СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В программе указаны выполняемые работы профессии Водитель автомобиля категории "В"
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
СОГЛАСОВАНО: Работодатель ______________/_________________ «___»_______________________2018г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР _______________ Н.В. Шараева «___»________________2018 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.06 Выполнение работ профессий «Водитель автомобиля категории «В»»
Технический профиль
с. Кожевниково, 2018 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 «Выполнение работ по профессии «Водитель автомобиля категории «В»» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчики:
Шараева Наталья Викторовна, зам. директора по УМР
Ступаченко О.П.., мастер производственного обучения
Хаткевич А.А., преподаватель спец.дисциплин
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии технического профиля
Протокол № ____ «_____»_______ 201 год.
Председатель ЦК ___________ Хаткевич А.А.
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
© Шараева Наталья Викторовна, заместитель директора по УМР
© Ступаченко О.П., мастер п/о
© Хаткевич А.А., преподаватель спец.дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 7 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 20 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 23 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ профессий «Водитель автомобиля категории «В»»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки специалистов среднего звена 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ профессий «Водитель автомобиля категории «В»» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1. Управлять автомобилями категории «В».
ПК 6.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 6.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 6.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 6.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 6.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке по профессии «Механизация сельского хозяйства», при наличии основного общего образования, среднего (полного) общего образования, переподготовке и повышении квалификации по профессии «Водитель автомобиля категории «В». Опыт работы не требуется
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления автомобильным транспортом категории N1 и имеющим удостоверение категории В;
выполнения ремонта и технического обслуживания автомобиля;
правила перевозки грузов и пассажиров;
уметь:
Безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях дорожного движения;
Соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
Управлять своим эмоциональным состоянием;
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
Выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
Устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
Выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
Информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
Использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
Прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
Своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
Выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
Совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).
знать:
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
Основы безопасного управления транспортными средствами;
Цели и задачи управления системами «водитель – автомобиль – дорога» и «водитель – автомобиль»;
Особенности наблюдения за дорожной обстановкой и порядок осмотра дорожной ситуации;
Способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
Порядок вызова аварийных и спасательных служб;
Основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
Основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
Проблемы, связанные с сознательным нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств, и их последствиями;
Правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
Современные рекомендации по оказанию первой помощи;
Методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
Состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 218 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 218 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 26 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ профессии «Водитель автомобиля категории «В»», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 6.1 | Управлять автомобилями категории «В». |
ПК 6.2 | Выполнять работы по транспортировке грузов. |
ПК 6.3 | Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. |
ПК 6.4 | Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. |
ПК 6.5 | Работать с документацией установленной формы. |
ПК 6.6 | Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно транспортного происшествия. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8 | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов | ||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 6.1., ПК 6.2. ПК 6.3., ПК 6.4. ПК 6.5., ПК 6.6.
| МДК 06.01 Технология выполнения работ по профессии «Водитель автомобиля категории «В»» | 218 | 192 | 66 | 26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производственная практика, часов | 0 |
| 0 | |||
| Всего: | 218 | 192 | 66 | 26 | 0 | 0 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
ПМ. 06. Выполнение работ профессии «Водитель автомобиля категории «В»» | 218 |
| |||
|
|
| |||
МДК 05.01. Технология выполнения работ по профессии «Водитель автомобиля категории B» |
| 218 |
| ||
Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в сфере дорожного движения. | 13 |
| |||
Тема 1.1 Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы | Содержание | 2 |
| ||
1. | Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. | 2 | 2 | ||
| |
| |||
Практическая работа №1. |
|
| |||
| Самостоятельная работа. |
|
| ||
Тема 1.2. Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения | Содержание | 11 |
| ||
1. | Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятие преступления и виды преступлений. Понятие и цели наказания, виды наказаний, Экологические преступления. Ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. | 2
| 2 | ||
2. | Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Административное правонарушение и административная ответственность. Административное наказание, назначение административного наказания. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Административные правонарушения в области дорожного движения. Административные правонарушения против порядка управления и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Размеры штрафов за административные правонарушения. | 2 | 2
| ||
3. | Гражданское законодательство: Возникновение гражданских прав и обязанностей. Осуществление и защита гражданских прав, объекты гражданских прав. Право собственности. Аренда транспортных средств. Страхование. Обязательства вследствие причинения вреда. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Условия и порядок осуществления обязательного страхования, компенсационные выплаты. | 2
| 2 | ||
Практическая работа №2. |
|
| |||
| Самостоятельная работа. Подготовка сообщения на тему. Статьи УК и КоАП, относящиеся к ответственности участников дорожного движения. | 3 |
| ||
Раздел 2. Правила дорожного движения. |
|
| |||
Тема 2.1. Общие положения. | Содержание | 4 |
| ||
1. | Основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения. Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Структура Правил дорожного движения. Организованная транспортная колонна. Населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков, различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения. Перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств. Темное время суток, недостаточная видимость, ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью. Дорожное движение. Дорога и ее элементы. Участники дорожного движения. Опасность для движения. Дорожно-транспортное происшествие. Виды транспортных средств. | 2
| 1 | ||
Практические занятия №3. Составление схем по теме. «Дороги и её элементы, прилегающие территории, перекрестки». | 2 |
| |||
| Самостоятельная работа.
