СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предшкольной подготовки «Скоро в школу»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями.

Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки «Скоро в школу»,»


Программа предшкольной подготовки

«Скоро в школу»,

разработанная для организации занятий с дошкольниками 6-7 лет

в МКОУ СОШ № 15

Лысенко Г.В.

Пояснительная записка

Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями.

Основополагающими идеями данной программы являются:

- направленность на формирование психологической готовности детей к школе

- сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели

Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.

Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.

И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.







Временной период деятельности программы:






Субъекты программы:





Основные разделы программы



1.День открытых дверей (26 июня)

Блок мероприятий (июнь)

2. «Школа первоклассника»

Тематические занятия -20 часов (с 26 июня по 16 июля )

3.Работа с родителями

Блок мероприятий(с 26 июня по 16 июля)



1. Цель программы:


Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.


Цель реализуется через решение конкретных задач:

1. Первичное знакомство со школой:

знакомство со зданием и его историей,

с традициями школы.

2.Знакомство с первым учителем, с классом, создание

психологической атмосферы спокойствия будущих

первоклассников.

3.Введение детей в роль «школьника», реализация

возможности пробы сил в новой роли, первичное

знакомство с правилами школьной жизни.

4.Развитие интереса, позитивного настроя на обучение

в школе через построение системы занятий.

5.Построение системы работы с родителями будущих

первоклассников.

6.Анализ психологической готовности каждого ребёнка к

обучению в школе, с последующей консультацией

родителей.


2. Принципы построения программы:


  • Принцип систематичности и последовательности

построения

  • Принцип учёта возрастных психологических особенностей

детей дошкольного возраста

  • Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку

  • Принцип гуманности и терпимости

  • Принцип сотрудничества

( -дети –родители- педагоги - школьный психолог)

  • Принцип «Не навреди»







3.Основные функции программы:


  • Коммуникативная - направлена на создание условий для

развития уровня коммуникативных качеств будущих

первоклассников, возможности их продуктивного общения со

сверстниками и педагогами.

  • Развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности детей.

  • Корректирующая - направлена на создание условий для выявления «факторов риска» в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.



4.Механизм реализации программы «Скоро в школу»


«День открытых дверей»

26 июня

Ряд мероприятий, включающих

предварительную подготовку, проведение, работу с родителями. Задействованы: администрация школы, педагоги школы, психолог, школьное самоуправление.



Работа с родителями

26 июня-16 июля

Ряд мероприятий, включающих родительские собрания, педагогические лектории, консультационную помощь.

Задействованы:

администрация школы,

педагоги,

психолог.





«Школа первоклассника»

26 июня-16 июля

Спланированная система занятий будущих первоклассников.

Реализуется с 26 июня-16 июля

20 занятий с педагогами, школьным психологом.

Задействованы: учителя начальной школы, психолог, учитель музыки, учитель физкультуры.


















4.1. «День открытых дверей»

Цель мероприятия:

Первичное знакомство детей и родителей со школой:

знакомство со зданием и его историей, с традициями

школы, её сегодняшней жизнью. Знакомство с первым

учителем, с классом.

Предварительная подготовка:

  • Посещение детских дошкольных учреждений города,

присутствие на занятиях в подготовительных группах,

выступления на родительских собраниях, встречи с

родителями, сотрудничество с воспитателями по

вопросам преемственности детского сада и школы.

  • Посещение семей будущих первоклассников.

  • Выявление и консультационные встречи с родителями детей, не посещающих детский сад.

  • Планирование и подготовка мероприятия силами педагогов и школьного самоуправления.

Примерный план проведения мероприятия:

  • Встреча детей, родителей и воспитателей детских садов.

  • Общий сбор в актовом зале школы.

  • Праздничная программа для гостей, подготовленная силами

педагогов и учащихся школы.

  • Экскурсия - путешествие по школе, которая включает в себя

станции:

«В мир растений и животных»

(Кабинет биологии)

«Удивительное рядом»

(Кабинет физики)

«Умные машины»

(Кабинет информатики)

«Вокруг света»

(Кабинет географии)

«Мастерок»

(Школьная мастерская)

«Сильные. Ловкие. Смелые»

(Спортивный зал)

«Книголюбово»

(Школьная библиотека)

«Чему учат в школе»

(Кабинет начальных классов будущих

первоклассников, занятие проводит учитель)

  • «Сладкая перемена» угощение в школьной столовой.

