МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБР
Пояснительная записка
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности.
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной.
Методологическая основа программы:
-труды по теории и методологии конструирования содержания образования (Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев, М. С. Скаткин и др.);
- работы, раскрывающие сущность процессов моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е. Радионов, В. А. Якунин и др.).
- труды Попова А. А. Социально-философские основания современных практик открытого образования Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса «Проектная деятельность» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника».
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика.
Место курса «Проектная деятельность» в плане внеурочной деятельности
Курс реализуется с 5 по 9 класс, рассчитан на 170 ч. (34 ч. в год 1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Цель курса:
формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода;
развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи курса:
Образовательные задачи:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие задачи:
формирование универсальных учебных действий;
расширение кругозора;
обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные задачи:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
дать возможность учащимся проявить себя.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Предметные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса
Введение
Понятия: проект, проблема, информация. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Понятие «Учебный проект Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.
1.Теоретический блок.
Способы мыслительной деятельности. Типы проектов. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Понятие о проблеме. Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Понятия: вопрос, ответ. Виды вопросов. Опыты. Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Значение гипотезы в исследовательской работе.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Оформление списка использованных электронных источников. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Умение формулировать идею.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Ситуация и проблема. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Методы исследования. Эмпирические и теоретические методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы, инфографика и др.).
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Алгоритм работы над учебным проектом Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Структура проекта. Письменная часть проекта Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Практическая работа «Оформление письменной части проекта».
Оценивание проекта. Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Защита проекта. Презентация Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
2. Практический блок.
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.
Планирование деятельности. Составление графика работы над проектом. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Работа в группе и самостоятельно.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей. Научить выбирать литературу на тему.
Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Реализация плана проекта Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности. Анализ проекта Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.
Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Перечень возможных форм продуктов:
WEB-сайт
видеофильм
выставка
газета, журнал, брошюра
игра
постановка
праздник
коллекция
мультимедийный продукт
справочник
Перечень возможных форм презентаций.
демонстрация готового продукта
выставка
реклама
спектакль
доклад
Примерный список упражнений и практических работ
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Игры на сплочение и выявление лидера. Игры на внимание. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Упражнение: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет».
Практическая «Источники информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием».
Практическая работа по оформлению списка использованной литературы.
Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)».
Упражнение: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Практическая работа «Реализация плана проекта».
Практическая работа «Публичные пробы».
Практическая работа «Оформление отчета проекта».
Практическая работа «Отчет о работе над проектом».
Содержание курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» с 5 по 9 класс состоит из нескольких этапов, при работе на каждом из которых используются разные виды деятельности.
Этапы работы | Виды деятельности |
Поисковый этап | Определять потребности, интересы, представления о должном и заявлять о них. Осуществлять поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации. Описывать и обосновывать желаемую и реальную ситуации. Искать противоречия между желаемой и реальной ситуацией. Формулировать проблему. Проводить анализ проблемы. Ставить проблемные вопросы. |
Аналитический этап | Проводить поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществлять выбор способа решения проблемы. Формулировать индивидуально или в результате обсуждения в группе цель проекта. Предлагать и обсуждать способ достижения цели. Ставить задачи. Описывать (характеризовать) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. Предлагать (принимать) критерии оценки продукта. Осуществлять процесс планирования. Анализировать ресурсы. Определять свое место (роль) в групповом проекте. |
Практический этап | Выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты. |
Презентационный этап | Выбирать (предлагать) форму презентации. Готовить и проводить презентацию проектов, как групповых, так и индивидуальных. Задавать вопросы при презентации других групп/учащихся. |
Контрольный этап | Проводить оценку продукта проекта. Проводить оценку результативности проекта. Обсуждать оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации. Рефлексировать свою деятельность по проекту, производить оценку собственного продвижения. |
Основные методы, технологии
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы организации деятельности
Формы организации занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы деятельности: круглый стол, ролевые игры, соревнования, организация выставок, дискуссии, экскурсии и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проектной деятельности используется:
1.Компьютерная техника.
2.Аудиотехника.
3.Диски, флеш-носители.
4.Мультимедийная система.
5.Интернет-ресурсы.
6.Учебные пособия для учеников, раздаточный материал.
7.Учебные пособия для педагога.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
3. Савенков А.И. Путь к одарѐнности: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одарѐнность школьников. М., 2000.
6. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
9. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
10. Пономарѐв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
11. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
12. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
1. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
2. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с. 4. Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
5. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
6. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
7. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
8. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
9. Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
10. Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
3. Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительскодетские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
4. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
5. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
6. Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
8. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
9. Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://mariavidomir.narod.ru/web-quest2.htm
10. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
11. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
12. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
13. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. – 13http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
5 КЛАСС
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Что такое проект. Виды проектов. | 1 |
2 | Что такое проблема. | 1 |
3 | Как мы познаем мир. | 2 |
4 | Удивительный вопрос. | 2 |
5 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | 2 |
6 | Источники информации. | 2 |
7 | Выбор темы исследования. | 2 |
8 | Цели и задачи исследования. | 2 |
9 | Методы исследования. | 2 |
10 | Мыслительные операции. | 2 |
11 | Сбор материала для исследования. | 2 |
12 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения и выводы. | 2 |
13 | Обобщение полученных данных. | 2 |
14 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
15 | Работа над проектом. | 2 |
16 | Работа над продуктом проекта. | 2 |
17 | Работа над документацией проекта. | 2 |
18 | Подготовка к защите. | 2 |
19 | Защита проектов. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
6 КЛАСС
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Проект. Виды проектов. | 2 |
2 | Продукты проектной деятельности. | 2 |
3 | Особенности и структура проектов. | 2 |
4 | Оформление проектов и сопроводительной документации. | 2 |
5 | Подготовка проекта к защите. Публичное выступление. | 1 |
6 | Выбор темы для ролевого проекта. | 1 |
7 | Работа над ролевым проектом. | 3 |
8 | Работа над продуктом ролевого проекта. | 3 |
9 | Оформление документации ролевого проекта. | 2 |
10 | Подготовка к защите ролевого проекта. | 2 |
11 | Защита ролевого проекта. | 1 |
12 | Выбор темы для социального проекта. | 1 |
13 | Работа над социальным проектом. | 2 |
14 | Работа над продуктом социального проекта. | 3 |
15 | Оформление документации социального проекта. | 3 |
16 | Подготовка к защите социального проекта. | 2 |
17 | Защита социального проекта. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
7 КЛАСС
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Проект. Виды проектов. | 1 |
2 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 |
3 | Цель и задачи исследования. | 2 |
4 | Сбор информации для исследования. Источники информации. | 2 |
5 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 2 |
6 | Учимся составлять схемы, диаграммы, таблицы. | 2 |
7 | Выводы и обобщение полученных данных. | 2 |
8 | Выбор темы для творческого проекта. | 2 |
9 | Работа над творческим проектом. | 2 |
10 | Работа над продуктом творческого проекта. | 2 |
11 | Оформление документации творческого проекта. | 2 |
12 | Защита творческого проекта. | 2 |
13 | Выбор темы для информационного проекта. | 2 |
14 | Работа над информационным проектом. | 2 |
15 | Работа над продуктом информационного проекта. | 2 |
16 | Оформление документации информационного проекта. | 2 |
17 | Подготовка к защите информационного проекта. | 2 |
18 | Защита информационного проекта. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
8 КЛАСС
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Проектная деятельность в современном мире. | 1 |
2 | Виды продуктов проектной деятельности. | 1 |
3 | Цель и задачи исследования. | 2 |
4 | Виды проектов | 2 |
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | 2 |
6 | Выводы и обобщение полученных данных. | 2 |
7 | Составление схем, диаграмм, таблиц | 2 |
8 | Выбор темы исследовательского проекта. | 2 |
9 | Формулирование проблемы исследовательского проекта. | 2 |
10 | Формулирование цели и задач исследовательского проекта. | 2 |
11 | Сбор информации для исследовательского проекта. | 2 |
12 | Работа над исследовательским проектом. | 2 |
13 | Работа над продуктом исследовательского проекта. | 2 |
14 | Формулирование выводов. | 2 |
15 | Составление схем, таблиц, диаграмм. | 2 |
16 | Оформление документации исследовательского проекта. | 2 |
17 | Подготовка к защите исследовательского проекта. | 2 |
18 | Защита исследовательского проекта. | 2 |
19 | Подведение итогов защиты и проекта в целом. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
9 КЛАСС
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Проект. Виды проектов. | 1 |
2 | Виды продукта проекта. | 1 |
3 | Особенности и структура проектов. | 2 |
4 | Оформление проектов и сопроводительной документации. | 2 |
5 | Подготовка проекта к защите. Публичное выступление. | 2 |
6 | Формулирование проблемы и темы проекта. | 2 |
7 | Формулирование цели и задач проекта. | 2 |
8 | Источники информации. | 2 |
9 | Сбор информации к проекту. | 2 |
10 | Составление библиографии. | 2 |
11 | Формулирование тезисов | 2 |
12 | Формулирование выводов. | 2 |
13 | Работа над структурой и содержанием проекта. | 2 |
14 | Работа над продуктом проекта. | 2 |
15 | Оформление документации проекта. | 2 |
16 | Подготовка к защите проекта. | 2 |
17 | Защита проекта. | 2 |
18 | Оценивание, обоснование и анализ проектов. | 2 |
| ИТОГО | 34 |
Контроль и оценка результатов проектной деятельности
Виды контроля: предшествующий, текущий, заключительный контроль.
По итогам реализации курса проводится годовая промежуточная аттестация. Аттестация проводится как итоговое мероприятие «Ученическая конференция» в форме представления и защиты проектов
Критерии оценки проектной деятельности
Для оценивания результатов проектной деятельности педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев:
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Сформированность предметных знаний и способов действий
Сформированность регулятивных действий
Сформированность коммуникативных действий
Содержательное описание каждого критерия
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | Баллы |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 1 |
| 2 |
| 3 |
Критерий 1.2. Постановка проблемы | Баллы |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. | 1 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный | 2 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы | 3 |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | Баллы |
| 1 |
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания | 2 |
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города. | 3 |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Баллы |
| 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Баллы |
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта | баллы |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно | 1 |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. | 2 |
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению | 3 |
2. Сформированность предметных знаний и способов действий |
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | Баллы |
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта | Баллы |
| 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 2.3. Качество проектного продукта | баллы |
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
| 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств | баллы |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации | 1 |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада | 2 |
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы | 3 |
3. Сформированность регулятивных действий |
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части | Баллы |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 1 |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | 2 |
| 3 |
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения | Баллы |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности | 3 |
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада | баллы |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов | 1 |
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию | баллы |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 |
| 3 |
4. Сформированность коммуникативных действий |
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность | баллы |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления | 1 |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | 2 |
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют | 3 |
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения | баллы |
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения | 1 |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | 2 |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | 3 |
Уровень сформированности | Кол-во баллов | Оценка |
Низкий уровень | 1-15 | 2 «неудовлетворительно» |
Базовый уровень | 16-31 | 3 «удовлетворительно» |
Повышенный уровень | 32-40 | 4 «хорошо» |
Высокий уровень | 41-48 | 5 «отлично» |