ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФКП образовательное учреждение № 313
Рассмотрено на заседании МК Протокол № от «____»__________2022 г. | Утверждаю Директор ФКП образовательное учреждение №313 _________________ С.В. Юдин «____» ____________ 2022 г. |
ПРОГРАММА
профессионального обучения
подготовки по профессии рабочего
18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
на 2022 – 2023 учебный год
Нерчинск 2022 г.
Паспорт программы
1.1 Назначение основной программы профессионального обучения
Программа профессионального обучения предназначена для подготовки рабочих по профессии 18511 «слесарь по ремонту автомобилей».
Программа разработана в ФКП образовательном учреждении № 313, предназначена для профессиональной подготовки рабочих 1 – 3- го разряда по профессии 18511 «слесарь по ремонту автомобилей».
Продолжительность подготовки рабочих – 3 месяца.
Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом " Специалист по мехатронным системам автомобиля " рег. № 204 (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2017г. N 275н). В соответствии с письмом ФСИН России от 20.07.2016г № исх-04-41349 Письмо УФСИН России по забайкальскому краю от 27.07.2016 №77/ТО/25/1-5699 Квалификационные характеристики составлены в соответствии с действующим ЕТКС 2019 года (параграф: 55-56).
Учебный процесс предусматривает обучение в учебных аудиториях, учебной мастерской и производственную практику на предприятии ФКУ ИК-1.
Мастер производственного обучения, преподаватели в соответствии с программой обучают рабочих эффективной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий, детально рассматривают с ними вопросы охраны труда.
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями и нормами установленными на предприятии. Количество часов, отводимое на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости обновляется при условии, что программа будет выполнена полностью по содержанию и общему количеству часов.
1.2 Форма обучения: очная
1.3 Цель и результаты программы
В результате освоения программы обучающийся будет готов к выполнению вида профессиональной деятельности: диагностика, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (АТС) и их компонентов
1.4 Объем образовательной нагрузки и структура программы
Программа рассчитана на 410 часов, в том числе: теория - 104 часа, учебная практика - 180 часов, производственная практика – 120 часов, квалификационный экзамен – 6 часов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессионального обучения в ФКП образовательном учреждении № 313
по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»
Код по ОКПДТР: 18511
Рабочая квалификация: (Первый - третий разряд) Срок обучения – 3 месяца
Наименование | Всего часов | Аудиторная учебная нагрузка/ практические занятия | Практика в рамках ПМ (учебная, производственная) | Форма аттеста-ции |
Профессиональный модуль - по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» |
Дисциплина: Охрана труда | 12 | 12 | | д/з |
Дисциплина: Основы электротехники | 12 | 12 | | д/з |
Дисциплина: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | 18 | 18 | | д/з |
Междисциплинарный курс: Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.. | 62 | 62 | | экзамен |
Учебная практика (производственное обучение) | 180 | | 180 | д/з |
Производственная практика | 120 | | 120 | Кв. экзамен |
Экзамен | 6 | | | |
Всего за курс обучения | 410 | Аттестация по программе в форме квалификационного экзамена - 6 |
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается 1 - 3 разряд по профессии: 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» и выдаётся свидетельство о профессии рабочего.
