Летняя оздоровительная кампания МБОУ Пржевальская СШ
Информационная карта программы
Наименование программы | Программа пришкольного детского оздоровительного лагеря при МБОУ Пржевальская СШ « Каникулы в Поозерье» |
Организация – исполнитель программы | МБОУ Пржевальская СШ Демидовского района, детский оздоровительный лагерь |
Автор программы | Рабочая группа: Заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря – Ольга Игоревна Журавлева Старшая вожатая – Карпенкова Светлана Олеговна Учитель начальных классов – Домнина Елена Ефимовна |
Организаторы программы | Начальник лагеря – Журавлева Ольга Игоревна Старшая вожатая – Карпенкова Светлана Олеговна Учителя начальных классов – Домнина Елена Ефимовна, Астахова Наталья Вениаминовна, Гудкова Наталья Викторовна |
Участники программы | Социальный педагог – Рябченкова Елена Петровна Педагог-психолог- Козлова Елена Дмитриевна Учитель физической культуры – Зеленский Александр Валерьевич Школьная медсестра – Свистунова Светлана Николаевна Социальные партнеры: Городской Дом Культуры поселка Пржевальское, Детская библиотека, Национальный парк «Смоленское Поозерье», музей Партизанской Славы, музей Пжевальского Н.М., Детский дом творчества. |
Срок реализации | 01.06.2022г. – 21.06.2022г. |
Количество воспитанников | 17 |
Возраст детей | 1 отряд - от 7 до 10 лет; 2 отряд – от 11 до 17 лет |
Направления деятельности | Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, трудовой и познавательной деятельности |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. |
Задачи программы | - Создать условия для интересного, полноценного отдыха детей. -Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. - Приобщить ребят к творческим видам деятельности. - Формировать гражданскую позицию, патриотические чувства, знания по краеведению. - Способствовать формированию культурного поведения. - Формировать санитарно-гигиеническую культуру. - Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей. - Предоставить ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. - Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности. |
Ожидаемые результаты реализации программы | - Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности. - Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности. - Личностный рост участников смены. |
Пояснительная записка
Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится 1 смена в детском оздоровительном лагере при МБОУ Пржевальская СШ. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана программа.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы « Каникулы в Поозерье» летнего оздоровительного лагеря - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цель программы: Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
Создать условия для организованного отдыха детей.
Приобщить воспитанников к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Формировать культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, использовать окружающую природу в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организовать среду, предоставляющую ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у школьников навыки толерантного общения.
Создать условия для формирования гражданской позиции.
Принципы программы
Программа пришкольного детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
принцип гуманизации отношений — построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху;
принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности — результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;
принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей;
принцип дифференциации воспитания - дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой; взаимосвязь всех мероприятий; активное участие детей во всех видах деятельности;
принцип творческой индивидуальности - творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (март - апрель)
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного детского оздоровительного лагеря
«Каникулы в Поозерье»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном детском оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы« Каникулы в Поозерье»;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение инструктажей по ТБ.
Основной этап
Реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Заключительный этап
Подведение итогов смены (последний день смены);
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
Направления и виды деятельности
Программа воспитательной работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания разработана по следующим направлениям:
физкультурно – оздоровительное; художественно – эстетическое; трудовое; экологическое; духовно-нравственное; профилактическое и включает в себя четыре модуля.
Модуль | Основные формы работы |
Физкультура и ЗОЖ Реализуемое направление: физкультурно-оздоровительное Цель: вовлечение детей в различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья. Реализуемое направление: профилактическое Цель: предупреждение чрезвычайных ситуаций и охрана жизни детей в летний период. | - утренняя гимнастика; - подвижные игры на спортивной площадке и в спортивном зале; - эстафеты; - минутки здоровья (беседы с детьми медицинского работника о правильном питании и здоровом образе жизни); - ежедневный осмотр детей медицинским работником; - организация спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников); - организация здорового питания детей. - беседы, конкурсы, викторины на тему ЗОЖ; Инструктажи: «Правила пожарной безопасности» «Правила поведения на прогулках» «Правила при поездках в автотранспорте» «Безопасность при проведении спортивных мероприятий» «Правила дорожного движения» |
Творчество во всем Реализуемое направление: художественно – эстетическое Цель: развитие у воспитанников эстетического вкуса, творческих способностей; формирование навыков культурного поведения, общения; пробуждение в детях чувства прекрасного. | - конкурсы рисунков, плакатов; - литературные конкурсы; - посещение музея имени Пржевальского; - занятия в творческих объединениях; - музыкальные конкурсы; - просмотр фильмов, мультфильмов; - посещение поселковой библиотеки. |
Экология и мы Реализуемое направление: экологическое Цель: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; реализация детьми знаний и умений; воспитание экологической культуры. Реализуемое направление: трудовое Цель: формирование трудовых навыков и их совершенствование; воспитание у детей таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию, ответственность, бережливость; формирование чувства коллективизма в процессе труда. | -экскурсии; - беседы, лекции; - интеллектуальные игры; - просмотр видеофильмов о проблемах экологии; - работа на пришкольном участке и в школе; - работа в библиотеке; - участие в трудовых десантах, организуемых Национальным парком «Смоленское Поозерье»; - поддержание чистоты и порядка в игровых комнатах. |
Я – гражданин Реализуемое направление: духовно-нравственное Цель: воспитание школьников гражданами своей малой Родины, знающими и уважающими историю своей края, культуру, традиции своей семьи; приобщение к духовным ценностям российской истории. | - тематический час « Наш дом Россия»; - посещение музея Партизанской Славы; - посещение школьного музея; - беседы, викторины по истории родного края, символике РФ; - мероприятие по истории поселка «Моя малая родина» и др. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
Личностный рост участников смены.