|
|
| ||
Тема 2.2. Обязанности участников дорожного движения.
| Содержание | 4 |
| ||
1. | Общие обязанности водителей. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции. Обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства. Порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Запретительные требования, предъявляемые к водителям. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие №4. Выполнение приемов последовательности действий водителя при ДТП. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 1 |
| |||
| Самостоятельная работа. |
|
| ||
Тема 2.3.Дорожные знаки
| Содержание | 8 |
| ||
1. | Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Основной, предварительный, дублирующий, повторный знак. Временные дорожные знаки. Требования к расстановке знаков. | 1 |
| ||
2. | Назначение предупреждающих знаков. Порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации. Название и значение предупреждающих знаков. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. | 2 | 2 | ||
3. | Назначение знаков приоритета. Название, значение и порядок их установки. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета. | 1 |
| ||
4. | Назначение запрещающих знаков. Название, значение и порядок их установки. Распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Зона действия запрещающих знаков. | 2 | 2 | ||
5. | Название, значение и порядок установки предписывающих знаков. Распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. | 1 |
| ||
6. | Назначение знаков особых предписаний. Название, значение и порядок их установки. Особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний. | 1 |
| ||
7. | Назначение информационных знаков. Название, значение и порядок их установки. Действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков. | 1 |
| ||
8. | Назначение знаков сервиса. Название, значение и порядок установки знаков сервиса. | 1 |
| ||
9. | Назначение знаков дополнительной информации (табличек). Название и взаимодействие их с другими знаками. Действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации. | 1 |
| ||
Практическая работа №5. Составление схем дорожных знаков всех групп с их цветовым отличием и отличием по форме, изображению и действию. | 4 |
| |||
Тема 2.4. Дорожная разметка и ее характеристики
| Содержание | 8 |
| ||
1. | Значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки. | 2 | 2
| ||
2.
| Назначение и виды горизонтальной разметки. Постоянная и временная разметка. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с ее требованиями. Взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками. | ||||
3. | Назначение вертикальной разметки. Цвет и условия применения вертикальной разметки. | ||||
Практические занятия №6. Выполнение схем проезжих частей с изображением примеров нанесения дорожной разметки. | 2 |
| |||
| Самостоятельная работа. | 6 |
| ||
Тема 2.5 Регулирование дорожного движения
| Содержание | 8 |
| ||
1. | Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. | 2 | 2 | ||
2. | Лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. | ||||
Практические занятия №7. Сигналы регулировщика. Порядок действий водителя по сигналам регулировщика. Сигналы светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 4 |
| |||
Самостоятельная работа. |
| ||||
Тема 2.6 Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части. | Содержание | 6 |
| ||
1. | Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. | 2 | 2 | ||
2. | Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения. Действия водителя при ослеплении. Обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости. Обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток. Порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей. Использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда. Порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения. Меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. | ||||
3. | Начало движения, перестроение. Случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Повороты направо, налево и разворот. Движение задним ходом. Поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями. Движение по дорогам с полосой разгона и торможения. | 2 | 2 | ||
4. | Средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения. Определение количества полос движения при отсутствии данных средств. Порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части. Порядок движения тихоходных транспортных средств . Прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям. Порядок движения в жилых зонах. Движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие №8 Выполнение приемов расположения ТС на проезжей части. Выполнение приемов начала движения, остановки, изменения направления движения. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 2 |
| |||
Тема 2.7 Остановка и стоянка транспортных средств. | Содержание | 6 |
| ||
1. | Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Остановка и стоянка на автомагистралях. Места, где остановка и стоянка запрещены. Остановка и стоянка в жилых зонах. Вынужденная остановка, действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах. Правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства. Меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства. Ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. | 2 | 2 | ||
Практические занятия №9. |
|
| |||
| Самостоятельная работа. |
|
| ||
Тема 2.8. Проезд перекрестков | Содержание | 10 |
| ||
1. | Перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения. Общие правила проезда перекрестков, определение приоритета в движении через перекрёсток. Преимущества трамвая на перекрестке. | 2 | 2 | ||
2. | Нерегулируемые перекрестки. Правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог. Очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление. | ||||
3. | Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета. Опасные последствия и ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков. | ||||
Практические занятия №10 Демонстрация действий водителя при проезде перекрестков со светофорным регулированием и нерегулируемых перекрестков. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 4 |
| |||
| Самостоятельная работа. | 6 |
| ||
Тема 2.9. Участки дорог с особыми условиями движения
| Содержание | 3 |
| ||
1. | Пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки. Автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям. Запреты, вводимые на автомагистралях. Железнодорожные переезды и их разновидности. | 2 | 2 | ||
2. | Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов. Правила проезда регулируемых пешеходных переходов. Действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов. | 1 | 2 | ||
3. | Правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств. Действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству. | 1 | 2 | ||
4. | Правила проезда железнодорожных переездов. Места остановки транспортных средств при запрете движения через переезд. Запреты, действующие на железнодорожном переезде. Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги. | 1 | 2
| ||
5. | Опасные последствия и ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | 2 | 2 | ||
Практическая работа №11. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 2 | 2 | |||
Тема 2.10 Транспортные средства с особыми условиями движения | Содержание | 12 |
| ||
1 | Приоритет маршрутных транспортных средств. Преимущества трамвая на перекрестке. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. | 2
| 2 | ||
2 | Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки. | ||||