2. Результаты освоения основной программы профессионального обучения по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
Вид профессиональной деятельности | Обобщенная трудовая функция | Трудовые функции | Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Диагностика, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (АТС) и их компонентов. | Выполнение регламентных работ по поддержанию АТС в исправном состоянии. | Предпродажная подготовка АТС. | Проверка исправности и работоспособности АТС. Проверка соответствия АТС технической и сопроводительной документации. Приведение АТС в товарный вид. | Проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить до нормы. Производить затяжку крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС. Проверять соответствие номеров номерных узлов и агрегатов АТС паспорту АТС. Проверять соответствие комплектности АТС сопроводительной документации организации-изготовителя АТС. Проверять соответствие моделей деталей, узлов и агрегатов АТС технической документации. Визуально выявлять внешние повреждения АТС. Производить уборку, мойку и сушку АТС. Монтировать составные части АТС, демонтированные в процессе доставки АТС. | Назначение, устройство и правила применения ручного слесарно-монтажного, пневматического и электрического инструмента, универсальных и специальных приспособлений. Технология проведения слесарных работ. Допуски, посадки и система технических измерений. Требования охраны труда. Конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем АТС. Технические и эксплуатационные характеристики АТС. Порядок оформления и ведения сопроводительной документации АТС. |
Техническое обслуживание АТС. | Проверка исправности и работоспособности АТС. Регулировка компонентов АТС. Проведение смазочных и заправочных работ. Проведение крепежных работ. Замена расходных материалов. Проверка герметичности систем АТС. | Проверять уровень горюче-смазочных материалов, технических жидкостей и смазок и при необходимости производить работы по их доливке и замене. Заменять расходные материалы после замены жидкостей. Проверять герметичность систем АТС. Проверять работоспособность узлов, агрегатов и систем. Проверять моменты затяжки крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС. Измерять зазоры в соединениях, биение вращающихся частей, люфты в рулевом управлении АТС. Демонтировать составные части АТС. Производить регулировку узлов, агрегатов и систем АТС. Пользоваться справочными материалами и технической документацией по ТО и ремонту АТС. Выбирать контрольно-измерительный инструмент в зависимости от погрешности измерения и проводить контрольно-измерительные операции. Применять механический и автоматизированный инструмент и оборудование при проведении работ по ТО и ремонту. | Наименование, маркировка технических жидкостей, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона. Технология проведения слесарных работ. Конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем АТС. Технические и эксплуатационные характеристики АТС. Устройство, принцип действия контрольно-измерительных инструментов, методы и технология проведения контрольно-измерительных операций. Методы проверки герметичности систем АТС. Устройство и принципы действия механического и автоматизированного инструмента и оборудования. |
2.1. Распределение учебных часов по видам учебных занятий
Виды учебной работы | Количество часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: контрольные работы | 2 |
Учебная практика | 180 |
Практика (производственная) | 120 |
Квалификационный экзамен | 6 |
ИТОГО | 410 |
3. Тематический план по дисциплине «Охрана труда».
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Уровень усвоения | № урока | Объем часов |
1. Охрана труда. | Содержание | | | 12 |
1 | Основы охраны труда. Основные термины и определения по охране труда.Закон Российской федерации в сфере борьбы с коррупцией. | 2 | 1 | 2 |
2 | Нацизм: прошлое и настоящее. | 2 | 2 | 2 |
3 | Виды инструктажей по технике безопасности. Требования производственной санитарии. | 2 | 3 | 2 |
4 | Меры по предупреждению травматизма. Виды травм. Первая помощь пострадавшим при получении травмы. Техника безопасности при выполнении ремонтных работ. | 2 | 4 | 2 |
5 | Индивидуальные и коллективные средства защиты персонала. | 2 | 5 | 2 |
6 | Охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами. Противопожарные меры. | 2 | 6 | 2 |
Формы текущего контроля: опрос устный, дифференцированный зачёт. |
3.1. Условия реализации программы учебной дисциплины «Охрана труда».
I. Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета:
-охраны труда;
3.2. Требования к материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия: макеты, демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
3.3. Оценочные средства для проведения дифференцированного зачета, включая задания для обучаемых по дисциплине «Охрана труда»:
1. 273 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.
2. Что называется охраной труда?
3. Должностные лица, ответственные за охрану труда на предприятии.
4. Перечислить виды инструктажей по технике безопасности.
5. Кто и когда проводит вводный инструктаж?
6. Кто и где проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
7. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?
8. В каких случаях проводится целевой инструктаж?
9. Что включает в себя раздел «Электробезопасность»?
10. Перечислить средства индивидуальной защиты при работе с электроинструментом?
11. Перечислите меры предосторожности при ТО и ремонте автомобиля?
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
3.4. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
О.Н. Куликов, Охрана труда – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
В.Н. Обливин, Охрана труда – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Тематический план по дисциплине «Основы электротехники».
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Уровень усвоения | № урока | Объем часов |
2.Основы электротехники. | Содержание | | | 12 |
1 | История развития электротехники. Понятие об электрическом токе. | 2 | 1 | 2 |
2 | Электрический ток. Параметры электрического тока. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. | 2 | 2 | 2 |
3 | Общая схема электрооборудования автомобиля. | 2 | 3 | 2 |
4 | Источники электрической энергии. | 2 | 4 | 2 |
5 | Электробезопасность. Индивидуальные и коллективные средства защиты от поражения электрическим током. | 2 | 5 | 2 |
6 | Неисправности электрооборудования. Дифференцированный зачёт. | 2 | 6 | 2 |
Формы текущего контроля: опрос устный, дифференцированный зачёт. |
4.1. Условия реализации программы учебной дисциплины «Основы электротехники».
