СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа адресована всем учителям и администрации школы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА
634508 ул. Советская 2а, д. Кисловка, Томского района, Томской области
Тел./ Факс (3822) 953-149, 953-781, E-mail: KISLOVKA@LIST. RU
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района, протокол № 11 от «29» августа 2019 г.
|
| УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района № 202 от «30» августа 2019 г. Директор школы: _______/Мусабеков О.Ж. |
ПРОГРАММА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»»
Срок реализации: 2019 – 2022 гг.
д. Кисловка
Содержание
Паспорт программы…………………………………………………………………..3
Краткая аннотация программы………………………………………………………5
Актуальность………………………………………………………………………….8
Готовность к реализации программы……………………………………………….9
Этапы, содержание и методы реализации программы……………………………15
Прогнозируемые конечные результаты деятельности по программе……………22
Перечень источников………………………………………………………………..23
1. Паспорт программы
1. | Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом (краткое) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района (МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района)
|
2. | Район, юридический адрес
| 634508, Томская область, Томский район, д. Кисловка, ул. Советская 2а. Телефон: +7(3822) 953 149 e-mail: [email protected] |
3. | Наименование Программы
| Профессиональное развитие педагогов в рамках Национальной системы учительского роста в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» |
4. | Нормативно – правовое обеспечение Программы | 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 5. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р. 6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8). 7. Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта». 8. Письмо Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № НТ883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»». 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 года N 703 «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) |
5. | Заказчик Программы | Управляющий совет, педагогический совет, директор |
6. | Автор Программы | Никитина Евгения Юрьевна, зам. директора по УВР |
7. | Основные разработчики Программы | Администрация, педагогический коллектив |
8. | Цель Программы | Создание и реализация модели системы методической работы в школе по переходу на работу в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» на основе стратегических ориентиров Национальной системы учительского роста в РФ. |
9. | Задачи Программы | 1. Организация системы научно-методической работы в школе, обеспечивающей формирование и развитие у педагогов новых профессиональных компетентностей. 2. Внесение изменений в кадровую политику, основывающуюся на эффективном контракте с педагогическими работниками. 3. Повышение качества образовательных услуг и, как следствие, результативности и эффективности деятельности школы. 4. Повышение рейтинга школы в муниципальной, региональной и российской системе образования. |
10. | Сроки и этапы реализации Программы
| Программа рассчитана на 3 учебных года. 1 этап – организационно-подготовительный (2019-2020 уч.г.) Изучение педагогическим коллективом профессионального стандарта «Педагог» (ПСП). Самооценка педагогами трудовых функций в соответствии с ПСП. Разработка системы деятельности по развитию профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения профессионального стандарта «Педагог» в условиях НСУР. Разработка новой модели компетентностей педагога, критериев и показателей сформированности профессиональных компетенций, на основе апробированной системы ЕФОМ (НСУР). Корректировка локальных нормативно-правовых актов. 2 этап – внедренческий (2020-2021 уч.г.) Реализация Программы. Промежуточный контроль выполнения и результативности Программы. Внесение корректив в Программу (при необходимости). 3 этап – аналитико-обобщающий (2021-2022 г.) |
11. | Исполнители Программы | Администрация (высшее руководство), Рабочие группы (РГ), Педагоги |
12. | Источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средств |
13. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
| За период реализации программных мероприятий ожидается: 1. Освоение педагогами школы новых профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» на оптимальном (высоком) уровне. 2. Ежегодная положительная динамика соответствия профессиональных компетентностей педагогов профессиональному стандарту «Педагог», аттестационным требованиям в рамках НСУР. 3. Повышение квалификационных категорий педагогов. 4. Повышение качества образовательных услуг и, как следствие, результативности и эффективности деятельности школы. 5. Стабильность или положительная динамика рейтинга школы в муниципальной, региональной и Российской системе образования. |
14. | Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов
| 1. Отчет по результатам самообследования деятельности (ежегодно в конце каждого учебного года). 2. Отчет директора перед Управляющим советом о ходе реализации Программы (в конце учебного года). 3. Анализ результативности и эффективности научно-методической работы на педагогическом совете (раз в год). 4. Результаты участия в апробации модели аттестации педагогических работников в рамках НСУР в НСО (два раза в год). 3. Оценка результативности Программы развития (раз в год – внутренний аудит). 4. Оценка результативности и эффективности работы каждого педагога по критериям и показателям, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог», начисление стимулирующих выплат (два раза в год). |
2. Краткая аннотация программы
В данной программе рассматривается модель системы методической работы в школе, основанная на стратегических ориентирах Национальной системы учительского роста (НСУР), направленная на введение профессионального стандарта «Педагог».
