СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профессиональной пробы "Предприниматель малого бизнеса"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессиональной пробы в рамках проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» «Предприниматель малого бизнеса» разработана для проведения профессиональной пробы для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа профессиональной пробы "Предприниматель малого бизнеса"»















ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

в рамках проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»





























Сафоново, 2021

Паспорт программы


Наименование профессионального направления: Предприниматель малого бизнеса

Автор программы: Малуева Анна Сергеевна, преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Контакты автора: Смоленская обл., г. Сафоново, anna-malueva@mail.ru, 8-903-892-74-09




Уровень сложности

Формат проведения

Время проведения

Возрастная категория

Доступность для участников с ОВЗ











Базовый











очная











90












10-11 класс


Допустимые нозологические группы:

1. нарушения зрения: слабовидящие;

2. нарушение слуха: слабослышащие;

Необходимые специальные условия, которые необходимо соблюсти для проведения мероприятия:

  1. обеспечение оборудованием для воспроизведения и усиления звука для качественной передачи на слуховые аппараты участников

  2. обеспечение освещенности лица, говорящего и фона за ним, проецирование медиафайлов на большие экраны.

  3. обеспечение подробных индивидуальных инструкций и вспомогательной информации в письменном виде.



Возможно одновременное участие детей с инвалидностью и ОВЗ и детей без инвалидности.





  1. Содержание программы


Введение (10 мин)

1. Предприниматель малого бизнеса - это тот, кто проявляет инициативу, организуя предприятие, чтобы воспользоваться возможностью, и, как лицо, принимающее решение, решает, что, как и сколько товара или услуг будут произведены.

Формирование предпринимательских компетенций у молодого поколения современного российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего образования и экономики. Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к устойчивому улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.

В бизнесе важную роль играет планирование будущей деятельности, поэтому предприниматель должен разработать бизнес-план - важном инструменте повышения эффективности работы бизнеса.

Хорошо разработанный бизнес-план должен раскрыть все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту.

2. К сожалению, многие современные выпускники массовой школы, не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью своего профессионального самоопределения, не полностью владеют знаниями и умениями наиболее эффективного определения своего дальнейшего трудового пути, не могут четко поставить цели создания успешной карьеры и найти пути их решения, много обучаясь и работая для этого, с трудом оценивают альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя», имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, предпринимательским мышлением, деловой активностью, для того чтобы развить и поддержать российский малый и средний бизнес, который поможет сделать экономически здоровым наше ближайшее будущее, организующее производство в самой стране, ориентированное на собственный народ, создание новых рабочих мест; прибыли, налоги с которой будут направлены на социальную сферу, образование, здравоохранение и т.д.

Поэтому вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и образования, это стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Сегодня, для того чтобы добиться успеха, необходимо многое: и стартовый капитал, и оригинальность идеи, и поддержка со стороны уже работающего бизнеса, и главное – ЗНАНИЯ. И что не менее важно, малый бизнес нуждается в поддержке, причем не столько финансовой, сколько организационной.

Что делает человека успешным предпринимателем? Вероятно, ему необходимо иметь большой опыт, технологические знания и компетенцию в своей сфере, однако эти навыки не определяют успешного бизнесмена, хотя и являются необходимыми. Успешного предпринимателя отличают креативность, социальные, лидерские, ораторские и коммуникабельные навыки, а также умение держать удар при неудачах.

4. Прежде, чем начать заниматься бизнесом, следует уяснить несколько фактов, в общих чертах, характеризующих всю предпринимательскую деятельность. И неважно, какого рода деловую активность ведет предприниматель.

Типичный портрет предпринимателя:

  • средний возраст 40 лет;

  • 95,1% со степенью бакалавра;

  • у 47% есть магистерские или ученые степени;

  • менее 1% из очень богатого или очень бедного окружения;

  • 51,9% первые в своей семье занялись бизнесом;

  • 70% состоят в браке;

  • 5,2% разведены, не живут вместе или овдовели;

  • 75,4% работали на другие компании более 6 лет;

– в 3 раза чаще бунтовали, будучи подростками.

Некоторые люди верят, что если сбросят удушающие оковы высшего образования, то смогут основать компанию, которая станет новой Apple. Но на самом деле если забросить учебу еще не означает, что можно автоматически стать миллионером.

Например, Стив Джобс и Билл Гейтс оставили университет не для того, чтобы бездельничать и круглые сутки играть в игры. После того как Джобс бросил учебу, он целый год ходил на дополнительные занятия (позже он рассказал, что уроки каллиграфии вдохновили его на создание шрифтов для Mac). А Гейтс продумывал идею своей компании еще до того, как ушел из Гарварда.

5. Приход молодежи в малое предпринимательство важен, еще и стой точки зрения, что это позволит создавать новые рабочие места для молодежи, а также развивать новые продукты, воплощать идеи молодых в жизнь, и соответственно, способствовать экономическому развитию России.