- лаборатория «Основы электротехники».
4.2. Требования к материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета, лаборатории «Основы электротехники»:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
4.3. Оценочные средства для проведения дифференцированного зачета, включая задания для обучаемых по дисциплине «Основы электротехники»:
1. Что называется электрическим током?
2. Назвать единицы измерения напряжения, частоты электрического тока.
3. Назвать единицы измерения силы тока и сопротивления.
4. Назвать единицу измерения электрической мощности.
5. Перечислить электроизмерительные приборы.
6. Назвать элементы электрической цепи.
7. Назвать порядок включения вольтметра в электрическую цепь.
8. Назвать порядок включения амперметра в электрическую цепь.
9. Начертить простейшую схему трансформатора.
10. Перечислить типы трансформаторов.
11. Написать формулу закона Ома.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
4.4. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
П.А. Бутырин, Электротехника – М.: Академия, 2010г.
В.А. Родичев, Грузовые автомобили – М.: Академия, 2014 г.
5. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Уровень усвоения | № урока | Объем часов |
3. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ. Тема 1. Эксплуатационные материалы. | Содержание | | | 18 |
1 | Виды топлива. | 2 | 1 | 2 |
2 | Смазочные материалы. | 2 | 2 | 2 |
3 | Специальные (технические) жидкости. | 2 | 3 | 2 |
4 | Нормы расхода топлива. | 2 | 4 | 2 |
5 | Повышение срока службы аккумуляторных батарей. | 2 | 5 | 2 |
6 | Повышение сроков службы шин. | 2 | 6 | 2 |
Тема 2. Виды слесарных работ. | 1 | Виды слесарных работ и технология их выполнения | 2 | 7 | 2 |
2 | Назначение и правила применения используемого слесарного инструмента, электроинструмента и контрольно-измерительных инструментов. | 2 | 8 | 2 |
3 | Наименование и маркировка металлов. | 2 | 9 | 2 |
Формы текущего контроля: опрос устный, дифференцированный зачёт. |
5.1. Условия реализации программы учебной дисциплины «Материаловедение».
I. Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета:
- кабинет материаловедения.
5.2. Требования к материально-техническому обеспечению:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
5.3. Оценочные средства для проведения дифференцированного зачета, включая задания для обучаемых по дисциплине «Материаловедение»:
1. Что называется металлом?
2. Что относится к черным металлам?
3. Перечислить виды чугунов.
4. Перечислить виды сталей.
5. Какие марки автомобильных бензинов вы знаете?
6. Какие марки охлаждающей жидкости применяют на автомобилях в зимнее время?
7. Назовите пути экономии топлива, зависящие от водителя?
8. Назовите виды слесарных работ.
9. Назначение и правила применения используемого слесарного инструмента.
10. Назначение и правила применения используемого пневмо – и электроинструмента.
11. Назначение и правила применения используемых контрольно – измерительных инструментов.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
5.4. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
1. В.А. Родичев, Грузовые автомобили – М.: Академия, 2014 г.
2. А.М. Адаскин, Металловедение, - М.: Академия, 2007 г.