НСУР, которая поэтапно вводится в Российской Федерации, становится стратегическим ориентиром для организации системы методической работы в школе, может обеспечить развитие профессиональных компетентностей педагогов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», что, в свою очередь, позитивно отразится на качестве образования.
В программе рассматриваются кадровые проблемы современных школ, а также школ, находящихся в отдаленных районах города Томска и Томской области. Кадровые проблемы приводят, соответственно, к проблемам, связанным с качеством обученности, к попаданию школ в кластер «образовательных организаций, показывающих стабильно низкие результаты».
В основе программы лежит мотивационная модель развития профессиональных компетенций педагогов, так как материально-финансовые возможности у школ, на которых ориентирован проект, ограничены.
Целью программы является создание и внедрение модели системы методической работы в школе на основе стратегических ориентиров Национальной системы учительского роста, направленной на введение и реализацию профессионального стандарта «Педагог».
На основе обозначенной цели разработаны шаги (задачи) по ее достижению, ключевыми словами которых являются: социальная мобильность, профессиональный стандарт, новый формат аттестации педагогов, нематериальные мотивационные факторы, стратегические цели Программы развития, ресурсы, риски, показатели результативности и др.
Для реализации программы потребуются организационные, административные, мотивационные и др. ресурсы. Вложения крупных финансовых ресурсов проект не требует.
Описание организации
Специфика МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района как образовательного учреждения, а также его местоположение в д. Кисловка с соответствующей социокультурной средой, определяют понимание целей функционирования и развития школы.
Стратегическая цель МБОУ «Кисловская СОШ» – создание условий для обеспечения доступного качественного образования и конкурентоспособности выпускников школы в образовательном пространстве города, области, России.
Школа находится в поселке Кисловка Томского района в 8 км. от города. Проектная наполняемость школы –625 учащихся. На 01.09. 2019 в школе обучается 505 детей. Образовательный процесс организуется по принципу «школы полного дня», также организована внеурочная деятельность по направлениям, определенным ФГОС.
Школа укомплектована современным инженерным, интерактивным, учебным оборудованием. Почти в каждом учебном кабинете установлена интерактивная доска, ультракороткофокусный проектор, документ-камера. Специализированные кабинеты физики, химии и биологии оснащены современным оборудованием для проведения лабораторных работ, закуплены интерактивные комплексы для проектной деятельности. В здании школы расположен спортивный зал, актовый зал. На пришкольной территории находятся игровые зоны.
В апреле 2019 года начал свою работу Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Функционируют кабинеты педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда.
Все это создает предпосылки для развития информационных технологий в обучении, профильного образования естественнонаучного характера и инженерной направленности, гуманитарного образования социологического типа (экономика, юриспруденция), формирования инклюзивных процессов и развития системы дополнительного образования.
Специфика контингента учащихся определяется тем, что МБОУ «Кисловская СОШ» - «школа для всех», где обучаются дети, проживающие в д. Кисловка, д. Черная речка, д. Головнино, с. Тахтамышево Томского района. При анализе контингента обучающихся учитываются дети, не посещавшие ДОУ, дети из неблагополучных семей, дети с низкой социальной адаптацией, дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, дети-билингвы, логопаты, леворукие, дети-инвалиды), дети, состоящие на учете в ПДН, дети-мигранты, одаренный дети.
В образовательной организации создаются условия для:
интеллектуального и личностного развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
формирования высокого уровня фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей склонности и способности к научно-исследовательской деятельности;
основы для осознанного выбора и последующего успешного освоения программ высшего профессионального образования;
формирования общей культуры личности обучающихся;
охраны жизни обучающихся, охраны и укрепления их физического, психологического и нравственного здоровья;
В МБОУ «Кисловская СОШ» ведется работа по обеспечению безопасности образовательного пространства. В 2012 году получена бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности. Случаев нарушений пожарной безопасности и санитарных условий не зафиксировано.