3 | Учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение. Дороги и места, где запрещается учебная езда. | ||||
4 | Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. | 2 | 2 | ||
5 | Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов: условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки. | ||||
6 | Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Случаи, когда буксировка запрещена. Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. | ||||
7 | Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей. | ||||
8 | Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства. Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция). | ||||
Практическая работа №12. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн» | 2 |
| |||
Тема 2.11. Обгон, опережение, объезд препятствия и встречный разъезд | Содержание | 4 |
| ||
1 | Обгон, опережение. Объезд препятствия и встречный разъезд. Действия водителей перед началом обгона и при обгоне. Места, где обгон запрещен. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов. Объезд препятствия. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения. Допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки. | 2 | 2
| ||
Практическая работа №12. Прогнозирование ситуаций, характеризующихся признаками ограниченной и недостаточной видимостью и их решение. | 2 | 2
| |||
Тема 2.12. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств | Содержание | 2 |
| ||
1 | Общие требования. Порядок прохождения технического осмотра. Неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств. Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах. Опознавательные знаки транспортных средств.
| 1 | 2 | ||
| Практическая работа № Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД онлайн». | 1 |
| ||
| Самостоятельная работа. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС и железнодорожных переездов. Выполнение графических схем по темам; 1. Места где запрещен разворот. 2.Места где запрещено движение задним ходом. 3. Участки дорог на которых обгон запрещен. 4. Места где остановка запрещена. 5. Места где стоянка запрещена. | 4 |
| ||
Раздел 3. Психофизиологические основы деятельности водителя. |
|
| |||
| Содержание |
|
| ||
Тема 3.1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | 1 | Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление).Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем). Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством, способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Монотония, влияние усталости и сонливости на свойства внимания. Способы профилактики усталости. Виды информации, Выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством. Информационная перегрузка. Системы восприятия и их значение в деятельности водителя. Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки. Зрительная система. Поле зрения, острота зрения и зона видимости. Периферическое и центральное зрение. Факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя. Другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя. Влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки. Память, виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта. Мышление, анализ и синтез как основные процессы мышления. Оперативное мышление и прогнозирование, навыки распознавания опасных ситуаций. Принятие решения в различных дорожных ситуациях. Важность принятия правильного решения на дороге. Формирование психомоторных навыков управления автомобилем. Влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков. Простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне. Факторы, влияющие на быстроту реакции. | 4 |
| |
Практическая работа № Решение тестовых заданий. | 2 |
| |||
Тема 3.2. Этические основы деятельности водителя | 1 | Цели обучения управлению транспортным средством. Мотивация в жизни и на дороге, мотивация достижения успеха и избегания неудач, склонность к рискованному поведению на дороге. Формирование привычек. Свойства личности и темперамент. Влияние темперамента на стиль вождения. Негативное социальное научение. Понятие социального давления. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя, ложное чувство безопасности. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения, Способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством. Представление об этике и этических нормах. Этические нормы водителя. Ответственность водителя за безопасность на дороге, взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды). Причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналам. Особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки. | 4 |
| |
Практическая работа № Решение тестовых заданий. | 2 |
| |||
Тема 3.3. Эмоциональные состояния. Саморегуляция и профилактика конфликтов. | Содержание |
|
| ||
1 | Эмоции и поведение водителя. Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация). Изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях. Управление поведением на дороге. Экстренные меры реагирования. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Конфликтные ситуации и конфликты на дороге. Причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения. Тип мышления, приводящий к агрессивному поведению. Изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов, влияние плохого самочувствия на поведение водителя. Правила взаимодействия с агрессивным водителем. | 4 |
| ||
Практическая работа № Оценивание собственного психического состояния и поведения. Решение ситуаций и конфликтов, возникающих между участниками дорожного движения. | 2 |
| |||
| Самостоятельная работа. Эмоции и поведение водителя. Эмоциональные состояния. Изменения восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных ситуациях. Управление поведением на дороге. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. | 4 |
| ||
Раздел 4. Основы управления транспортными средствами. |
|
| |||
Тема 4.1. Дорожное движение. | Содержание |
|
| ||
1 | Дорожное движение как система управления « водитель-автомобиль-дорога» (ВАД). Показатели качества функционирования системы ВАД. Понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), Виды дорожно-транспортных происшествий, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России. Система водитель-автомобиль (ВА). Цели и задачи управления транспортным средством. Различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях, и при участии в дорожном движении. Элементы системы водитель-автомобиль. Показатели качества управления транспортным средством, эффективность, безопасность и экологичность, безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством. Классификация автомобильных дорог. Транспортный поток, средняя скорость, интенсивность движения и плотность транспортного потока, пропускная способность дороги, средняя скорость и плотность транспортного потока, соответствующие пропускной способности дороги, причины возникновения заторов. | 2 |
| ||
Тема 4.2. Профессиональная надежность водителя. | Содержание |
|
| ||
1 | Понятие о надежности водителя. Анализ деятельности водителя. Информация, необходимая водителю для управления транспортным средством и обработка информации. Штатные и нештатные ситуации. Снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации. Влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции. Влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания. Влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством. Влияние утомления на надежность водителя. Зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем. Режим труда и отдыха водителя. Зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения. | 2 | 2 | ||