  • Игровая программа для детей.

  • Родительское собрание.



4.2«Школа первоклассника»

Цель системы занятий:

Введение детей в роль «школьника», реализация

возможности пробы сил в новой роли,

знакомство с правилами школьной жизни.

Развитие интереса, позитивного настроя на обучение.


Спланированная система занятий с детьми рассчитана на двухнедельный период. Для занятий задействуются кабинет начальных классов (будущий кабинет 1 класса), кабинет музыки, спортивный зал школы, игровая комната, школьная библиотека. Кроме того, для прогулок и занятий на свежем воздухе определяется территория спортивной площадки и зона отдыха школы.

В реализации системы занятий задействованы:

  • Учитель начальных классов

  • Школьный психолог

  • Учитель музыки

  • Учитель физкультуры

  • Библиотекарь

  • Вожатая школы


Режим работы «Школы первоклассника»

Ежедневно по 3 занятия.

Продолжительность занятий 20 минут

Продолжительность перемены 15 минут, после второго занятия - динамическая пауза 1 час.



Перемена 15 минут, динамическая пауза – предполагается прогулка, игры на свежем воздухе.










Составляющие системы занятий школы первоклассника


  • Развитие речи- 3 часа

  • «Математический калейдоскоп»- 3 часа

  • Блок творчества – 6 часов

-«Мастерок»- 3 часа

- «Весёлые нотки» - 2 часа

  • «Спортивный час» - 4 часа

  • Занятия школьного психолога - 4 часа


Примерное тематическое планирование занятий


  • Развитие речи – 8 часов

Каждое занятие предполагает упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».

Часть занятия занимают «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.



№ занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

Что такое школа.

Знакомство детей с учителем, друг с другом. Введение в роль школьника.

Беседа о школе, школьных правилах, школьных науках, школьных принадлежностях. Составление текста о школе. Творческая работа « Наша школа» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.


2

В мире волшебных слов.

Здравствуйте. Добрый день.

Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о «волшебных» словах и их силе. Введение понятия «Речь». Творческая работа «В музее добрых слов» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.


3

Моя семья.

Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о семье, о её значении для человека.

Введение понятия «Предложение».

Творческая работа «Моя семья»

составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

4

Любимые игрушки.

Повторение правил «Школьного звонка» Составление текста об игрушке. Введение понятия «Слово»

Игра «Жмурки с игрушками»

Творческая работа «В магазине игрушек» - работа с трафаретами, рисование, раскрашивание, штриховка.

5

В гостях у лета.

Повторение понятий «Речь» «Предложение» «Слово»

Упражнения в составлении предложений на заданную тему. Составление текста по наблюдениям. Творческая работа «Что нам дарит лето» составление рисунка по опорным трафаретам, штриховка и раскрашивание.














  • «Математический калейдоскоп» – 8 часов


Занятия строятся согласно определённой структуры, отвечающей возрастным особенностям дошкольников. Они включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно – ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.

Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнения заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.


№ занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

Если спросим: - «Сколько?»

Упражнения в счёте предметов при ответе на вопрос: - «Сколько»

Работа со счётным и раздаточным материалом. Использование дидактических игр.

Знакомство с волшебницей Клеточкой. Построение узора на клетках. Игровое творческое задание - «Вышиваем полотенце»

2

Одинаковое, разное. Больше, меньше, столько же.

Выполнение заданий на нахождение сходства и различия.

Игра «Волшебный мешочек», «Кривое зеркало» и др. Сравнение количества предметов, оперируя понятиями больше, меньше, столько же.

Работа с трафаретами и построение бордюра по клеткам.

4

Направо, налево. Вверх, вниз. Между, рядом, за.

Упражнения в пространственной ориентации через игровую деятельность. Игры «Репка», «Кто где стоит», «Поиск спрятанной игрушки», «Что изменилось»…Задания волшебной Клеточки связаны с ориентированием на поле тетрадного листа ( продолжи узор, диктант по построению узора…)

5

Один. Много.

Упражнения в счёте и количественном сравнении групп предметов. Работа с раздаточным материалом. Игры «Весёлый поезд», «Что изменилось»… Творческая работа по составлению рисунка, штриховка, раскрашивание.

6

Город квадратов и треугольников.