Проблематизация
Федеральный уровень
Утверждена дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР). Соответствующий приказ подписала Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. Дорожная карта включает в себя формирование новой модели аттестации учителей. Соответственно, возникает необходимость построения системы методической работы в школе, ориентированной на требования, критерии и показатели НСУР.
Утвержден профессиональный стандарт «Педагог». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Мероприятия по введению профстандарта отражены в комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8).
Однако на данный момент в рамках реализации мероприятий НСУР необходимо скорректировать деятельность по реализации стандарта на основе стратегических приоритетов НСУР.
В профессиональном стандарте «Педагог» говорится о новых компетенциях учителя: работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Согласно экспертному опросу педагогов школы, основанному на данных профессиональной рефлексии, стало понятно, что 40-50% перечисленных в стандарте компетенций учителя необходимо развивать и формировать в рамках системы методической работы, несмотря завершенную реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-2013 годах.
Муниципальный уровень
Органы муниципальной власти, общественность города Томска периодически запрашивают планы и отчеты по введению и реализации профессиональных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Педагог».
Однако, в сложившейся ситуации отсутствует единообразие в планировании и отчетности, не существует единых рекомендаций по внедрению по реализации стандарта в ОО.
В городе Томске на данный момент 53 общеобразовательные школы, 16 гимназий и лицеев. Явным конкурентным преимуществом гимназий и лицеев является средняя заработная плата, превышающая средний уровень по экономике, позволяющая привлекать к работе наиболее квалифицированных специалистов города, области и создавать условия для стабильности кадрового состава организации. Системы методической работы, реализуемые в данных организациях больше ориентированы на материальную мотивацию. Отсюда, необходима разработка мотивационной модели системы методической работы, ориентированной в основном на нематериальные стимулы. Данную модель (при желании) сможет адаптировать любая общеобразовательная школа города Томска и Томской области.
Тем более, что национальная система учительского роста (НСУР) ориентирована как на горизонтальную, так и на вертикальную социальную мобильность, которая является нематериальным стимулом для развития человеческого капитала.
Локальный уровень
Анкетирование, наблюдение и посещение уроков позволили выявить не очень высокий уровень методической компетентности, фактические ошибки речевые ошибки и др. Вместе с тем, педагогический коллектив принял Программу развития МБОУ «Кисловская СОШ» на 2019-2022 годы, стратегические цели которой требуют высокого профессионализма педагогических работников. Таким образом, необходима разработка модели системы методической работы, позволяющей создать такую корпоративную культуру организации, в которой обучение и развитие стало бы жизненно необходимым делом, поддерживаемым в первые годы не материальным фактором, а общему коллективному делу – развитию новой школы.
Актуальность программы
Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года № 2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы.
Основной проблемой новых школ станет кадровая проблема – поиск, подбор кадров, их предварительная и оперативная оценка, создание условий для обучения и развития педагогических работников в сложных организационных и финансовых условиях. Ежегодно открывающиеся новые школы уже сегодня могут представить положительный опыт работы в данном направлении.
Три новых школы планируют построить на северо-востоке Томска до 2022г. Новые школы, как правило, строятся с целью развития инфраструктуры определенного района города Томска. Как правило, это районы, удаленные от центра города и, соответственно, от культурных, спортивных и др. организаций города. Для жителей удаленных районов такие школы становится так называемыми социокультурными центрами, выполняющими образовательные, культурологические и другие функции.
Соответственно, готовность педагогических коллективов подобных школ к выполнению данных функций на оптимальном уровне становится актуальной на сегодняшний день.
Как сказано выше (см. п. «Проблематизация»), большая часть разработанных и презентованных педагогическому сообществу Моделей систем методической работы, ориентирована в основном на мотивированный, высокопрофессиональный, стабильный педагогический коллектив статусных образовательных организаций, показывающих высокие образовательные результаты.
Соответственно, разработанная, апробированная и скорректированная Модель, ориентированная на школы, имеющие те или иные общие проблемы, может быть полезна оставшимся 75%.
