |
10. Итоговый контроль | Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме тестовых заданий, контрольных работ. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего - 132 часа: I семестр - 20 ч. II семестр - 20 ч. III семестр - 20 ч. IV семестр - 24 ч. V семестр - 20 ч. VI семестр - 28 ч. |