Рабочая программа предшкольной подготовки составлена на основе« Программы обучения и развития «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М. Вентана-Граф, 2016г.
Модифицированная программа « АБВГДейка» предназначена для подготовки детей, готовящихся к поступлению в 1 класс.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет должен прежде всего определятся тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
Программа « АБВГДейка» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программах документах) и не по учебным (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе .
Программа обучения и развития детей шестого и седьмого года жизни построена на основе следующих принципов:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий, опора на игровую деятельность;
систематичность и последовательность занятий;
наглядность.
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Выявление уровня готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Развитие предпосылок учебной деятельности, готовности к школьному обучению.
Основные задачи программы:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей 6 -7-летнего возраста;
2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста и старше. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «АБВГДейка» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Школа будущего первоклассника позволит дошкольнику не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. А так же формирует у детей предпосылки к учебной деятельности и качества, необходимых для адаптации к школьному обучению.
1. Личностные УУД:
принимать и выполнять правила школьного распорядка:
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице;
освоить роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
под руководством учителя определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуация;
под руководством учителя определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуация.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетради, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые вопросы учителя;
сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие;
группировать объекты, предметы на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
участвовать в деятельности при работе в паре.
Предметные результаты:
отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи;
классифицировать звуки на согласные и гласные; выделять звук в начале, конце и середине слова; дифференцировать понятия «звук» и «буква»; штриховать, обводить по контуру;
сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам;;
называть последовательно дни недели и времена года; различать овощи и фрукты;
называть свой адрес, название страны, республики;
называть сезонные изменения в природе;
производить вычисления с числами в пределах 10 ;
распознавать и изображать геометрические фигуры; ориентироваться во времени, пространстве;
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются четыре раздела, отражающих основные линии развития - дошкольника в результате его обучения:
«Учимся думать, рассуждать, ребёнка фантазировать»
«Учимся родному языку»
«Учимся рисовать»
«Познаём других людей и себя».
«Учимся родному языку»- 17ч.
Подготовка к обучению грамоте
Выявить представление дошкольников о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Работать над понятиями «звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки»
Упражнять в составлении предложений, делении слов на слоги.
Упражнять в выделении звука в слове.
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на вопросы;
Рассказывать сказку, отгадывать загадку.
«Учимся думать. рассуждать, фантазировать» -17ч.
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения.
Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике»:
Умения, лежащие в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе
Логическая пропедевтика.
«Учимся рисовать» 17ч.
Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, лепку и копирование образцов и способствующей формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
Пространственная ориентировка;
Умение анализировать форму предмета и изображения;
Развитие воображения;
Освоение ряда средств художественной выразительности
«Познаём других людей и себя» 3ч.
Раздел представлен содержанием, которое формирует у дошкольников знания, необходимые для осознания ими самого себя.
Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение.
Воспитание доброжелательности, внимательного отношения к другим, развитие навыков общения.
Учимся родному языку»- 17ч.
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»- 17ч.
«Познаём других людей и себя»- 3ч.
«Учимся рисовать»- 17ч.
Всего: 54 ч.
Порядок организации предшкольной подготовки «АБВГДейка»:
Группы формируются из детей 6-летнего (и старше) возраста;
Продолжительность обучения составляет 18 недель (февраль - апрель)
Дни занятий:
Февраль - понедельник, вторник
Март - понедельник, вторник
Апрель - понедельник, вторник
Продолжительность занятия – 25 минут. Между занятиями перемена 10 минут.
1 занятие 16.00 – 16.25
2 занятие 16.35 – 17.00
3 занятие 17.10 - 17.35
Основная форма организации деятельности - урочная.
Ведущий метод работы с детьми - игра.
Календарно - тематическое планирование
«Учимся родному языку» 17ч.
№ п/п | Дата | Тема занятий | Содержание занятия | Кол.час. |
1 | | В мире звуков. Формирование понятия о звуках. Игра «Угадай звук» | Звуки слышу и называю | 1 |
2 | | Звуки и буквы. Игра «Найди букву» | Звуки слышу и называю | 1 |
3 | | Путешествие по городу Алфавитинску. Игра «Я знаю пять имён…» | Знакомство с алфавитом | 1 |
4 | | Слова – признаки. Овощи. | Группировка предметов | 1 |
5 | | Гласные звуки. Игра «Эхо», «Экскурсия» | Развиваю фонематический слух и зоркость | 1 |
6 | | Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко» | Звуки слышу и называю, различаю гласные и согласные | 1 |
7 | | Твёрдые и мягкие звуки Игра «Камень - вата». | Звуки слышу и называю,различать твёрдые и мягкие согласные | 1 |
8 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Игра «превращения слов» | Звуки слышу и называю, Различать звонкие и глухие согласные | 1 |
9 | | Буква и звук. Игра «Доскажи словечко» | Различаю звук и букву | 1 |
10 | | Шипящие звуки. Путешествие на воздушном шаре. | Звуки слышу и называю, | 1 |
11 | | Слоги. Ударение. Лесная школа. | Учусь слышать и слушать. Выполнять простейшие графические задания | 1 |
12 | | Чтение слогов. Игра «Собери слово» | Делить слова на слоги | 1 |
13 | | Чтение слогов. Игра «Собери слово» | Делить слова на слоги | 1 |
13 14 | | Наша речь. В гостях у Мудрой совы. | Обогащение и активизация словаря | 2 |
16 | | Устная и письменная речь. В гостях у домовёнка. | Обогащение и активизация словаря | 1 |
17 | | Слова. Предложения. В гостях у Гены и Кеши. | Обогащение и активизация словаря | 1 |
Календарно - тематическое планирование
«Учимся думать, рассуждать. Фантазировать» 17ч.