Практическая работа № Решение тестовых заданий | 2 | 2 | |||
Тема 4.3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления | Содержание |
|
| ||
1 | Силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения. Уравнение тягового баланса. Сила сцепления колес с дорогой. Понятие о коэффициенте сцепления. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия, Условие движения без буксования колес. Деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы, угол увода. Гидроскольжение и аквапланирование шины. Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении. Скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средств. Устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства, условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте, устойчивость против опрокидывания, резервы устойчивости транспортного средства, Управляемость продольным и боковым движением транспортного средства. Влияние технического состояния систем управления подвески и шин на управляемость. | 4 | 2 | ||
Практическое работа. Расчет тормозного и остановочного путей. Выбор способов контроля безопасной дистанции, безопасного бокового интервала. Решение ситуационных задач. | 2 | 2 | |||
Тема 4.4. Принципы эффективного, безопасного и экологичного управления транспортным средством | Содержание |
|
| ||
1 | Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении, наиболее опасный период накопления водителем опыта. Условия безопасного управления транспортным средством. Регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока. Показатели эффективности управления транспортным средством. Зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности. Снижение эксплуатационного расхода топлива. Принципы экономичного управления транспортным средством. Факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива | 2 | 2 | ||
Тема 4.5. Дорожные условия и безопасность движения. | Содержание |
|
| ||
1 | Динамический габарит транспортного средства. Опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении. Изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства. Понятие о тормозном и остановочном пути. Зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции, безопасный боковой интервал. Резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом. Условия безопасного управления. Дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации. Выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения. Влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП. Зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре «ведущий – ведомый». Безопасные условия обгона (опережения). Повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока. Повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. | 2 | 2 | ||
Тема 4.6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения. Безопасность пассажиров транспортных средств. | Содержание |
|
| ||
1 | Статистические показатели, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности. Опасные последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств. Законодательство Российской Федерации об использовании ремней безопасности. Детская пассажирская безопасность. Назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств. Необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста. законодательство Российской Федерации об использовании детских удерживающих устройств. Безопасность пешеходов и велосипедистов. Световозвращающие элементы их типы и эффективность использования. Особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений. Обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах. | 2 | 2 | ||
| Самостоятельная работа. Планирование поездки в зависимости от целей поездки, погодных и дорожных условий, состояния здоровья и технической готовности ТС. | 4 | 2 | ||
Раздел 5. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. |
|
| |||
Тема 5.1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. | Содержание |
|
| ||
1 | Понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма. Организация и виды помощи пострадавшим в ДТП. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно. Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Перечень мероприятий по ее оказанию. Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи, Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека. Современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.). Основные компоненты, их назначение. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения. Извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. | 2 | 2 | ||
Тема 5.2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. | Содержание |
|
| ||
1 | Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения при ДТП. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в ДТП. Особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в ДТП. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР). Техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца. Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Прекращение СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР. Особенности СЛР у детей. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. | 2 | 2 | ||
Практическое работа. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. | 4 | 2 | |||
Тема 5.3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. | Содержание |
|
| ||
1 | Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в ДТП, Наиболее часто встречающиеся повреждения при ДТП. Особенности состояний пострадавшего вДТП, признаки кровотечения. Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря», признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения. Пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в ДТП, Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока. Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи. Травмы головы. Особенности ранений волосистой части головы и оказание первой помощи. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа. Травмы шеи и оказание первой помощи. Остановка наружного кровотечения при травмах шеи, фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий). Травмы груди и оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди. Особенности наложения повязок при травме груди. Наложение герметизирующей повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом. Травмы живота и таза, основные проявления и оказание первой помощи. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения и оказание первой помощи. Травмы конечностей и оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей. Травмы позвоночника и оказание первой помощи. | 2 | 2 | ||
Практическое работа. Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в ДТП, с травматическими повреждениями. Остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной). Наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня). максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, Наложение давящей повязки. Отработка наложения герметизирующей повязки при ранении грудной клетки. Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация подручными средствами, отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. | 4 |
| |||
Тема 5.4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в ДТП. | Содержание |
|
| ||
1 | Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери. Приёмы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи, Приемы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника. Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания. Влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи, Простые приемы психологической поддержки. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам.