Кроме того, об актуальности Модели, основанной на стратегии Национальной системы учительского роста и реализации профессионального Стандарта, уже говорилось выше - данная Модель позволит подготовить педагогические коллективы к введению нового формата аттестации педагогов.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание и внедрение модели системы методической работы в школе на основе стратегических ориентиров Национальной системы учительского роста (далее по тексту – Модель), направленной на введение и реализацию профессионального стандарта «Педагог» (далее по тексту – Стандарт).
Задачи программы:
1. Определить содержание и формы методической работы, ориентированные на достижение стратегических целей Программы развития МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района и решение проблем, выявленных в ходе предварительной и оперативной оценки педагогических работников школы.
2. Разработать и реализовать Модель, ориентированную (в соответствии с НСУР) как на горизонтальную социальную мобильность (повышение профессионализма педагога), так и на вертикальную социальную мобильность (подготовка кадрового резерва).
3. Разработать и реализовать Модель, ориентированную в первый год в основном на нематериальные мотивационные факторы.
4. Разработать и реализовать систему Модель, обеспечивающей формирование и развитие у педагогов новых профессиональных компетентностей в соответствии со Стандартом.
5. Подготовить педагогический коллектив к введению нового формата аттестации педагогов (в соответствии с НСУР).
6. Рассчитать ресурсы (мотивационные, кадровые, организационные, административные и др.) и риски. Определить ответственных за процессы. Определить количественные и качественные показатели результативности программы.
7. Обеспечить повышение профессионализма педагогических работников и, как следствие, повышение качества образования.
Готовность к реализации программы
Факторы /основания | Перечень имеющихся факторов/ оснований |
Правовые | Дорожная карта по внедрению НСУР. «Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Программа развития МБОУ «Кисловская СОШ». Приказ о профессиональном обучении педагогических работников школы. |
Вывод: все необходимые нормативно-правовые основания для реализации данной программы имеются.
Организационные | Составлен график посещения педагогами курсов повышения квалификации за бюджетный счет. Назначен административный работник, ответственный за методическую работу в школе (процесс развития и обучения персонала), за сопровождение процесса аттестации педагогов. Раздел «Методическая деятельность» включен в план работы школы. На каникулах выделены дни для проведения обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, практикумов. Обеспечено замещение уроков педагогов, посещающих обучающие семинары, курсы повышения квалификации и т.п. |
Вывод: все необходимые организационные условия для реализации данной программы в 2018 году созданы. В следующие годы также планируется организация образовательного процесса с учетом реализации данной программы.
Кадровые | Штат укомплектован на 100%, порядка 70% учителей имеют дополнительное направление деятельности в зависимости от личных интересов и склонностей. Средний возраст коллектива – 42 года, что является продуктивным возрастом для обучения и развития. Административная команда имеет достаточный уровень образования и опыта в педагогической деятельности и вопросах управления, позволяющий на первом этапе реализовать программу без привлечения постоянных специалистов. Необходимы будут консультационные услуги без заключения договоров о сотрудничестве (социальные связи). На втором и третьем этапах необходимо будет привлечение постоянных научных руководителей. |
Вывод: на начало запуска программы (сентябрь) все необходимые кадровые условия созданы.
Финансовые | Экономия финансовых средств, выделенных школе летом, позволит оплатить курсы повышения квалификации 100% педагогических работников школы в (ряду педагогов – несколько курсов, в зависимости от распределения ответственных за те или иные процессы). |
Вывод: на начало запуска программы (сентябрь 2019) все необходимые финансовые условия созданы.
Направления развития в рамках НСУР с приоритетами методической работы по реализации профессионального стандарта «Педагог»:
№ | Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР | Направления развития |
1. | Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель)
| Анализ качества спроектированных педагогами школы программ по учебному предмету, курсу, модулю позволит провести внутреннюю дифференциацию и организовать систему наставничества и консультирования (Стандарт), систему постоянно действующих обучающих семинаров по проектированию образовательных программ. В то же время необходимо разработать внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО) реализации образовательных программ, которая также позволит выявить лидеров в каждой предметной области, способных оказывать консультационную помощь менее опытным коллегам. |
Вывод: НСУР позволит «реанимировать» систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы.
2. | Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников
| При разработке и внедрении ВСОКО в школе всех участников образовательных отношений необходимо сделать субъектами оценки деятельности учителя, что позволит получить «взгляд со стороны» при оценке педагогической деятельности. Проблемой может стать психологическая неготовность педагога к учету мнения родителей и обучающихся, выпускников. Кроме того, мнение указанных участников образовательных отношений может быть некомпетентным. Соответственно, необходимо организовать следующую деятельность: - методическое обеспечение психологопедагогической готовности учителя к общественной оценке; - создание инициативной группы общественности, которая будет входить в число участвующих во ВСОКО в школе; обеспечение системы обучения данной инициативной группы наряду с внутренними экспертами, занимающимися ВСОКО. Кроме того, при разработке критериев и показателей ВСОКО (в данном случае деятельности учителя) важно учесть мнение данной инициативной группы. |
Вывод: НСУР позволит сделать мнение общественности о деятельности учителя официальным и компетентным; обесценить некомпетентные позиции о деятельности учителя, транслируемые в социальных сетях. Данный факт благоприятно отразится на социальном статусе педагога.
3. | Показатели внутреннего мониторинга
| При подготовке педагога к аттестации большое значение имеет умение собирать и структурировать результаты своих педагогических достижений. Соответственно, необходимо запланировать такие формы методической работы, как портфолио, самопрезентация. Однако наиболее важным будет являться умение педагога вести самомониторинг (Стандарт). |
Вывод: НСУР инициирует стабильное функционирование ВСОКО в школе, отражающей качество работы педагога. Важно в дальнейшем обеспечить финансовую поддержку данному направлению, отразить в Положении о Системе оплаты труда критерии и показатели качества деятельности педагога.
4. | Профессиональные конкурсы | В этапы реализации Модели необходимо ввести определение перечня конкурсов 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня (по нарастающей). При составлении индивидуальной карты профессионального развития (Стандарт) каждый педагог определяет для себя, в каком конкурсе он будет участвовать в течение учебного года (уровень конкурса выбирается в зависимости от опыта и др. факторов). Обязательным является прохождение каждого из уровней. Участие в конкурсах одного и того же уровня возможно не более трех лет. |
Вывод: НСУР инициирует педагогов к самопрезентации, к участию в конкурсах, что позволяет обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов.
5. | Предметные компетенции | Развитие данных компетенций в школе возможно только через наставничество и самообразование, соответственно, в систему методической работы необходимо включить обязательное повышение предметной (не методической!) компетенции (Стандарт) педагогов во внешней среде за счет участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, открытых уроках и т.п. Не реже одного раза в три года обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации именно предметного содержания. Вывод: На данный момент большое внимание уделяется развитию методической компетентности педагогов. После окончания ВУЗа педагог имеет возможность развивать предметную компетенцию только самостоятельно или в рамках методического объединения (если таковое существует в школе. А как быть тем, кто является единственным предметником в школе?). Введение НСУР в тестирование педагогов вопросов предметного содержания позволит изменить данную ситуацию как внутри школы, так и во внешней среде (возможно, увеличится количество предметных курсов повышения квалификации). 6. Методические компетенции Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении» (Стандарт)ю Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов. |
Вывод: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», необходимых для организации эффективной деятельности на уроке.
6. | Методические компетенции | Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении» (Стандарт)ю Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов. |
Вывод: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», необходимых для организации эффективной деятельности на уроке.
7. | Психолого-педагогические компетенции
| Данным компетенциям в системе методической работы уделялось недостаточно внимания в связи с отсутствием у администрации возможности создать условия для их развития. Один школьный психолог не в состоянии обеспечить методическое сопровождение развития психолого-педагогических компетенций педагогов. Самообразованием по данному направлению также занимались от случая к случаю. Соответственно, в этапах введения Модели данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Возможны такие формы работы, как индивидуальные и групповые тренинги, организованные приглашенными специалистами, разбор реальных психолого-педагогических ситуаций; курсы повышения квалификации и др. |
Вывод: Введение НСУР позволит повысить психолого-педагогическую компетентность (Стандарт) педагогов, которая на данный момент является одной из важных составляющих успешной деятельности учителя.
8. | Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции | На данный момент материально-техническая база МБОУ «Кисловская СОШ» соответствует всем современным требованиям. Соответственно, оперативной целью методической работы является обеспечение эффективного применения МТБ в учебном процессе. Такие формы работы, как практикумы для педагогов, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации позволят обеспечить применение компьютерной, периферийной и иной базы в полном объеме. Коммуникативные компетенции на данный момент невозможны без общения внутри групп, сетей, электронного документооборота. Данная работа также должна быть оперативно организована, проведено обучение и консультирование как педагогов, так и детей, и их родителей. |
Вывод: Введение НСУР инициирует всех участников образовательных отношений к построению системы оперативного обмена информацией, что возможно только с применением ИКТ-технологий (Стандарт).
Этапы, содержание и методы реализации программы
Ниже представлены трудовые функции Стандарта, которые, согласно самодиагностике педагогов требуют формирования и/или развития у всего педагогического коллектива, что, соответственно, определяет содержание план мероприятий по реализации системы научно-методической школы.
Трудовая функция «Обучение»
| Трудовая функция «Развитие»
| Трудовая функция «Воспитание» |
1. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс одаренных учеников. 2. Владеть ИКТ-технологиями, в том числе дистанционного обучения. 3. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков. 4. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность с точки зрения развития одаренных учащихся.
| 1. Знать общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 2. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка (с учетом личностны и возрастных особенностей). 3. Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с одаренными учащимися.
| 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 3. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 4. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. |
1.Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс учеников со специальными потребностями в образовании. 2. Уметь объективно оценивать учащихся, используя различные формы и методы контроля.
| 1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 2. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 3. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 5. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
| 1. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 2. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
|
1. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс учеников с ограниченными возможностями здоровья. 2. Уметь планировать, проводить уроки, по программам инклюзивного образования, анализировать их эффективность.
| 1. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: дети с особыми образовательными потребностями (РАС, НОДА, ЗПР и т.д.), дети с ОВЗ | 1. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 2. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). |
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность для детей девиантных, зависимых, социально запущенных и социально уязвимых, имеющих серьезные отклонения в поведении.
| 1. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 2. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 3. Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
| 1. Умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 2. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 3. Уметь устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в лицее. |
Содержание и методы реализации программы представлены в соответствии с хронологической последовательностью обозначенных выше этапов. Мероприятия проводятся ежегодно.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответсвтвенный |
Организационно-подготовительный этап | |||
1. | Внесение изменений в Программу развития МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района на 2019-2022 годы. Утверждение плана–графика по внедрению профессиональных стандартов. | Июнь-август | Администрация |
2. | Анализ возможностей и результативности деятельности персонала, распределение основной и дополнительной нагрузки в соответствии со Стандартом. | Июнь-август | Директор, администрация |
3. | Распределение обязанностей по обучению и развитию персонала в административной команде, внесение изменений в должностные обязанности (должностная инструкция). | Август | Директор, администрация |
4. | Внесение изменений в локальные акты, регламентирующих процесс «Обучение и развитие персонала» в соответствии со Стандартом. | Июль | Директор |
5. | Внесение изменений в должностные инструкции в соответствии со Стандартом. | Июнь-август | Зам. директора по УВР |
6. | Сопровождение процесса разработки педагогами образовательных программ (в том числе АООП) в соответствии со Стандартом. | Июнь-август | Зам. директора по УВР |
7. | Составление графика обучения педагогов на текущий учебный год. | Август | Директор |
8. | Разработка, презентация и утверждение на педагогическом совете: - положения об аттестации и аттестационной комиссии по проведению аттестации работников в целях оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам; - системы методической работа по введению и реализации профессионального стандарта «Педагог». | Август | Директор |
Внедренческий этап | |||
9. | Цикл вводных обучающих семинаров как мотивация педа10.гогических работников на самообразование и саморазвитие и развитие методической, предметной, коммуникативной компетенций педагогов: - семинар – практикум «Профессиональный стандарт «Педагог»: основные трудовые функции»; - самооценка педагогами трудовых функций в соответствии со стандартом. Выявление трудовых функций, требующих формирования и/или развития; - обучающий семинар «Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности» (проводит социальный педагог); - обучающий семинар «Этический кодекс педагога: наши дни» (проводит педагог-психолог); - семинар – практикум «Профессиональный стандарт «Педагог»: обучение и развитие». | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, методист |
