![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/13/s_5b71529386433/936361_1.png)
ОАНО «Лидеры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «География»
для основной школы
(5-9 классы)
Составлена
учителем географии Кулешовой Л.И.
Московская область, Одинцовский р-н, с. Ромашково
2015г.
Рабочая программа
Проектной деятельности
на 2015-2016 учебный год
Наименование курса: проектная деятельность
Класс: 5
Общее количество часов по учебному плану: 35
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена для учащихся 5 классов; рассчитана на 35 часов.
ЦЕЛИ КУРСА:
- изучение в процессе работы над проектом процессов, объектов, значимых для ученика;
- освоение методики проектной деятельности в процессе работы над проектом (формирование технологической культуры);
- овладение метапредметными умениями и навыками:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие личностных умений:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Что такое проект. Типы проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области.
Проектная деятельность: требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению.
Общая схема исследования:
Что такое проект
Анализ существующей ситуации
Анализ желаемой ситуации
Выявление противоречий между желаемой и существующей ситуацией
Установление причин проблемы
Постановка целей и задач проекта
Способы достижения цели. Выделение критериев и способов, которые свидетельствуют о достижении цели
Анализ путей решения проблемы
Планируемый продукт: характеристики, значимость продукта для социума
Критерии оценки планируемого продукта
Определение аудитории, социума для которых необходим будет производимый продукт
Планирование работы над проектом
Выработка действий по решению задач
Работа с источниками информации
Знакомство учащихся с методами и видами работы с информацией
Работа с иллюстративным материалом
Составление текстового материала проекта
Оформление титульного листа
Работа над продуктом проекта
Разработка презентации продукта
Окончательное формирование отчёта по проекту
Защита проекта
По итогам курса учащиеся должны представить учебный проект – итоговую, самостоятельную работу учащихся, выполненную под руководством педагога.
Календарно-тематическое планирование
Проектной деятельности для 5 класса (35 час/1 час в нед.)
№ п / п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Что такое проектная деятельность? | Изучение нового материала | Проектная деятельность и исследовательская. В чем разница? Определение темы проекта: значимость, актуальность. Понятие продукт. | Умение объяснить значимость проекта и выбранной темы. | Самоконтроль, взаимоконтроль | 16,10 |
2. | Анализ существующей ситуации | Частично-поисковый | | 23,10 |
3 | Желаемая ситуация | Частично-поисковый | Признаки ситуации, важность признаков | Уметь выделить важные критерии в желаемой ситуации | Работа с листом №2 | 30,10 |
4 | Противоречия между существующей и желаемой ситуацией | Частично-поисковый | Признаки существующей ситуации | Умение увидеть недостатки существующей ситуации, умение сформулировать проблему | Работа с листом №3 | 06,11 |
5 | Причины существования проблемы | Частично-поисковый | Различия между причинами и их следствиями | Умение анализировать причины существующей ситуации и их следсвий | Работа с листом №3 | 13,11 |
6 | Цели и задачи проекта | Частично-поисковый | Что такое цель. Что такое задачи в проектной деятельности | Умение правильно ставить цель и формулировать задачи | Работа с листом №4 | 27,11 |
7 | Способы достижения цели. Выделение критериев и способов, которые свидетельствуют о достижении цели | Частично-поисковый | Понятие критерий, методика сравнения достигнутого с эталоном | Умение сравнивать достигнутое с эталоном | Работа с листом №5 | 04,12 |
6 | Анализ путей решения проблемы | Поисковый | Выделение преимуществ и недостатков при выборе способов достижения цели | Умение анализировать преимущества и недостатки способов достижения цели; Умения выдвигать свои подходы к достижению целей | Работа с листом №6 | 11,12 |
7 | Планируемый продукт: характеристики, значимость продукта для социума | Поисковый | Понятие продукт проекта; Характеристики планируемого продукта | Умение видеть планируемый продукт проекта, его значимость для учащегося и общества | Работа с листом №7 | 18,12 |
8 | Критерии оценки планируемого продукта | Поисковый | Понятие критерии | Умение выделить необходимые критерии для планируемого продукта | Работа с листом №8 | 25,12 |
9 | Определение аудитории, социума для которых необходим будет производимый продукт | Частично-поисковый | Понятие значимости | Умение составлять план продвижения продукта | Работа с листом №9 | 15,01 |
10 | Планирование работы над проектом | поисковый | Задачи Результаты решенных задач и этапов исследования Критерии достижения результатов | Умение выделить этапы работы над проектом, умение сравнивать полученные результаты с планируемыми | Работа с листом №10 | 22,01 |
11 | Выработка действий по решению задач | поисковый | Действия решения задач, Ресурсы , способы получения, сроки выполнения | Умения самостоятельно предлагать и выполнять действия по решению поставленных задач, умение находить необходимые ресурсы, умение в коллективе распределять обязанности и брать на себя ответственность | Работа с листом №11 | 29,01 |
12 | Работа с источниками информации | Частично-поисковый | Источники информации, принципы работы с информацией | Умение выделить нужные источники информации, правило работы с информацией | Работа с источниками информации | 05,02 |
| | | | 12,02 |
13 | Работа с источниками информации | поисковый | Отбор информации по проекту | Умение выделить нужную информацию, анализ полученных сведений | Работа с источниками информации | 19,02 |
15 | Знакомство учащихся с методами и видами работы с информацией | Изучение нового материала | Просмотровое чтение Сканирующее чтение Выборочное чтение Изучающее чтение | Умение работать с текстами | Выбор необходимой информации | 05,03 |
16 | Знакомство учащихся с методами и видами работы с информацией | Изучение нового материала | Просмотровое чтение Сканирующее чтение Выборочное чтение Изучающее чтение | Умение работать с текстами | Выбор необходимой информации | 12,03 |
17 | Работа с иллюстративным материалом | Поисковый | Отбор иллюстраций, фотографий | Умение работать с иллюстративным материалом, оформление материала в тексте | Соотнесение информации с рисунком | 19,03 |
18, 19, 20 | Составление текстового материала проекта | Репродуктивный | Составление отчёта проекта | Умение правильно оформлять творческие, реферативные работы | Соотнесение полученного материала с поставленными целями и задачами проекта | 26,03 |
21 | Оформление титульного листа | репродуктивный | титульный лист и используемая литератур | Умение правильно оформлять титульный лист и используемую литературу | Соотнесение полученного с образцом | 02,04 |
20-30 | Работа над продуктом проекта | Творческий | Создание продукта, согласно поставленным характеристикам | Умение найти решение поставленных задач, для достижения цели | Сравнение полученного продукта с заданными первоначально характеристиками | 16,04 |
31 | Разработка презентации продукта | Творческий | Презентация продукта | Умение определить способ подачи продукта, согласно выбранной аудитории | Сравнение значимости полученного продукта с планируемым результатом | 23,04 |
32-33 | Окончательное формирование отчёта по проекту | | | | | |
34 | Защита проекта | | | | | |