| 2 | 2 | ||
Практическое работа. Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему в ДТП при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере, Отработка приемов переноски пострадавших. | 4 |
| |||
| Самостоятельная работа. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. | 4 |
| ||
Раздел 6. Устройство транспортных средств категории «В» как объектов управления. |
|
| |||
Тема 6.1. Общее устройство транспортных средств категории «В». | Содержание |
|
| ||
1 | Назначение и общее устройство транспортных средств категории «В». Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики транспортных средств категории «В». Классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова. | 1 |
| ||
Тема 6.2 Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности. | Содержание |
|
| ||
1 | Общее устройство кузова. Основные типы кузовов. Компоненты кузова, шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники, сцепное устройство. Системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров. Системы очистки и обогрева стёкол, очистители и омыватели фар головного света. Системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида. Низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей. Рабочее место водителя. Назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов, и сигнальных ламп. Порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой. Системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем. Системы пассивной безопасности. Ремни безопасности (назначение, разновидности и принцип работы), подголовники (назначение и основные виды), система подушек безопасности. Конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий ДТП. Электронное управление системами пассивной безопасности. Неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. | 1 | 2 | ||
Тема 6.3 Общее устройство и работа двигателя | Содержание |
|
| ||
1 | Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении, Двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, комбинированные двигательные установки, Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения, Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения. Тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости. Марки охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства, Ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей. Назначение и принцип работы предпускового подогревателя. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя. Контроль давления масла. Классификация, основные свойства и правила применения моторных масел. Ограничения по смешиванию различных типов масел. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе). Марки и сорта автомобильного топлива. Зимние и летние сорта дизельного топлива. Электронная система управления двигателем. Неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. | 4 | 2 | ||
Практическое работа. Решение тестовых заданий. | 1 | 2 | |||
Тема 6.4. Общее устройство трансмиссии. | Содержание |
|
| ||
1 | Схемы трансмиссии транспортных средств категории «В» с различными приводами. Назначение сцепления. Общее устройство и принцип работы сцепления. Общее устройство и принцип работы гидравлического и механического приводов сцепления. Основные неисправности сцепления, их признаки и причины. Правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу. Назначение, общее устройство и принцип работы коробки переключения передач. Понятие о передаточном числе и крутящем моменте. Схемы управления механическими коробками переключения передач, Основные неисправности механической коробки переключения передач, их признаки и причины, Автоматизированные (роботизированные) коробки переключения передач, гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки переключения передач, Признаки неисправностей автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробки переключения передач. Особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач. Назначение и общее устройство раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности. Назначение, устройство и работа главной передачи, дифференциала, карданной передачи и приводов управляемых колес. Маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок. | 2 | 2 | ||
Практическая работа. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.5 Назначение и состав ходовой части. | Содержание |
|
| ||
1 | Назначение и общее устройство ходовой части автомобиля. Основные элементы рамы, тягово-сцепное устройство, лебедка. Назначение, общее устройство и принцип работы передней и задней подвесок. Назначение и работа амортизаторов. Неисправности подвесок, влияющие на безопасность движения автомобиля. Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка. Летние и зимние автомобильные шины. Нормы давления воздуха в шинах. Система регулирования давления воздуха в шинах. Условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин. Виды и маркировка дисков колес, крепление колес. Влияние углов установки колес на безопасность движения автомобиля и интенсивность износа автомобильных шин. Неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. | 2 | 2 | ||
Практическая работа. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.6. Общее устройство и принцип работы тормозных систем. | Содержание |
|
| ||
1 | Рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы. Назначение и общее устройство запасной тормозной системы. Электромеханический стояночный тормоз. Общее устройство тормозной системы с гидравлическим приводом. Работа вакуумного усилителя и тормозных механизмов. Тормозные жидкости, их марки, состав и правила применения. Ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей. Неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. | 2 | 2 | ||
Практическая работа. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.7. Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления. | Содержание |
|
| ||
1 | Назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы. Требования, предъявляемые к рулевому управлению. Общее устройство рулевых механизмов и их разновидностей. Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с гидравлическим усилителем. Масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления. Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем. Устройство, работа и основные неисправности шарниров рулевых тяг. Неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. | 2 | 2 | ||
Практическая работа. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.8. Электронные системы помощи водителю. | Содержание |
|
| ||
1 | Системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля. Система курсовой устойчивости и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее – АБС), противпробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала). Дополнительные функции системы курсовой устойчивости. Системы – ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания с места, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки). | 2 | 2 | ||