№ п/п | Дата | Тема занятий | Содержание | Кол. час |
1 | | Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки). | Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; | |
2 | | Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине. | Пространственное ориентирование по клеткам. | |
3 | | Свойства предметов (форма, величина). | Объединять группы предметов, | |
4 | | Сравнение групп предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно» | Знакомство с правилами измерения предметов с помощью условной мерки | |
5 | | Геометрические фигуры: круг, квадрат. | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать | |
6 | | Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=". | Соотношение количества предметов между двумя группами | |
7 | | Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, шире – уже). | Соотношение предметов | |
8 | | Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия). | Соотношение количества предметов между разными группами | |
9 | | Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом. | Соотношение количества предметов между двумя группами. Ориентировка во времени | |
10 | | Геометрические фигуры: треугольник, овал. Составление фигуры из частей. Количество и счёт 3. Состав числа три. | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать | |
11 | | Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения: между, посередине. | Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; | |
12 | | Времена года. Месяц. Дни недели. | Ориентировка во времени | |
13 | | Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт. | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать | |
14 15 | | Ориентация на листе бумаги: правый, левый угол, верхний, нижний угол, центр листа. | Пространственное ориентирование по клеткам. | |
16 | | Пространственные отношения: на, над, под | Пространственное ориентирование | |
17 | | Игра – путешествие в страну Математику | Развития мышления и воображения, творчества | |
Календарно - тематическое планирование
«Учимся рисовать» 17ч.
№п/п | дата | Тема занятий | Содержание | Кол. часов |
1 | | Знакомство с видами изобразительного искусства, материалами, инструментами для рисования, основными правилами работы. «Павлин» | Применять инструменты в работе. | 1 |
2 | | Волшебный мир красок. Ознакомление с разнообразием цветовой гаммы. «Снегири» | Работа по образцу | 1 |
3 | | Знакомство со средствами художественной выразительности (штрих, линия, мазок, цвет).»Украшаем лесную ёлочку» | Работа по образцу, со штампами | 1 |
4 | | Графическое изображение предмета. | Ориентирование на листе | 1 |
5 | | Пространственное изображение предметов. | Ориентирование на листе | 1 |
6 | | Ориентирование в пространстве листе. | Ориентирование на листе | 1 |
7 | | Выполнение разнообразных видов штриховки. | Знакомство с техникой штриховки | 1 |
8 | | Лепка. Знакомство с правилами работы. | Работа с пластилином | 1 |
9 | | Лепка предметов круглой формы. | Работа с пластилином | 1 |
10 | | Лепка из жгутиков. «Зайчик» | Работа с пластилином | 1 |
11 | | Лепка. Ёлочка. | Работа с пластилином | 1 |
12 | | Лепка. «Дерево» | Работа с пластилином | 1 |
13 | | Сравнение предметов по цветовой гамме. «Первые листочки» | Развиваем творческую инициативу | 1 |
14 | | Сгибание и складывание листа бумаги вдвое, вчетверо. | Работа с бумагой | 1 |
15 | | Рисование пальчиковое | Работа по образцу | 1 |
16 | | Рисование с примыканием. | Работа по образцу | 1 |
17 | | Коллективная работа «Рисуем дружно» | Умение работать в группе, в паре | 1 |
Календарно - тематическое планирование
«Познаём других людей и себя» 3ч.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | Кол. час. |
1 | | Давайте познакомимся | Развитие коммуникативных способностей | 1 |
2 | | Школьник и дошкольник | Знакомство с правилами. Учимся работать по правилам | 1 |
3 | | Мы хорошие друзья. Правила дружбы | Развитие коммуникативных способностей | 1 |
Литература
Козлова С. А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»;
СалминаН.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;
Златополъский Д. С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Салмина Н.Г. «Учимся думать»;
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников».
«Играем и читаем вместе»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О\
«Клетки, точки и штрихи»,
«Рисование, аппликация и лепка»,
«Анализ форм и создание образа»,
«Графика, живопись и народные промыслы»;