Занятие- путешествие в город геометрических фигур. Повторение представлений о квадрате и треугольнике. Игры «Почини одеяло», «Составь узор» «Найди такой же»…Работа с геометрическим материалом по названию, счету фигур. Творческая работа в тетради с геометрическим трафаретом. Штриховка, раскрашивание.



7

Дни недели.

Упражнение в счёте и количественном сравнении групп предметов. Закрепление знания последовательности дней недели. Игры «Найди своё место», «Весёлый поезд», «Доскажи словечко»

Задания волшебной Клеточки по составлению и раскрашиванию узоров.











  • Блок творчества – 6 часов

Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.

Данный блок предполагает занятия по рисованию, лепке, создание аппликации и музыкальные занятия в кабинете музыки.

«Мастерок» - 3 часа

№ занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

Работа с пластилином.

Лепка на тему «Летние цветы»

Повторение основных свойств пластилина, правил работы с ним. Творческая работа «Летние цветы» (приём нанесения пластилина на картонную основу) Рассказ о своей работе.

На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

2

«Мы рисуем лето»

Составление узора и цветовое оформление крыльев бабочки. Симметрия, точность линий. Работа простым карандашом, акварельными красками. На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

3

«На манеже цирка»

Аппликация «Весёлый клоун»

Коллективная творческая работа по созданию аппликации из геометрических фигур.

На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

- «Весёлые нотки» - 3 часа

занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

«Экспедиция за песнями»


Слушание и разучивание песен о лете.

2

«Музыкальный калейдоскоп»

Слушание и разучивание песен В. Шаинского

3

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем с тобой играть»

Разучивание и исполнение игр – хороводов.

  • «Спортивный час» - 4 часа

Занятия проводятся в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.

занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

«Ловкие и меткие»

Развитие меткости и ловкости.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

-Упражнение в метании мяча в цель

- Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение»

- Подведение итогов занятия.

2

«Сильные и быстрые»

Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

-Прыжки в длину с места.

-Подвижные игры «Эстафета кузнечиков», «Класс! Смирно!»

- Подведение итогов занятия.

3

«Сильные и быстрые»

Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

- Бег 30 м

-Подвижные игры «Чай-чай-выручай», «Съедобное- несъедобное» - Подведение итогов занятия

4

«Весёлый стадион»

Развитие быстроты в эстафетах и подвижных играх.

-Построение

-Разминка

-Эстафеты с эстафетной палочкой

-Любимые подвижные игры

  • Занятия школьного психолога - 4 часа

Занятия нацелены на формирование навыков сотрудничества между детьми,

выработку умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга, что будет способствовать успешной адаптации. Кроме того, в ходе занятий психолог имеет возможность выявить детей имеющих трудности в общении со сверстниками, со взрослыми, дать консультацию родителям и будущим педагогам.


занятия

Тема


Примерное содержание занятия

1

Знакомство. Введение схемы времени.

-Знакомство детей друг с другом, с психологом(тактильные игры на доверие, умение знакомиться, пантомима)

-Введение знака «Я», отработка этого знака (рисуночные методы самопрезентации, оценки своего настроения)

-Введение схемы времени

( работа по группам; итог составление схемы по опорным картинкам, совместное обсуждение)

-Ритуал прощания

2

Знаки «Я» и «Мы»

-Презентация знаков «Я» и «МЫ» , объяснение их значения(связь с правилами поведения в школе), отработка этих знаков по принципу: вопрос- ответ.

-Игры и упражнения для отработки умения работать в парах, отвечать хором, отвечать по одному по поднятой руке.

-Ритуал прощания.

3

Как надо и не надо спорить

-Противопоставление спора ссоре. Развитие произвольного внимания, способности работать по правилам.

-Постановка проблемы –спор или ссора? Диалог литературных персонажей

-Работа в группах(Чтобы поспорить надо отыскать доказательства своей правоты)

-История про Ежа и Зайца(Оценка ситуации и способы разрешения)

-Обсуждение в круге «Можно ли обойтись без ссор, обид и драк.

-Ритуал прощания.

4

Введение нового знака «?»

-Введение знака «?». Объяснение, примеры, рисуночные методы, игры на тренировку применения знака.

-Тренировочные игры на развитие навыка сотрудничества.