10. | Посещение уроков с целью наблюдения за методической и предметной компетентностью педагога, за наличием психологического контакта с детьми (особое внимание вновь прибывшим педагогам, вновь сформированным классам). | Октябрь-ноябрь | Администрация |
11. | Методический семинар «Работа с одаренными детьми». Разработка карты анализа урока. | Ноябрь | Зам. директора по УВР, методист |
12. | Педагогический десант «Современный урок: работа с одаренными детьми» (посещение уроков всех педагогов с оценкой по единой карте анализа урока. Выявление общих и частных методических проблем. | Ноябрь | Администрация |
13. | Цикл открытых уроков педагогов, показавших высокий уровень качества урока. Открытые уроки администрации, включая директора школы. | Ноябрь | Директор |
14. | Представление педагога, набравшего наибольшее количество баллов, к участию в конкурсе «Учитель года». | Ноябрь | Директор |
15. | Оперативная коррекция выявленных в ходе методической недели проблемных показателей: Урок для педагогов «Одаренность и способности». Методический семинар «Структура урока по ФГОС (системно - деятельностный подход)». Обучающий семинар «Виды, формы, методы контроля на уроке для одаренных детей». | Ноябрь | Зам. директора по ВР, руководители МО, методист |
16. | Инициирование педагогов к посещению районных МО, семинаров по подготовке обучающихся к ГИА, обучающих семинаров и конференций по различным методическим и предметным аспектам работы с одаренными детьми. | Ноябрь-декабрь | Директор, администрация |
17. | Мониторинг методической активности педагогов, наблюдение за адаптацией, оперативное снятие психологической напряженности. | Декабрь | Администрация, психолог, методист |
18. | Поощрение педагогов, показавших высокий уровень качества урока (публичное благодарность в Приказе, размещение приказа в учительской. | Декабрь | Директор, администрация |
19. | Разработка и утверждение требований к занимаемой должности (СЗД) в соответствии со штатным расписанием. Утверждение графика аттестации педагогов. Корректировка настоящего программы после выявления проблем в ходе работы. | Декабрь | Методист |
20. | Мотивационный педагогический совет «Стратегические цели школы и профессиональное развитие педагога: результаты, проблемы, перспективы» (теоретическая и практическая части). Знакомство коллектива с процедурой аттестации на СЗД. | Январь | Директор, администрация, методист |
21. | Составление программы консультаций, обучающих семинаров, практикумов, уроков, мастер-классов для педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим, ИКТ компетенциям (в связи с выявленными в первом полугодии проблемами). | Январь | Администрация, методист |
22. | Организация деятельности в рамках проекта «Наставник.213» (выявление лидеров, определение роли наставника в педагогическом коллективе, определение наставников по предметам или компетенциям, закрепление наставников за учителями на параллели классов. | Январь | Администрация, руководители МО |
23. | Анкетирование педагогов «Педагогические затруднения в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии, в условиях реализации программ инклюзивного образования, с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении». | Февраль | Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог |
24. | Педагогический десант «Современный урок: работа в условиях инклюзивного образования» (посещение уроков всех педагогов с оценкой по единой карте анализа урока. Выявление общих и частных методических проблем). Цикл открытых уроков педагогов, показавших высокий уровень качества урока. Открытие уроки администрации. | Февраль | Администрация, руководители МО, методист |
25. | Работа группы наставников по консультированию педагогов при разработке (корректировке) рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности, по вопросам составления АООП | Март-май | Руководители МО, методист |
26. | Проведение конкурса профессионального мастерства «Выставка портфолио педагогов». | Март | Администрация |
27. | Мониторинг методической активности педагогов. Выявление и поощрение лидеров. | Март | Директор, методист |
28. | Участие в апробации модели аттестации педагогических работников в рамках НСУР (ЕФОМ) в рамках деятельности областной пилотной площадки. | В течение учебного года | Администрация, методист |
29. | Составление плана участия педагогических работников школы в конкурсах «Педагогический дебют», «Учитель года», «Сердце отдаю детям» и др. районных, городских, региональных и всероссийских конкурсах в учебном году. | Апрель | Администрация, |
Аналитико-обобщающий этап | |||
30. | Анализ эффективности деятельности наставников. На основе анализа - ротация кадров/расширение группы наставников/продвижение предыдущих наставников во внешнюю среду и др. | Апрель | Администрация, руководители МО |
31. | Совместная работа администрации, Управляющего Совета по оценке деятельности школы (в том числе оценке деятельности педагогических работников). Участие в подготовке отчета школы о результатах самообследования. | Апрель | Администрация, руководители МО, методист |
32. | Составление перспективного плана прохождения педагогическими работниками предметных курсов повышения квалификации (включая поступление в магистратуру, аспирантуру). | Май | Директор, Зам. директора по УВР |
33. | Составление плана по обеспечению результативного участия в конкурсах профессионального мастерства «Бюджетный сертификат», «Лучший учитель России», «Педагогическое портфолио», «Персональный сайт педагога» - презентация портфолио и персонального сайта и др. | Май | Администрация, руководители МО |
34. | Инициация создания методического объединения по теме «Инклюзивное образование в МБОУ «Кисловская СОШ» (руководство районным МО). | Июнь | Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог, методист |
35. | Заседание аттестационной комиссии (в соответствии с графиком). | Март | Директор, администрация |
36. | Представление педагогов-лидеров (по итогам мониторингов) к ведомственным наградам. | Июнь | Директор |
6. Прогнозируемые конечные результаты деятельности по Программе
1. Создана и внедрена Модель системы методической работы в школе на основе стратегических ориентиров Национальной системы учительского роста в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог».
