г. Ханты-Мансийска
на 2017 – 2020 годы.
г. Ханты-Мансийск
2017 г.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. .
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
Содержание работы | Форма представления результатов |
1.Диагностический этап Сроки 2017 год | |
1. Анализ затруднений Непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные школьники. Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. По мнению специалистов “Института информатизации образования” ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести: повышение качества образования путем применения различных подходов с использованием новых информационных технологий; повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования). Кроме этого, традиционное преподавание часто вызывает у ряда детей ощущение скуки, что мешает усвоению даже программного материала. А человек, не получивший достаточного образования, не может считаться культурным, так как «научность является феноменом мировой, общечеловеческой культуры». Чтение является основой для получения информации, поэтому важно обучение продуктивному чтению . | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора школы |
2. Постановка проблемы Низкий уровень культуры обработки информации при чтении, неточное понимание прочитанной информации, неспособность соотнести новую информацию с ранее изученным материалом. Создание условий освоения технологии продуктивного чтения учащимися как способа развития коммуникативной компетенции и креативного мышления. | |
3. Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта. Список литературы Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1983. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении (по материалам психолого-педагогической литературы//Вопрос алгоритмизации и программирования обучения/Под, ред. Л.Н.Ланды. М., 1973. Вып. 2. М., 1981. | |
Гуревич К. М., Акимова М.К., Берулава Г.А. и др. Психологическая диагностика. Бийск, 1993. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности//Вопросы психологии.1994. № 5. | |
Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Под ред. 81. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики//Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи//Современ. педагогика. 1973 № 2. | |
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М.,1988. | |
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение//Психологические основы программированного обучения. М., 1984 | |
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995. | |
Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности//Проблема общения в психологии. М., 1981. | |
4. Чтение педагогических периодических изданий («Русский язык в школе», приложение к «Первому сентября», « Литература в школе», «Народное образование», «Учительская газета»). 5. Обзор информации в Интернете на сайтах: Учительская газета http://www.ug.ru Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru Газета "Управление школой" http://upr.1september.ru Газета "Русский язык" http://rus.1september.ru/index.php Газета "Литература" http://lit.1september.ru/index.php Журнал «Право и образование» http://www.lexed.ru/pravo/journ/ Журнал «Вестник образования России» http://www.vestniknews.ru Журнал «Лидеры образования» http://pedsovet.org/leader.html Журнал «Вопросы интернет-образования» http://vio.fio.ru Журнал «Открытое образование» http://www.e-joe.ru Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/ Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.internet-school.ru Образовательный сайт TeachPro.ru http://www.teachpro.ru Обучающие сетевые олимпиады http://oso.rcsz.ru Открытый колледж http://www.college.ru http://lego-uao.ru http://www.shatalovschools.ru/ | |
2. Прогностический этап Сроки 2017-2018уч. год | |
1. Определение целей и задач работы над темой Цель: Повышение личного теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности . | Выступление на заседании ШМО, ГМО |
Задачи: Изучить теоретическую основу технологии продуктивного чтения. Изучить опыт педагогов-новаторов, успешно развивающих творческую личность для формирования индивидуальных траекторий развития учащихся. | |
Обучить учащихся технологии продуктивного чтения как способа получения информации Применять разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися. | |
Повысить качество обученности по преподаваемым предметам : русскому языку и литературе Обобщить опыт собственной педагогической деятельности в направлении | |
развития коммуникативной компетенции и креативного мышления школьников на уроках. | |
Разработать систему приемов, мотивирующих учащихся к изучению предмета через развитие коммуникативной компетенции и креативного мышления, формирующих коммуникативную компетентность школьников. | |
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы При создании модели я вижу главную идею о том, что формирование коммуникативной компетентности и креативного мышления школьников должно предусматривать использование технологии продуктивного чтения, который отражает несколько идей: 1) развитие коммуникативной компетенции и креативного мышления ученика | |
возможно только в деятельности, требующей от него мотивированной индивидуальной траектории; | |
2) не всякая деятельность может способствовать развитию коммуникативной компетенции и креативного мышления. К такой деятельности я отношу проектную деятельность, в процессе которой информация добывается с применением технологии продуктивного чтения. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, | |
решение определенной педагогической задачи, а с другой стороны, результат проектной деятельности осуществляется в группе, где просто необходимо интенсивное сотрудничество, которое приведет к развитию коммуникативной компетенции и креативного мышления школьников; 3) формирование компетенций требует развития рефлексивных процессов, | |
которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов, оказывая воздействие на способности интегрировать названные аспекты в учебной деятельности; 4) развитие рефлексии как основы формирования компетенций требует специальной работы по анализу собственной деятельности, в т.ч. и проектной, выполненной с применением информационных технологий. | |
3. Прогнозирование результатов Освоение технологии продуктивного чтения позволит сформировать коммуникативную компетенцию и креативное мышление и будет способствовать повышению качества преподавания предметов: русский язык -50-60%, литература 60-70% | |
3. Практический этап Сроки 2017-2020 уч.г. | |
1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы Разработка новых форм, методов и приемов обучения. | Открытые уроки, выступления на заседаниях МО, публикации, размещение работы на |
2. Формирование методического комплекса Разработка дидактических материалов, тестов. Создание комплектов педагогических разработок |
3. Отслеживание текущих и промежуточных результатов Рейтинговые показатели учащихся при прохождении итоговой аттестации. Создание банка творческих интеллектуальных продуктов. Увеличение количества призовых мест в научно-практических конференциях, олимпиадах городского, областного, регионального уровней. Увеличение количества учащихся, готовых к осознанному выбору индивидуальных траекторий развития. 4. Корректировка работы | Сайте школы |
Обобщающий этап Сроки 2019 2020 уч.г.1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме 3. Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег | Выступление на МО, публикации, презентация результатов работы |
Внедренческий этап Сроки В ходе педагогической деятельности | |
1. Распространение опыта Создание учебно-методических пособий. Подготовка и проведение городских мероприятий для учащихся. Разработка сценариев внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, Разработка уроков, презентаций к урокам, дидактических материалов, тестов для контроля знаний , | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах |
Проведение открытых уроков , мастер-классов по теме самообразования Обобщение опыта по исследуемой теме: подготовка докладов, выступлений по теме самообразования на пед. Советах, ШМО, ГМО учителей русского языка и литературы. | подготовка и проведение городских мероприятий, |
Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. Представление опыта на практических семинарах городского методического объединения учителей математики. | размещение информации на сайте школы, проведение |
Проведение тематических собраний и индивидуальных консультаций с родителями. | мастер-классов |