-Отработка умения задавать уточняющие вопросы (Работа в группах по картинкам)

-Ритуал прощания



  • Изучение и анализ психологической готовности

ребёнка к обучению в школе



Данный пункт в работе «Школы первоклассника» имеет своей целью не только проанализировать готовность детей к обучению, но и грамотно, профессионально прогнозировать насколько успешно пройдёт адаптация будущих первоклассников к школе, дать необходимые консультации родителям по исключению факторов риска за оставшийся период времени.

Исходя из небольшого временного периода работы «Школы первоклассника» определены три важных критерия готовности ребёнка к школе: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. Предложенные методики частично реализует психолог, частично учитель на своих занятиях по предварительной договорённости о целесообразности и возможности их использования на том или ином занятии. По результатам данной работы проводятся консультации с родителями.




Критерии



Показатели


Методики

1. Личностная готовность к обучению

-Отношение к школе


-Эмоциональная устойчивость

Агрессия

Тревожность

Адекватность

Реакций

-Произвольность поведения

(в деятельности)



-Отношение к учению,

интерес к знаниям

- Анкета. Методика Гинсбург

(адаптировано Овчаровой)



- Тест «Несуществующее животное»

- Методика Р. Сирса

- Наблюдение, беседа


-Методика Б.Р.Эльконина «Куб».

-Методика А.Карстен «Шахматная доска». -Методика Ш.Н.Чхартишвили «Альбом»


-Диагностическое интервью по общим рекомендациям И. Шварцнара. Наблюдение.

2.Интеллектуальная готовность к обучению

Дифференцированное восприятие

-Уровень развития интеллекта


-Уровень развития памяти




-Уровень развития произвольного внимания


-Развитие тонких движений рук, зрительно-двигательной координации


-Методика «Узнавание фигур»


-«Нарисуй человека»(мужчину)

Тест Гудинар-Харриса


- Методика «Узнавание фигур». «Нелепицы»Забрамной С.Д.

-«Память» А.Н.Леонтьева.


-Тест «Графический узор»

-Тест Пьерон-Рузера.


-«Перебор пальцев». «Ассиметричное постукивание» Графические пробы

-Пробы Озёрского

3Социально- психологическая готовность к школе

- Коммуникативные качества, необходимые ребёнку в процессе общения, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми. Умение познакомиться, уступать, действовать в команде, защищаться, подчиняться интересам и обычаям группы.


- Наблюдение

-Моделирование ситуаций

-Ролевые игры



Изучение уровня готовности ребёнка к школе имеет важное значение не только для родителей, но и для учителя. Зная его уровень готовности к обучению, его особенности - учитель сможет с первых дней обучения продумать индивидуальный подход к каждому ученику, выстроить линию по созданию условий успешной адаптации каждого ребёнка и класса в целом.



















4.4.Работа с родителями будущих первоклассников.


Цель системы мероприятий:

Установление отношений сотрудничества педагогов и

родителей по созданию условий успешной адаптации

первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной педагогической помощи родителям будущих первоклассников.

Работа с родителями охватывает все этапы программы и планируется с апреля по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи, анкетирование, посещение занятий в «День открытых дверей» - основные формы работы педагогов школы с родителями.


Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий:


  • Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего

микрорайона.

  • Работа с родителями через сотрудничество детских садов и

школы


- выступление на родительском собрании в

подготовительной группе

- организация «Дня консультаций школы в

детском саду»

- участие в оформлении информационных

стендов для родителей детей предшкольного

возраста в подготовительных группах


  • Родительское собрание в рамках «Дня открытых дверей»


- Посещение занятий с детьми, экскурсия по

школе

- Выступление психолога «Психологический

портрет первоклассника»

- Знакомство с учебной программой и её

особенностями

- Консультации «Чему и как учить до школы»,

«Что нужно первокласснику»


  • Сотрудничество педагогов родителей и психолога школы

в период «Школы первоклассника»

- анкетирование

- индивидуальные беседы

- консультации педагогов и психолога


  • Родительское собрание по итогам «Школы

первоклассника»

- беседа «Почему учиться трудно?» об

особенностях адаптационного периода

первоклассников

- консультация «Как избежать трудностей

адаптации»

-индивидуальная работа по результатам анализа

уровня готовности детей к обучению,

конкретные советы и рекомендации педагогов и

школьного психолога


  • Родительское собрание в августе посвящается

организационным вопросам , проводятся

индивидуальные консультации.



«Внимание и понимание – самая большая помощь,

которую мы можем оказать ребёнку»


Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно» должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников. Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!