6.Тематический план
профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Уровень усвоения | № урока | Объем часов |
4. Междисципли-нарный курс: ТО и ремонт автомобиля 1. Введение в профессию. | Содержание | 4 |
1 | Общие сведения о профессии. Тарифные разряды по профессии. | 2 | 1 | 2 |
2 | Классификация и общее устройство автомобиля. | 2 | 2 | 2 |
2. Двигатель. | Содержание | 26 |
1 | Общие сведения. | 2 | 3 | 2 |
2 | Общее устройство. | 2 | 4 | 2 |
3 | Механизмы двигателя. Остов двигателя. Кривошипно – шатунный механизм. | 2 | 5 | 2 |
4 | Механизм газораспределения. Мелкие неисправности и регулировка двигателя. | 2 | 6 | 2 |
5 | Система охлаждения. Возможные неисправности и их устранение. | 2 | 7 | 2 |
6 | Смазочная система. Возможные неисправности и их устранение. | 2 | 8 | 2 |
7 | Система питания. Особенности смесеобразования. | 2 | 9 | 2 |
8 | Система питания бензинового двигателя. | 2 | 10 | 2 |
9 | Система питания двигателя газом. | 2 | 11 | 2 |
10 | Система питания дизеля. Возможные неисправности и их устранение. | 2 | 12 | 2 |
11 | Электрооборудование. Источники электрической энергии. Система зажигания. | 2 | 13 | 2 |
12 | Стартер. Приборы освещения и световой сигнализации. Неисправности электрооборудования. | 2 | 14 | 2 |
13 | Контрольная работа № 1 по темам №№ 1-2. | 2 | 15 | 2 |
3. Трансмиссия. | Содержание | 6 |
1 | Общее устройство. Сцепление. | 2 | 16 | 2 |
2 | Коробки передач. Раздаточная коробка и карданная передача. | 2 | 17 | 2 |
3 | Ведущие мосты. Задний ведущий мост. Средний ведущий мост. | 2 | 18 | 2 |
4. Несущая система. | Содержание | 4 |
1 | Остов. Колёса. | 2 | 19 | 2 |
2 | Передний мост и подвеска. Задняя подвеска. Амортизаторы. | 2 | 20 | 2 |
5. Система управления. | Содержание | 4 |
1 | Органы управления. Рулевое управление. | 2 | 21 | 2 |
2 | Тормозные механизмы. Привод тормозов. Неисправности системы управления. | 2 | 22 | 2 |
6. Кузов. | Содержание | 4 |
1 | Кабина. Грузовая платформа. | 2 | 23 | 2 |
2 | Контрольная работа № 2 по темам №№ 3 - 6. | 2 | 24 | 2 |
7. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. | Содержание | 8 |
1 | Общие сведения. Основные понятия ТО и ремонта автомобилей. | 2 | 25 | 2 |
2 | Виды и периодичность ТО и ремонта автомобилей. | 2 | 26 | 2 |
3 | Ежедневное техническое обслуживание. Периодические виды ТО. | 2 | 27 | 2 |
4 | Показатели работы автомобиля. | 2 | 28 | 2 |
8. Технология ремонта автомобилей. | Содержание | 6 |
1 | Мойка, очистка и разборка автомобиля. | 2 | 29 | 2 |
2 | Слесарные способы ремонта деталей. | 2 | 30 | 2 |
3 | Механические способы ремонта деталей. | 2 | 31 | 2 |
Формы текущего контроля: опрос устный и письменный, экзамен. |
5. Учебная практика. | | Уровень усвоения | № урока | Объём часов |
Содержание | 180 |
1 | Вводное занятие. Экскурсия в ЦТАО. | 2 | 1 | 4 |
2 | Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских. | 2 | 2 | 4 |
3 | Использование ручного и механизированного инструмента. | 2 | 3,4 | 8 |
4 | Приемка автомобиля в ремонт. Разборка, мойка и обезжиривание деталей. | 2 | 5-8 | 16 |
5 | Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма. | 2 | 9-11 | 12 |
6 | Техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма. | 2 | 12-14 | 12 |
7 | Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя. | 2 | 15-17 | 12 |
8 | Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя. | 2 | 18-20 | 12 |
9 | Техническое обслуживание и ремонт и системы освещения и сигнализации. | 2 | 21-23 | 12 |
10 | Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля. | 2 | 24-26 | 12 |
11 | Техническое обслуживание и ремонт муфты сцепления автомобиля. | 2 | 27-30 | 16 |
12 | Техническое обслуживание и ремонт коробки передач и раздаточной коробки | 2 | 31-34 | 16 |
13 | Техническое обслуживание и ремонт карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей. | 2 | 35-37 | 12 |
14 | Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля | 2 | 38-41 | 16 |
15 | Сборка автомобиля, обкатка и испытание, сдача из ремонта. Дифференцированный зачёт. | 2 | 42-45 | 16 |
6. Производственная практика | Содержание | 120 |
1 | Ознакомление с предприятием. Инструктаж по безопасности труда. | 8 |
2 | Выполнение производственных работ 2-3 разрядов. | 48 |
3 | Предвыпускная производственная практика на рабочих местах предприятия. | 58 |
4 | Дифференцированный зачёт | 6 |
Выпускные квалификационные экзамены. | 6 |
Всего | 410 |
6.1. Условия реализации основной программы профессионального обучения предполагают наличие учебных кабинетов:
- слесарная мастерская;
- техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
6.3. Оснащение слесарной мастерской ФКП ОУ №313:
6.3.1. Оборудование:
1. Шиномонтажный станок BL-545 -1 шт;
2. Балансировачный стенд BL-616 -1шт;
3. Электровулканизатор «Этна» -1шт;
4. Компрессор поршневой 4,8 -1шт;
5. Токарный станок -1шт.
