СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа преемственности детского сада и школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

План программы преемственности между детским садом и школой.

Просмотр содержимого документа
«Программа преемственности детского сада и школы»

МАОУ «Саган-Нурская СОШ»

План работы по преемственности на 2020-2021 учебный год:

«Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ и ФГОС».


Пояснительная записка  к плану по преемственности.

Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности детского сада и школы.  ФГОС 2 поколения предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося. 

Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу положен системно-деятельностный подход. Возможно, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребёнке.

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Системно-деятельностный подход в образовании неразрывно связан с воспитательным процессом. Только в условиях деятельностного подхода человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому деловые игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовят их к жизни - это и есть системо-деятельностный подход, который приносит свои плоды, постепенно приводит  к достижениям.  

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников - наглядно-образный, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности,  является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребёнку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.  

Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

 Задачи:

  • Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

  • Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.

  • Проанализировать общеобразовательные программы детского сада  и школы, в соответствии ФГОС.

  • Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.

  • Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.

  • Поднять престиж школы.

  • Развитие любознательности.

  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

  • Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  • Развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками).

Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким,  учителям необходимо внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приёмы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе, а для этого у ребёнка должно быть сознательное желание учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Активность ребенка признается основой развития - знания осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Преемственность без участия взрослых невозможна. Подготавливается почва преемственности,  предполагается активное участие взрослого в деятельности ребёнка. Руководство педагога основано на уважении к ребёнку и на учёте его интересов. Воспитатель и учитель должны выступать в роли напарников, должны дополнять друг друга и тогда почва преемственности будет только нарастать. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности в дальнейшем и в школе.

Принимая детей в школу, важно учитывать уровень психологического развития ребёнка. Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объём этих знаний определён программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов это развитие у них познавательных интересов, любознательности.

А это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе. Ребёнок становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на всё дальнейшее развитие ребёнка.

Педагогические мероприятия

Наименование

мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Утверждение Положения о преемственности работы школы и детского сада. Заключение договора. Планирование совместной работы.

сентябрь


директор школы

заведующая детским садом


Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы»

сентябрь


администрация, педагоги

начальной школы

заведующая и

воспитатели д/с

Взаимопосещения:

посещение занятий в подготовительной группе учителями начальных классов 

в течение года


педагоги школы

воспитатели д/с


Оформление стенда и странички на сайте школы и детского сада «Для

вас, родители будущих

первоклассников!»

в течение года


Завуч школы

ст. воспитатель


Работа с детьми

Наименование

мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Экскурсия в школу «Будем знакомы!»

март

Завуч. школы

ст. воспитатель

Экскурсия в школьную библиотеку.


апрель


педагоги школы

воспитатели д/с

библиотекарь

Работа с родителями

Наименование

мероприятия

Сроки проведения

Ответственные


Общее родительское собрание «В семье первоклассник». Презентация о школе.

май


администрация школы