Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
КГКУ «Детский дом № 17» на 2016 -2018 г.г
1. Паспорт программы
Наименование программы | «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
Разработчики программы | Администрация КГКУ «Детский дом № 17» п. Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края |
Сроки реализации программы | 2016 – 2018 годы |
Цель программы: | обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Задачи программы: | повышение уровня воспитательно – профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома; защита прав и законных интересов воспитанников детского дома; раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи; создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников; осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья; развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности; осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни; обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив КГКУ «Детский дом № 17»: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних. |
2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
3. Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
нарушения прав детей в области получения образования, на охрану здоровья, жильё и имущество и др.;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в КГКОУ «Детский дом № 17».
4. Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
5. Цель программы:
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6. Задачи программы:
повышение уровня воспитательно – профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;
защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;
осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
7. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
• директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели;
• представители правоохранительных органов;
• представители общественных организаций.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
9. Программа мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполне-ния |
1. Подготовительные мероприятия |
1 | Анализ состояния воспитательно-профилактической работы | Зам. директора по УВР | Май 2016 г. |
2 | Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы | Зам. директора по УВР | В течение года |
3. | Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей | Педагог-психолог | Ежегодно |
4. | Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Зам. директора по УВР, воспитатели | Ежегодно |
5. | Разработка воспитательных часов «Легче предупредить, чем исправить» | Воспитатели | В течение года |
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики (работа с педагогическим коллективом) |
1. | Составление социального паспорта группы, детского дома | Воспитатели, социальный педагог | Ежегодно |
2. | Уточнение банка данных воспитанников «группы риска» | Воспитатели, социальный педагог | Ежегодно |
3. | Проведение семинаров на темы: а) «Индивидуальные особенности подростков с отклонениями в поведении»; б) «Возрастные особенности школьников»; в) «Конфликты и пути их разрешения» | Педагог – психолог | По плану |
4. | Педагогическое консультирование | Педагог – психолог | По запросу |
5. | Обучение воспитателей методике проведения детских мероприятий в форме тренингов | Педагог – психолог | 1 раз в четверть |
6. | Проведение заседаний круглых столов с повестками: 1. «Пути решения проблем трудных подростков»; 2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки 3. «Использование возможностей детского дома и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок на ведение здорового образа жизни» | Зам. директора по УВР | 1 раз в полугодие |
7. | Правовая учеба воспитателей, воспитанников | Специалисты правоохранитель-ных органов | 1 раз в четверть |
8. | Закрепление наставников за воспитанниками «группы риска», состоящими на внутридомовом учете и на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН) | Зам. директора по УВР | По мере необходи-мости |
9. | Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ. | Социальный педагог | В течение года |
10. | Учеба воспитателей по проблеме «Система работы с «трудными» воспитанниками» | Педагог – психолог, социальный педагог | Постоянно |
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних |
1 | Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния | Специалисты правоохранитель-ных органов | Ежегодно |
2. | Вовлечение воспитанников в творческие объединения дополнительного образования (кружки, секции) | Педагоги дополнительного образования, воспитатели | Постоянно |
3. | Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения: • недель профилактики; • правовых месячников; • индивидуальной работы | Специалисты правоохранитель-ных органов, социальный педагог | В течение года |
4. | Участие воспитанников в акциях: • «Забота»; • «Здоровье»; • «Подросток» | Зам. директора по УВР | Ежегодно |
5. | Апробирование и внедрение планов индивидуально-профилактической работы с воспитанниками, состоящими на учете в ОДН, в детском доме | Зам. директора по УВР, Социальный педагог | В течение года |
6. | Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни» | Воспитатели | Ежегодно |
7. | Организация отдыха воспитанников в каникулярное время | Администрация детского дома | Ежегодно |
8. | Расширение представлений учащихся о нормах культурного поведения в обществе | Воспитатели, социальный педагог | Постоянно |
9. | Проведение тематических недель профилактики: а) «Выполняем Устав детского дома (права, обязанности, ответственность воспитанников)»; б) «От пьянства до преступления — один шаг»; в) «Проступок, правонарушение, преступление»; г) «Опасные игры»; д)«Профилактика употребления ПАВ»; е)«Механизм действия Федерального закона "О запрете курения». | Зам. директора по УВР, специалисты правоохранительных органов, социальный педагог, педагог-психолог | По плану |
10. | Изучение индивидуальных особенностей воспитанников: а) наблюдение, тестирование; б) интервью; в) беседы; г) анкетирование; д) диагностика личности подростка и его социальных связей (методики «недописанный тезис», «фантастический выбор», «незаконченное письмо») | Воспитатели, педагог-психолог | В течение года |
11. | Подготовка социального паспорта группы и детского дома; подготовка характеристик на воспитанников | Воспитатели, социальный педагог | Один раз в полугодие |
12. | Наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях: а) школа (учеба, труд); б) участие во внеклассных мероприятиях; в) досуговые предпочтения; г) наличие профессиональных направленностей | Педагогический состав детского дома | Постоянно |
5. Совместная работа субъектов профилактики |
1 | Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами | Администрация, Специалисты ОПДН, правоохранительных органов | Ежегодно |
2. | Совместная работа педагогов детского дома и органов правопорядка по: • выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними; • формированию навыков законопослушного поведения | Администрация, Специалисты ОПДН, правоохранительных органов | Ежегодно |
3. | Неделя профилактики | Заместитель директора по УВР | По плану |
4. | Организация круглых столов, бесед, лекций с воспитанниками по профилактике правонарушений | Администрация, Специалисты ОПДН, правоохранительных органов | Ежегодно |
5. | Проведение операций: «Подросток», «Всеобуч» | Администрация, Специалисты правоохранительных органов | Ежегодно |
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних |
1. | Совместные мероприятия педагогов детского дома и представителей ОПДН, правоохранительных органов, общественных организаций | Администрация, Специалисты ОПДН, общественных организаций | Ежегодно |
2. | Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома, правоохранительных органов, общественных организаций | Администрация детского дома | В течение года |
7. Контроль |
1. | Создание системы мониторинга реализации программы | Зам. директора по УВР | В течение года |
2. | Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников (по полугодиям) | Социальный педагог | 2 раза в год |
3. | Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников «группы риска» | Воспитатели | Ежегодно |
8. Информационная работа |
1 | Выпуск буклетов: «Профилактика», «О вреде алкоголя и курения», «Проблемный ребенок — кто он?», «Легче предупредить, чем...» | Воспитатели | Сентябрь |
2. | Размещение материалов на сайте детского дома | Зам. директора по УВР | Постоянно |
3. | Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению, профилактике вредных привычек | Педагог-психолог, социальный педагог | Постоянно |
4. | Конкурсы плакатов, рисунков по актуальным проблемам | Воспитатели | В течение года |
7