6.3.2. Инструменты и приспособления:
1. Тисы слесарные -1 шт;
2. Набор инструмента -2 шт;
6.3.3. Средства обучения:
1. Двигатель ЗМЗ 53 в сборе на подставке
2. Двигатель Ваз-2105 с коробкой в разрезе на подставке
3. Задний мост Ваз-2105-07 в разрезе на подставке
4. Слесарный стол
5. Редуктор заднего моста
6 Вал карданный
7 Сцепление в сборе
8 Диск тормозной в сборе
9 Вал карданный
10 Технологические карты
6.4. Оценочные средства:
6.4.1. Оценочные средства для устного опроса.
Назовите основные части автомобиля.
На какие классы по грузоподъёмности подразделяют грузовые автомобили?
Что является основой действия двигателя внутреннего сгорания ?
Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя?
Назовите порядок работы четырёхцилиндрового двигателя?
Чем уплотняется соединение головки и блока цилиндров?
Из каких деталей состоит кривошипно – шатунный механизм?
Для чего необходим тепловой зазор между клапанами и коромыслами?
Для чего служит термостат?
Назовите основные части смазочной системы.
Дайте определение понятиям «бедная смесь» и «обогащённая смесь».
Перечислите причины возможных неисправностей карбюраторного двигателя при пуске.
Расшифруйте марку аккумуляторной батареи 6СТ – 90 ЭМ.
Какие контрольно – измерительные приборы вы знаете?
Что означает понятие «колесная формула»?
Каково назначение коробки передач?
Расшифруйте марки шин 9,0 R 20 и 225/75R16C.
Для чего необходима подвеска?
Назовите виды ТО и периодичность их проведения.
Перечислите операции, проводимые водителем при ЕТО.
6.4.2. Оценочные средства для проведения контрольных работ.
Контрольная работа № 1.
Вариант 1.
1. Назовите основные части автомобиля.
2. Что является основой действия двигателя внутреннего сгорания?
3. Назовите порядок работы четырёхцилиндрового двигателя?
4. Из каких деталей состоит кривошипно – шатунный механизм?
5. Для чего служит термостат?
Вариант 2.
1. На какие классы по грузоподъёмности подразделяют грузовые автомобили?
2. Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя?
3. Чем уплотняется соединение головки и блока цилиндров?
4. Для чего необходим тепловой зазор между клапанами и коромыслами?
5. Назовите основные части смазочной системы.
Контрольная работа № 2.
Вариант 1.
1. Расшифруйте марку аккумуляторной батареи 6СТ – 90 ЭМ.
2. Что означает понятие «колесная формула»?
3. Для чего необходима подвеска?
4. Назовите виды ТО и периодичность их проведения.
5. Назовите виды инструктажей по охране труда.
Вариант 2.
1. Какие контрольно – измерительные приборы вы знаете?
2. Каково назначение коробки передач?
3. Расшифруйте марки шин 7,0 R 20 и 165/75R14.
4. Перечислите операции, проводимые водителем при ЕТО.
5. Общие требования инструкции слесаря по ремонту автомобиля по охране труда.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
6.4.3. Оценочные средства для проведения квалификационного экзамена.
Билеты для квалификационного экзамена
Билет № 1.
1. Назовите основные части автомобиля.
2. Назовите основные части смазочной системы.
3. Какие марки автомобильных бензинов вы знаете?
Билет № 2
1. На какие классы по грузоподъёмности подразделяют грузовые автомобили?
2. Дайте определение понятиям «бедная смесь» и «обогащённая смесь».