Практические занятия. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.9. Источники и потребители электрической энергии. | Содержание |
|
| ||
1 | Аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей. Состав электролита и меры безопасности при его приготовлении. Назначение, общее устройство и принцип работы генератора. Признаки неисправности генератора. Назначение, общее устройство и принцип работы стартера Признаки неисправности стартера. Назначение системы зажигания. Разновидности систем зажигания, их электрические схемы. Устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания. Электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания. Общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов. Корректор направления света фар, система активного головного света, ассистент дальнего света. Неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства | 2 |
| ||
Практические занятия. Решение тестовых заданий. | 1 |
| |||
Тема 6.10. Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств. | Содержание |
|
| ||
1 | Классификация прицепов. Краткие технические характеристики прицепов категории О1. Общее устройство прицепа, электрооборудование прицепа, назначение и устройство узла сцепки, способы фиксации страховочных тросов (цепей). Назначение, устройство и разновидности тягово-сцепных устройств тягачей. Неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа. | 1 |
| ||
Тема 6.11. Система технического обслуживания. | Содержание |
|
| ||
1 | Сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей и прицепов. Предприятия, осуществляющие техническое обслуживание транспортных средств. Назначение и содержание сервисной книжки. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа. Технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения. Предприятия, осуществляющие технический осмотр транспортных средств. Подготовка транспортного средства к техническому осмотру Содержание диагностической карты. | 1 |
| ||
Практические занятия. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа. | 1 |
| |||
Тема 6.12. Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства. | Содержание |
|
| ||
1 | Меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля. Противопожарная безопасность на автозаправочных станциях. Меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства. | 1 |
| ||
Тема 6.13. Устранение неисправностей. | Содержание |
|
| ||
1 | Проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя. Проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы, Проверка состояния аккумуляторной батареи. Проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес. Снятие и установка колеса. Снятие и установка аккумуляторной батареи. Снятие и установка электроламп. Снятие и установка плавкого предохранителя | 2 | 2 | ||
Практические занятия. Снятие и установка колеса. Снятие и установка аккумуляторной батареи. Снятие и установка электроламп. Снятие и установка плавкого предохранителя. | 2 |
| |||
| Самостоятельная работа. Составить технологическую карту « Снятие и установка колеса в дорожных условиях». | 3 |
| ||
Раздел 7. Основы управления транспортными средствами категории «B». |
|
| |||
Тема 7.1. Приемы управления транспортным средством. | Содержание |
|
| ||
1 | Рабочее место водителя. Оптимальная рабочая поза водителя. Регулировка положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Регулировка зеркал заднего вида. Техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых колес. Силовой и скоростной способы руления. Техника выполнения операций с органами управления скоростью, сцеплением, тормозом. Правила пользования сцеплением, обеспечивающие его длительную и надежную работу. Порядок пуска двигателя в различных температурных условиях. Порядок действий органами управления при трогании с места, разгоне, с последовательным переключением передач в восходящем порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке, торможении двигателем. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Способы торможения в штатных и нештатных ситуациях. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Особенности управления транспортным средством с автоматической трансмиссией. | 2 | 2 | ||
Тема 7.2. Управление транспортным средством в штатных ситуациях. | Содержание |
|
| ||
1 | Маневрирование в ограниченном пространстве Обеспечение безопасности при движении задним ходом. Использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при маневрировании задним ходом. Способы парковки транспортного средства. Действия водителя при движении в транспортном потоке. Выбор оптимальной скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала в транспортном потоке. Расположение транспортного средства на проезжей части в различных условиях движения. Управление транспортным средством при прохождении поворотов различного радиуса. Выбор безопасной скорости и траектории движения. Алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и объезде препятствий. Условия безопасной смены полосы движения. Порядок выполнения обгона и опережения. Определение целесообразности обгона и опережения. Условия безопасного выполнения обгона и опережения. Встречный разъезд. Способы выполнения разворота вне перекрестков. Остановка на проезжей части дороги и за ее пределами. Действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена. Проезд перекрестков. Выбор скорости и траектории движения при проезде перекрестков. Опасные ситуации при проезде перекрестков. Управление транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей; порядок движения в жилых зонах. Особенности управления транспортным средством при движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них. Управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках, при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия). Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог. Ограждения ремонтируемых участков дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы. Управление транспортным средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток, туман, дождь, снегопад). Особенности управления транспортным средством при движении по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу). Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам, движение по бездорожью. Управление транспортным средством при движении с прицепом и при буксировке механических транспортных средств. Перевозка пассажиров в легковых и грузовых автомобилях. Создание условий для безопасной перевозки детей различного возраста. Ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах. Приспособления для перевозки животных. Перевозка грузов в легковых и грузовых автомобилях. Оптимальное размещение и крепление перевозимого груза. Особенности управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза. | 2 | 2 | ||