Таким образом, малый бизнес для молодых - это не только интересное дело, но и сфера, приносящая пользу обществу. Вовлечение молодежи в эту деятельность позволит решить ряд важнейших проблем - подготовка кадрового резерва для действующих предприятий, формирование социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, повышение инновационной составляющей в структуре малого бизнеса.

Программа профессиональной пробы «Предприниматель малого бизнеса» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как: математика, информатика, обществознание.

Постановка задачи (5 мин)

1. Цель в рамках профессиональной пробы «Предприниматель малого бизнеса»: формирование навыков самостоятельной разработки бизнес-плана.

Задачи:

‒ приобретение навыков практического создания фирмы;

‒ освоение технологии бизнес-планирования;

‒ обучение навыкам презентации бизнес-идеи.

2. Итоговый результат: бизнес-план идеи



Выполнение задания (55 мин)

1. Подробная инструкция по выполнению задания.

  • поиск бизнес – идеи, ее обоснование;

  • описание продукта или услуги, отличительных особенностей в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов;

  • определение особенностей работы конкурентов;

  • определение каналов сбыта;

  • разработка маркетингового плана;

  • составление плана сбыта;

  • разработка организационного плана;

  • разработка финансового плана;

  • презентация проекта.


2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания

  • организовать оборудованное рабочее место;

  • ознакомить с техникой безопасности на рабочем месте;

  • объяснить задание (поставить цель);

  • проконтролировать процесс выполнения задания;

  • соблюдая технику безопасности, дать инструктаж участнику и последовательно объяснять, что нужно делать, пристально следя за всеми действиями участника;

  • показать на примере готового бизнес – плана целесообразность организации бизнеса.




Контроль, оценка и рефлексия (20 мин)


1. Для фиксирования результатов прохождения профессиональной пробы рекомендуется использовать следующие показатели и критерии.

Таблица1 - Учета результатов прохождения профессиональной пробы

Критерии

Показатели

Оценка выполненных

заданий пробы

задание не

выполнено

задание

выполнено

формально,

интереса к

деятельности

не возникло

задание

выполнено с

интересом к

деятельности

задание

выполнено с

повышенным

интересом к

деятельности,

возникло

желание к

продолжению

данной

деятельности

Оценка

сформированности

отношения к

профессиональной

области выполненных

действий

сформировано

негативное

отношение

отношение

не

сформирован

о

проявляются

признаки

интереса к

профессиональной области

проявляется

устойчивый

интерес к

профессиональной области

Оценка

сформированности

профессионально важных

качеств в процессе

выполнения

профессиональной пробы

качество

никак не

проявлено

качество

проявляется

в отдельных

ситуациях,

не являясь

значимым

качество

проявляется в

отдельных

ситуациях

качество

проявляется

устойчиво,

является

значимым для

личности





Критерии выполнения задания по разработке бизнес-плана:

Оценочный лист

Качество выполненной работы

Да

Нет

Грамотность оформления бизнес-плана



Правильность расчетов в финансовом плане



Правильность оформления производственного плана



Правильность расчетов себестоимости услуг



Грамотность составления плана менеджмента



Грамотность составления плана маркетинга



Презентация проекта





2. В процессе прохождения профессиональной пробы и выполнения практических заданий, обучающиеся могут быть оценены по критериям, учитывающим требования общих компетенций, характеризующих предпринимателя. С учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности участников профессиональных проб имеет смысл оценивать их по несколько отличным друг от друга показателям.

Критерии

Показатели

Ценностное отношение к труду в целом и к предпринимательской деятельности

знает основы предпринимательства, примеры успешного бизнеса, слагаемых успеха для достижения целей в труде, бизнесе и карьере

Осознание необходимости эффективного ведения предпринимательской деятельности для благополучного экономического развития

знаком с этапами и документацией, необходимой для ведения предпринимательской деятельности; наиболее востребованными и доходными сферами бизнеса

Самостоятельность, самооценка и самоорганизованность

самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах

Организационное творчество, инициативность в решении проблем

имеет активную жизненную позицию, общителен, может планировать работу группы, выдвигать идеи различных способов решения поставленных задач

Стремление к личностному росту и развитию лидерских качеств

является лидером во многих вопросах своего класса, группы, осознанно подходит к профессиональному самоопределению, думает о создании своего дела, бизнеса в будущем

Ответственность за решения

ответственен в учебе, взаимоотношениях, общественной деятельности

Состязательность

умеет оценить конкурентные преимущества


3. Используя ПОПС – формулу, выскажите свое мнение о том, была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли задачи.




  1. Инфраструктурный лист


Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Количество

На группу/

на 1 чел.

Компьютеры по количеству обучающихся и 1 компьютер преподавателя, оснащенные программным обеспечением: операционной системой Windows, MS Office 2016/2019

На усмотрение организатора

8

На группу

Экран настенный

На усмотрение организатора

1

На группу

Проектор

На усмотрение организатора

1

На группу