3. Какие марки охлаждающей жидкости применяют на автомобилях в зимнее время?
Билет № 3
1. Что является основой действия двигателя внутреннего сгорания?
2. Перечислите причины возможных неисправностей карбюраторного двигателя при пуске.
3. Назовите пути экономии топлива, зависящие от водителя?
Билет № 4
1. Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя?
2. Расшифруйте марку аккумуляторной батареи 6СТ – 90 ЭМ.
3. Назовите виды слесарных работ.
Билет № 5
1. Назовите порядок работы четырёхцилиндрового двигателя?
2. Какие контрольно – измерительные приборы вы знаете?
3. Назначение и правила применения используемого слесарного инструмента.
Билет № 6
1. Чем уплотняется соединение головки и блока цилиндров?
2. Что означает понятие «колесная формула»?
3. Назначение и правила применения используемого пневмо – и электроинструмента.
Билет № 7
1. Из каких деталей состоит кривошипно – шатунный механизм?
2. Каково назначение коробки передач?
3. Назначение и правила применения используемых контрольно – измерительных инструментов.
Билет № 8
1. Как проводится регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме?
2. Для чего нужен конденсатор на прерывателе – распределителе зажигания?
3. Кто и когда проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
Билет № 9
1. Для чего служит термостат?
2. Расшифруйте марки шин 9,0 R 20 и 225/75R16C.
3. Кто и когда проводит вводный инструктаж?
Билет № 10
1. Назовите основные части автомобиля.
2. Для чего необходима подвеска?
3. Кто и где проводит первичный инструктаж на рабочем месте?
Билет № 11
1. Назовите виды ТО и периодичность их проведения.
2. Какие контрольно – измерительные приборы вы знаете?
3. Перечислить виды инструктажей по технике безопасности.
Билет № 12
1. Перечислите операции, проводимые водителем при ЕТО.
2. Что означает понятие «колесная формула»?
3. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?
Билет № 13
1. Для чего необходим тепловой зазор между клапанами и коромыслами?
2. Назовите порядок работы четырёхцилиндрового двигателя?
3. В каких случаях проводится целевой инструктаж?
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г. N 292 «Об утв. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
На выполнение квалификационной работы отводится 24 часов, задания составляются с учётом квалификационных требований к присваиваемому разряду по выполнению работ.
Примерный перечень работ для квалификационного экзамена:
по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 1 разряда
1. Слив воды из системы охлаждения.
2. Разборка фильтра воздушного.
3. Разборка масляного фильтра тонкой очистки.
4. Разборка масляного фильтра грубой очистки.
по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 2 разряда
1. Снятие и установка колес и брызговиков с автомобиля.
2. Снятие и установка дверей и подножек с автомобиля.
3. Снятие и установка буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей с автомобиля.
4. Проверка крепления картеров, колес на автомобиле.
6. Снятие и установка насоса водяного на двигателе ЗМЗ 53.
7. Снятие и установка вентилятора на двигателе ЗМЗ 53.
8. Снятие и установка компрессора на двигателе ЗМЗ 53.
9. Разборка, ремонт, сборка фильтра воздушного.
10. Разборка, ремонт, сборка масляного фильтра тонкой очистки.
11. Разборка, ремонт, сборка масляного фильтра грубой очистки.
по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» 3 разряда
1. Разборка, ремонт, сборка вентиляторов.
2. Проверка, крепление головки блоков цилиндров.
3. Разборка коробки передач автомобиля ГАЗ 53.
4. Разборка сцепления автомобиля ГАЗ 53.
5. Снятие, установка крыльев легковых автомобилей.
6. Разборка, ремонт, сборка насоса водяного.
7. Разборка, ремонт, сборка насоса масляного.
8. Разборка, ремонт, сборка вентилятора.
9. Разборка, ремонт, сборка компрессора.
7. Список используемой литературы.
1. В.В. Селифонов, М.К.Бирюков «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» Издательский центр «Академия»2010г.
2. В.И.Нерсесян «Устройство легковых автомобилей» Практикум Издательский центр «Академия»2008г.
3. В.А. Родичев, Грузовые автомобили – М.: Академия, 2014 г.
4. А.С. Кузнецов, Техническое обслуживание и ремонт автомобиля,
М.: Академия, 2019 г.