Практические занятия. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД | 1 |
| |||
Тема 7.3. Управление транспортным средством в нештатных ситуациях. | Содержание |
|
| ||
1 | Понятие о нештатной ситуации. Причины возможных нештатных ситуаций. Действия органами управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес. Регулирование скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес. Действия водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения. Объезд препятствия как средство предотвращения наезда. Занос и снос транспортного средства, причины их возникновения. Действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства. Действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении безопасной скорости на входе в поворот. Действия водителя при угрозе столкновения. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления. действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 2 | 2 | ||
Практические занятия. Решение тематических задач рекомендованных НИЦ БДД МВД РФ, работа с интернет - ресурсами «ПДД | 1 |
| |||
Самостоятельная работа. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления. действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 3 |
| |||
Раздел 8. Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом |
|
| |||
Тема 8.1. Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом. | Содержание |
|
| ||
1 | Заключение договора перевозки грузов. Предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозки грузов. Прием груза для перевозки. Погрузка грузов в транспортные средства и выгрузка грузов из них. Сроки доставки груза, выдача груза, хранение груза в терминале перевозчика. Очистка транспортных средств, контейнеров. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Особенности перевозки отдельных видов грузов. Порядок составления актов и оформления претензий. Предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств. Формы и порядок заполнения транспортной накладной и заказа-наряда на предоставление транспортного средства. | 2 | 2 | ||
Тема 8.2. Основные показатели работы грузовых автомобилей (категории N1). Организация грузовых перевозок. | Содержание |
|
| ||
1 | Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей категории N1. Повышение грузоподъемности подвижного состава. Зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава. Экономическая эффективность автомобильных перевозок. Централизованные перевозки грузов, эффективность централизованных перевозок, Организация перевозок различных видов грузов. Принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов. Специализированный подвижной состав. Перевозка строительных грузов. Перевозка пассажиров. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок. Междугородные перевозки. | 2 | 2 | ||
Раздел 9. Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
|
| |||
Тема 9.1 Нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом. | Содержание |
|
| ||
1 | Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Виды перевозок пассажиров и багажа. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора. Порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси. Прием и оформление заказа. Порядок определения маршрута перевозки. Порядок перевозки пассажиров легковыми такси. Порядок перевозки багажа легковыми такси. Плата за пользование легковым такси. Документы, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Предметы, запрещенные к перевозке в легковых такси.Оборудование легковых такси, порядок размещения информации. | 2 | 2 | ||
Тема 9.2. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта. | Содержание |
|
| ||
|
|
|
| ||
1 | Количественные показатели (объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы). Качественные показатели (коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию). Производительность работы пассажирского автотранспорта. | 2 | 2 | ||
Тема 9.3 Работа такси на линии | Содержание |
|
| ||
1 | Организация таксомоторных перевозок пассажиров. Работа такси в часы «пик». Особенности перевозки пассажиров с детьми и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Назначение, основные типы и порядок использования таксометров. Основные формы первичного учета работы автомобиля. Путевой (маршрутный) лист. Порядок выдачи и заполнения путевых листов. Оформление и сдача путевых листов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, используемых в качестве легкового такси. Мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов, | 2 | 2 | ||
Практические занятия. Оформление и сдача путевых листов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. | 2 | 2 | |||
Тема 9.4. Диспетчерское руководство работой такси на линии. | Содержание |
|
| ||
1 | Диспетчерская система руководства пассажирскими автомобильными перевозками. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Средства диспетчерской связи с водителями такси, работающими на линии. Организация выпуска подвижного состава на линию и порядок приема подвижного состава на линии. Порядок оказания технической помощи на линии и контроль за своевременным возвратом автомобилей в таксопарк. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта. | 3 | 2 | |||
| Дифференцированный зачет | 2 |
| ||
ИТОГО: | 672 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация рабочей программы модуля предполагает наличие учебного кабинета управления транспортным средством и безопасности движения; пункта технического обслуживания; лаборатории автомобилей; полигонов: автодрома, гаража с учебными автомобилями категории « N 1».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета управления транспортным средством и безопасности движения::
«Тракторов, автомобилей и самоходных сельскохозяйственных машин»:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект плакатов по правилам дорожного движения;
Комплект плакатов по безопасности дорожного движения;
Комплект стендов по правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения;
Комплект плакатов «Оказание первой доврачебной помощи»;
Комплект стендов «Оказание первой доврачебной помощи»;
Стенд «Аптечка первой помощи» (автомобильная);
Стенд «Лекарственные средства, противопоказанные водителю»;
Тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством;
Тренажер сердечно-легочной реанимации;
Комплект бланков технологической документации;
Комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, выход в сеть интернет, интерактивная доска.
Оборудование пункта технического обслуживания и его рабочих мест:
Рабочие места;
Наборы ключей;
Набор слесарных инструментов;
Набор контрольно-измерительных приспособлений.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории автомобилей:
Рабочие места;
Узлы и агрегаты автомобиля;
Комплекты деталей по механизмам и системам автомобиля;
Комплекты инструмента и приспособлений;
Комплекты плакатов по устройству автомобилей категории N 1, N2.