План работы летнего оздоровительного лагеря «Каникулы в Поозерье»
с дневным пребыванием детей и подростков
Дата | Наименование мероприятия | |
1 день | День открытия лагеря. Утренняя зарядка(ежедневно). | Воспитатели |
Торжественная линейка. Открытие детского оздоровительного лагеря. | начальник лагеря |
Инструктаж по охране труда в детском оздоровительном лагере. Ознакомление с правилами поведения в лагере. Мой рост . Мой вес. | Воспитатели |
Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце» | Воспитатели |
Игры на свежем воздухе | Воспитатели |
2 день | Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах» | Свистунова С.Н. |
Игровая программа с викториной «Веселое путешествие» | ГДК |
Игра-путешествие «В поисках народной сказки» | Воспитатели |
«Веселые старты» | Воспитатели |
3 день | Заочная экскурсия «Усадьбы Великих, до свидания, Слобода» (показ фильма) | Директор музея им.Пржевальского Майорова И.А. |
Социометрические игры | Социальный педагог Рябченкова Е.П. |
Мастер класс «Самоделкин» | ГДК |
На дворе у нас игра – игры на свежем воздухе | воспитатели |
4 день | Музыкальный час «Угадай мелодию» | воспитатели |
Творческая мастерская «Золотая хохлома» | воспитатели |
Конкурсно-игровая программа «По сказкам Пушкина» | ГДК |
На дворе у нас игра – игры на свежем воздухе | Воспитатели |
5день | Минутки здоровья «Осторожно – клещи» | Свистунова С.Н. |
Час экологической грамотности «Как вести себя в гостях у природы» | Детская поселковая библиотека |
Интерактивная игра, приуроченная ко Дню охраны окружающей среды | Национальный парк |
Прогулка на свежем воздухе | Воспитатели |
6 день | Музыкальное занятие «Я люблю тебя Россия» | Воспитатели |
Занятия по интересам в ДДТ | Педагоги ДДТ |
Путешествие по сказкам «В сказочной стране Лукоморье» | Детская поселковая библиотека Хохрякова Е.А. |
Игры на свежем воздухе | Воспитатели |
7 день | Музыкальная программа « Мой родной край» | Воспитатели |
Мастер – класс «Умелых рук творенье» | Детская поселковая библиотека Хохрякова Е.А. |
Минутки здоровья. Солнечные и тепловые удары. Первая помощь. | Свистунова С.Н. |
8 день | Викторина «В гостях у сказки» | Воспитатели |
«Мы наркотикам скажем – нет!» (мультимедийный показ посвященный международному Дню борьбы с наркоманией) | ДК Лукашенкова В.А. |
Веселые старты | Воспитатели |
9 июня | Познавательно-игровая программа «Окно в Европу» | Лукашенкова В.А. |
Занятия по интересам в ДДТ | Педагоги ДДТ |
Экскурсия в школьный краеведческий музей | Шукаева Р.Л. Воспитатели |
10 июня | Развивающие игры « Мы – толерантны» | Педагог-психолог Козлова Е.Д |
Подвижные игры на свежем воздухе | Зеленский А.В. воспитатели |
11 июня | Тематическая экскурсия «Н.М. Пржевальский и его великие открытия» | Директор музея им.Пржевальского Майорова И.А. Воспитатели |
13 июня | Викторина «Живой мир России», приуроченная к празднованию столетия ЗСРФ | Кунгурякова И. Ю. (нац. парк) |
Тренинг «Успешность» | Педагог-психолог Козлова Е.Д |
Занятия по интересам в ДДТ | Педагоги ДДТ |
Беседа « Спорт и наше здоровье» | Свистунова С.Н. |
14 июня | Познавательный час «Моя Россия» | Детская поселковая библиотека Хохрякова Е.А. |
Минутки здоровья «Что мы едим» | Свистунова С.Н. |
Игровая программа «Правила безопасного поведения на дороге, культура поведения на улице» | Воспитатели |
15 июня | Игра «Все равняются на папу» | ДК Лукашенкова В.А. |
Занятия по интересам в ДДТ | Педагоги ДДТ |
Музыкальная игра-путешествие «По стране мультфильмов» | Карпенкова С.О. |
16 июня | Конкурсно-игровая программа «Сказки Пушкина» | Лукашенкова В.А |
| «Вгостях у Самоделкина» | Воспитатели |
| Подвижные игры на свежем воздухе | Воспитатели |
17 июня | Викторина «Если мы вежливы» | Карпенкова С.О. |
Конкурсная программа для детей «Красный, желтый, зеленый» | ДК Лукашенкова В.А. |
Подвижные игры на свежем воздухе | Воспитатели |
18 июня | Поход по родному краю | Научный сотрудник музея Партизанской Славы Деменков И.В. |
19 июня | Экскурсия в парк Путешественников Игра «Правила поведения в природе» | Национальный парк Кунгурякова И.Ю. |
Развлекательная программа «Игрушечный город» | Воспитатели |
Веселые старты | Воспитатели |
20 июня | Конкурсная программа для детей «Загадки лета» | ДК Лукашенкова В.А. |
Минутки здоровья «Зеленая аптечка» | Свистунова С.Н. |
Занятия по интересам в ДДТ | Педагоги ДДТ |
21 июня | Час памяти «Завтра была война». | Научный сотрудник музея Партизанской Славы Деменков И.В. |
Конкурс стихов о войне « Мы за мир!» | Карпенкова С.О. |
Закрытие лагерной смены | Начальник лагеря, воспитатели |
10