2. Педагогический коллектив школы подготовлен к введению нового формата аттестации педагогов (в соответствии с НСУР и Стандартом).
3. Обеспечена положительная динамика профессиональных компетенций педагогических работников школы.
4. Обеспечено (к 2022 году) достижение не менее 75% стратегических целей Программы развития. Обеспечена положительная динамика качества образования в школе.
Необходимо выделить планируемые результаты в соответствии с направлениями НСУР и трудовыми функциями Стандарта:
№ | Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР | Планируемые результаты к 2022 году |
1. | Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель)
| Подготовлено 8 человек в качестве ведущих учителей. Подготовлено 12 человек в качестве старших учителей. Все образовательные программы школы соответствуют требованиям к структуре, содержанию и условиям реализации. 33% программ имеют внешнюю экспертизу. |
2. | Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников
| Управляющий Совет участвует в общественной оценке качества деятельности учителя, в подготовке отчета о самообследовании школы.
|
3. | Показатели внутреннего мониторинга
| Введен системный мониторинг и самодиагностика деятельности педагогических работников. 100% педагогических работников имеют портфель достижений. 50% педагогических работников имеют персональный сайт, страницу на сайте школы. |
4. | Профессиональные конкурсы | Не менее 75% педагогов приняли результативное участие в конкурсе профессионального мастерства муниципального, регионального, всероссийского или международного уровня. |
5. | Методические компетенции | Диагностируется отрицательная динамика количества педагогических затруднений. Наблюдается положительная динамика методической компетентности педагогов. |
6. | Психолого-педагогические компетенции
| Наблюдается отрицательная динамика конфликтных и стрессовых ситуаций в коллективе и в образовательном процессе. Диагностируется положительная динамика психолого-педагогических компетенций педагогических работников школы. |
7. | Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции
| Осуществлен качественный переход на «Электронную школу». Простроена деловая коммуникация, основой которой является электронный документооборот. Введены дистанционные и сетевые формы обучения. Диагностируется рост уровня ИКТ-компетентности педагогических работников школы. МТБ школы используется в полном объеме. Школа является ресурсным центром Томского района. |
Не менее 50% педагогов выбирают формат аттестации, предложенный НСУР (в том числе тестирование предметной и др. компетенций) |
Значимость результатов
В случае достижения не менее 75% планируемых результатов, можно говорить о результативности программы. Соответственно, практической значимостью результатов для МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района станет повышение профессионализма педагогических работников при минимальных финансовых затратах. В свою очередь, повышение профессионализма педагогов непосредственно отразиться на качестве образовательного процесса и образовательных результатов.
Практическая значимость для Томского района Томской области – возможность использования «Кисловской СОШ» как Ресурсного центра.
7. Перечень источников:
1. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
2. «Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
3. Дорожная карта по внедрению НСУР.
4. Программа развития МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района.
5. ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
6. https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standartpedagoga.html
7. https://nsportal.ru/user/364751/page/profstandart-pedagoga
8. https://минобрнауки.рф
9. http://профстандартпедагога.рф