Комплекты плакатов по техническому обслуживанию механизмов и систем автомобиля;
Комплекты учебно-методической документации.
Реализация рабочей программы модуля предполагает обязательную учебную практику. Управление автомобилями категории «В» выполняется на учебном автодроме, оборудованном для выполнения упражнений.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Учебный автомобиль категории «В»
Учебный автодром
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Майборода О.В., Основы управления автомобилем и безопасность движения: учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «Д», «Е». – М.: Издательский центр «Академия», 2014 г.
Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М. (Текст) Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д», «Е». – М.: Издательский центр «Академия», 2014г.
Смагин А.В. (Текст) Учебник водителя. Правовые основы деятельности водителя.- М.: Издательский центр «Академия», 2014г.
Дополнительные источники
1. Н.Я.Жульнев. Правила дорожного движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д», «Е»,. – М.: Академия, 2010г. Учебник.
2. С.К. Шестопалов. Безопасное и экономичное управление автомобилем. – М.: Академия, 2013г. Учебник
3. Л.Н.Борилова, В.Б.Дерунов, В.Д.Литвинов (Текст) Технология и организация ремонта и обслуживания автомобиля. -М.: Академкнига, 2014г.
4. Ежемесячное электронное издание «Классный водитель».
5. Журнал «За рулем».
6. Кодексы РФ: административных правонарушений РФ, уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
7. Правила дорожного движения. Официальный текст (с иллюстрациями и комментариями), 2018.
8. Родичев В.А. (Текст) Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.
Интернет – ресурсы:
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 часов в неделю. Предусматривается шестидневная учебная неделя. Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут.
Реализация ППССЗ по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ профессии «Водитель автомобиля категории «В»». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
При реализации программы профессионального модуля преподаватели обеспечивают организацию и проведение текущего и итогового контроля.
Текущий контроль проводится преподавателями в процессе проведения лабораторных и практических работ, тестирования и самостоятельных работ.
Обучение по профессиональному модулю завершается итоговым контролем в форме комплексного экзамена по модулю, который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций, социальные партнёры образовательного учреждения.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для проведения текущего и итогового контроля преподавателями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты, перечень докладов и критерии их оценки; вопросы для проведения комплексного экзамена по модулю.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Управлять автомобилями категории «В» | - выполнение основных элементов движения (змейка, параллельная парковка, проезд ж/д переезда, проезд перекрестков, горка, въезд в бокс); - управление автомобилем категории «В» с соблюдением правил дорожного движения
| Текущий контроль: -экспертное наблюдение при выполнении заданий на учебной практике; -групповая оценка выполненной работы; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . Итоговый контроль: Дифференцированный зачет.
|
Выполнять работы по транспортировке грузов | - выполнение работ по транспортировке грузов с соблюдением правил перевозки грузов, с соблюдением норм погрузки, с соблюдением техники безопасности; | Текущий контроль: -экспертная оценка; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . тестирование Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования
| - последовательность выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки с соблюдением техники безопасности; -заправка транспортного средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований.
| Текущий контроль: -групповая оценка выполненной работы; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . Итоговый контроль: Дифференцированный зачет.
|
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. | - выявление и самостоятельное выполнение работ по устранению несложных неисправностей автомобиля с соблюдением техники безопасности. | Текущий контроль: -устный опрос; -групповая оценка выполненной работы; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . тестирование Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
Работать с документацией установленной формы. | -получение, оформление и сдача путевой и товарно-транспортной документации. | Текущий контроль: -устный опрос; -групповая оценка выполненной работы; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . тестирование Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. | -оказание первой медицинской помощи с соблюдением последовательности действий и правил применения средств автомобильной аптечки. | Текущий контроль: -устный опрос; -групповая оценка выполненной работы; - оценка выполнения практического задания/наблюдение . тестирование Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций обеспечивающих их умение.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - активное участие в профессиональных конкурсах. - чтение профессиональной литературы. - качество выполнения различных видов работ на производственной практике. | Текущий контроль: анализ результатов прохождения производственной практики и представление отзыва и характеристик Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - самостоятельность и ответственность при планировании, организации и выполнении собственной деятельности; - обеспеченность выбора способа решения профессиональной задачи. | Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - самостоятельное выполнение работ при прохождении учебной и производственной практики в соответствии с требованиями качества, охраны труда, трудовой дисциплины - способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за выполненную работу | Текущий контроль: -экспертная оценка при выполнении лабораторных работ и работ на учебной и производственной практике - экспертная оценка при выполнении работ на производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - умение находить информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач - чтение профессиональной литературы . | Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| - подготовка и оформление практических работ, выступлений с использованием современных технологий; - участие в семинарах, конкурсах. | Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| - результативность выполнения группового задания и ответственность за работу каждого члена команды; -эффективность взаимодействия и проявление активной позиции при работе в группах со всеми участниками образовательного процесса, трудового коллектива. | Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
| Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
ОК 8. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
| Текущий контроль: наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
*
3